- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: экономические последствия гражданских протестов

Прямым результатом первого после ключевых политических соглашений 2019 года внутриполитического кризиса в Судане, помимо заявленной премьер-министром А.Хамдоком угрозы торпедирования транзитного процесса, может стать масштабный экономический кризис.

Обострение гражданского противостояния в Судане, ставшее результатом выплеснувшихся наружу непримиримых разногласий и противостояния между стоящими у руля переходной администрации военными и гражданской коалицией, возглавляемой «Движением за свободу и перемены». Это привело к массовым гражданским протестам, начиная с середины октября с.г., которые несут в себе серьезные риски парализации экономического развития и сведения на нет недавних усилий временного правительства по восстановлению экономики. В частности, ситуация вокруг заблокированного протестующими с начала октября Порт-Судана и длительные забастовки ряда предпритий в восточных регионах Судана уже привели к большим экономическим потерям как для суданской экономики, так и для международных партнеров. Восточные племена Судана намеренно саботируют работу предприятий, блокируют транспортное сообщение, в том числе морские перевозки на Красном море, требуя от Хартума отменить действие заключенного год назад мирного соглашения между центральным правительством и повстанческими группами.

Причина протеста преимущественно социальная, – многие суданские работники и водители транспортно-логистических компаний живут в ситуации острой нищеты и голода, и не видят позитивных изменений за последние два года нахождения у руля премьер-министра А.Хамдока. Согласно опросам среди протестующих, более 80% из них не имеют достаточных средств для обеспечения своих семей продовольствием. В результате, многие работающие в Судане международные инвестиционные, производственные а также транспортно-логистические компании вынуждены замораживать свои текущие контракты в Судане и нести существенные убытки. Например, работающая в регионе глобальная датская логистическая компания Maersk недавно сообщила, что за несколько недель блокады она уже понесла потери в размере 130 млн долларов США.  Регулярные невосполнимые потери транспортных и логистических операторов в Порт-Судане исчисляются суммой в 400 тыс. долларов ежедневно.

С точки зрения перспектив внутриэкономической ситуации, блокада Порт-Судана привела к существенным задержкам в циркуляции и поставках жизненно важных товаров, прежде всего продовольствия, внутри страны. Это уже ведет к нарушению продовольственных цепочек и образованию дефицита  продовольствия в различных регионах страны.

В долгосрочном, cтратегическом плане ситуация самым прямым образом воздействует на инвестиционные перспективы Судана. Только недавно, новая американская администрация Джо Байдена дала «зеленый свет» на размораживание активов и наращивание инвестиций в Судан по линии международных финансовых институтов. Это стало ответом на разворот в сторону западных ценностей и демократии в политике прагматичной переходной администрации Судана.  В результате, с весны 2021 года по линии Международного валютного фонда и Всемирного банка Судану были обещаны многомиллиардные траншы и кредиты для восстановления экономики и проведения структурных экономических реформ. Сейчас с блокадой логистических и транспортных узлов и с началом внутреннего противостояния, проведение этих реформ поставлено под угрозу, а инвестиционный климат в стране вновь оказался существенно подорванным.

Растущая турбулентность внутриполитической ситуации в Судане ставит под угрозу всю перспективу переходного процесса в стране, и подрывