- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Тунис в поисках финансовой помощи на фоне политического кризиса

Центральный банк Туниса ведет предварительные переговоры с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами  о получении финансовой помощи для страны, испытывающей нехватку наличности, подтвердил высокопоставленный тунисский банкир. Абделькарим Лассуд, глава отдела финансирования и иностранных операций тунисского регулятора, сообщил 15 октября местному радио Shams FM, что соглашение с двумя государствами Персидского залива может быть достигнуто в ближайшее время. Он добавил, что переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) также продолжаются, не вдаваясь в подробности обсуждаемого объема помощи. Североафриканская страна пережила годы политического тупика после революции 2011 года, когда раздробленные коалиции и недолговечные правительства оказались неспособными разрешить насущные социальные и экономические кризисы. Ситуация ухудшилась в июле, когда президент Кайс Саид совершил фактический государственный переворот, распустив парламент и приняв на себя чрезвычайные полномочия. 7 октября глава Центрального банка Маруан Абасси заявил, что некоторые страны, «дружественные Тунису», помогут ему преодолеть финансовый кризис, на следующий день после того, как банк заявил, что обеспокоен острой нехваткой внешних финансовых ресурсов. Он не назвал ни одной страны, но широко ожидается, что некоторые страны Персидского залива, которые поддерживают президента Кайса Саида, могут быть готовы оказать финансовую помощь Тунису. Президент Туниса заявил в августе, что Саудовская Аравия пообещала оказать помощь Тунису в знак поддержки в борьбе с его исламистскими противниками. В этой связи отметим, что надежды тунисского президента связаны прежде всего с тем, что он ожидает от ОАЭ и КСА «подарков» в силу того, что он фактически отстранил тунисский филиал глобального движения «Братья-мусульмане»  в лице исламистской партии «Ан-Нахда» от власти. После того, как режим Бен Али пал во время событий  2011 года, «Ан-Нахда» вернулась в политику и с тех пор входила в каждую парламентскую коалицию, поддерживая ряд недолговечных правительств страны. Но  теперь партия столкнулась с Саидом, бывшим ученым-юристом, который резко выступает против «Ан-Нахды» и политической Туниса, вместо этого призывая к децентрализации. «У президента есть убеждения, которые он высказал до вступления в должность: его видение народного правительства, его неприятие… политических партий, парламентов. Это его выбор, его право. Но это не его право применять жестокие методы и насилие», — сказал глава партии «Ан-Нахда» р.Ганнуши. При этом его попытки вступить с К,Саидом в какие-то консультации через посредников успехом не увенчались.  «Ан-Нахда» — самая организованная партия в глубоко раздробленном законодательном органе в 217 мест, но с 2014 года доля голосов «Ан-Нахды» резко упала. В последние годы она также столкнулась с внутренними кризисами, поскольку более молодые члены партии требовали изменений наверху, в том числе замены самого Ганнуши. «Один положительный аспект решений президента заключается в том, что они объединят «Ан-Нахду» с другими политическими партиями и объединят саму «Ан-Нахду»», — сказал Ганнуши. На вопрос, будет ли его партия участвовать в выборах он ответил: «Мы бы приняли участие, безусловно». Отметим один нюанс:  в настоящее время КСА и оаэ не так охотно финансируют такие «антиисламистские» шаги региональных лидеров в силу как экономического кризиса, так в силу общего публичного тренда на нормализацию отношений с тем же Катаром, который считается главным спонсором «Братьев-мусулман». Тем более, что Катар отказался помочь Тунису в июле, что, кстати, стало еще одной причиной для К.Саида  дистанцироваться от «Ан-Нахды» и ее лидера, спикера парламента Р,Ганнуши.  Переговоры о размещении Дохой 2 млрд долларов в Центральном банке Туниса (ЦБТ) зашли в тупик чуть более чем через месяц после того, как премьер-министр Хишам Мешиши посетил столицу Катара с 30 мая по 1 июня. Договоренность, объявленная как неизбежная вскоре после этой официальной поездки исламистской партией «Ан-Нахда», позволила бы Тунису немного улучшить бухгалтерскую отчетность и, следовательно, начать переговоры с МВФ и другими международными кредиторами на более надежной основе. Эта схема была придумана после того, как Центральный банк Катара (ЦБК) и Тунис не смогли договориться об условиях кредита на ту же сумму, который бы напрямую должен был направлен  в государственный бюджет. Несмотря на усилия главы «Ан-Нахды» Рашида Ганнуши, который посетил Катар в мае после того, как отправил своего зятя и советника Рафика Абдессалема  месяцем ранее, Доха отказалась сдвинуть процентную ставку, которая составляла около 5,5%. Более того, половина денег ушла бы на погашение более раннего кредита ЦБК. Ровно такие же проблемы будут стоять и перед КСА и ОАЭ в рамках обсуждения этого транша помощи.

Еще одна проблема заключается в том, что помимо исламистов К.Саид от власти заодно отодвинул еще и практически все светские партии. А это совсем неоднозначно было встречено  и в Вашингтоне, и в ЕС. Если США в данном случае взяли паузу: часть Конгресса требует введения санкций против К.Саида, но при этом  уровень ВТС  с Тунисом остается без изменений, если не наращивается.  Переворот президента Кайса Саида не поставил под сомнение военное сотрудничество между обеими странами.

Тунисская армия в скором времени намерена получить два самолета Cessna, преобразованных инженерными службами ATI в самолеты-разведчики, и усилить их взаимодействие со своими американскими коллегами в рамках совместных мониторинговых миссий.  А вот дипломаты ЕС начинают терять терпение в отношении Туниса, где парламент остается полностью в стороне, а политические и конституционные реформы все еще не завершены, несмотря на недавнее формирование правительства. 11 октября в Тунисе было назначено новое правительство, премьер-министр Наджла Буден, назначенная Саидом в прошлом месяце, подтвердила назначение и заявила, что главными приоритетами ее правительства будет борьба с коррупцией. Буден не заявила, как она будет решать продолжающиеся экономические проблемы страны. Среди ее новых назначений — банкир Самир Саид на пост министра экономики и планирования и Тауфик Шарфеддин на пост министра внутренних дел. Некоторые назначения Будена связаны с Саиедом, в том числе Шарфеддина, который был уволен бывшим премьер-министром Хишамом Мешиши из-за его лояльности президенту. При этом Буден оставила прежнего  министра иностранных дел.  Все это вызывает соответствующее дипломатическое давление на Тунис со стороны главного координатора внешней политики Брюсселя Ж.Борреля. И одним из следствием этого ужесточения позиции Брюсселя стал перенос сроков проведения в Туниса саммита стран франкофонной Африки.

Абасси также заявил, что Тунис «в ближайшее время» проведет переговоры с МВФ о программах финансовой поддержки и реформах, которые Тунис должен осуществить, чтобы получить эту поддержку. Это было первое упоминание тунисского чиновника о возобновлении переговоров с МВФ. Эти переговоры должны были начаться еще в сентябре, но Тунис затягивал этот процесс и продолжал губительную практику заимствования у коммерческих банков. Однако Центральный банк предупредил, что финансирование бюджета сопряжено с экономическими рисками, включая повышение инфляции, сокращение банковских резервов и падение стоимости местной валюты. Тунису также необходимо привлечь не менее 3,5 млрд долларов в этом году, чтобы погасить свои внешние долги и выплатить заработную плату сотням тысяч работников государственного сектора, говорится в сообщении.  Выпускница ENA, специализирующаяся на административной реформе и финансах, младший министр помощи Аида Хамди будет отвечать за взаимодействие с международными финансовыми спонсорами страны.

Член правительства Наджлы Буден Аида Хамди поставлена перед сложной задачей восстановления отношений между Тунисом и его сторонниками, в частности Всемирным банком и Международным валютным фондом (МВФ). Новый государственный секретарь, отвечающий за международное сотрудничество, который подчиняется министру иностранных дел Отману Джеранди, курирует портфель, который связывает высшую государственную службу, образование и международные финансовые учреждения. Таким образом, это должно позволить ей выступать в качестве посредника между международными организациями и правительством. Родившись в семье государственных служащих без особых политических связей, Хамди окончила элитную Национальную школу управления Франции (ENA), где ей удалось создать сеть контактов среди высокопоставленных французских и международных чиновников. Затем она поступила в Парижский университет Дофина в 2013 году в качестве главного помощника тогдашнего вице-президента Элиеса Жуини (бывший министр Туниса, отвечавший за экономические и социальные реформы в 2011 году). На престижном парижском факультете она также руководила отделом финансов Палаты представителей, объединяющим финансы, промышленность и менеджмент. Она также была генеральным секретарем кафедры женщин и науки, возглавляемой Джуини. Эти должности позволили ей общаться с важными игроками в финансовом секторе, такими как Кристин Лагард, бывший глава МВФ, а ныне президент Европейского центрального банка (ЕЦБ), и управляющий Банком Франции Франсуа Вильруа де Галау. Фактически, Хамди ранее выступал в качестве посредника между правительством Туниса и его сторонниками. Это было еще в 2015-2016 годах, когда она была консультантом по государственному управлению во Всемирном банке, прежде чем присоединиться к канцелярии премьер-министра Х.ас-Саида  в качестве советника, ответственного за работу над реформой государственной службы совместно с Всемирным банком и ОЭСР. Ей предстоит непростая миссия: вышедшая из-под контроля инфляция заработной платы государственных служащих с 2011 года фактически является одной из наиболее частых областей разногласий между Тунисом и его сторонниками. Этот вопрос — среди многих других — привел к приостановке переговоров с целью получения кредита от МВФ.  Ни президенту Кайсу Саиду, ни правительству Хишама Мешиши до сих пор не удалось разработать план реформ, который отвечал бы условиям, установленным МВФ для предоставления кредита в размере 4 млрд долларов. В любом случае, кредит едва ли позволит Тунису покрыть предстоящие сроки платежей. Отсюда и попытки получить новые кредиты от КСА и ОАЭ.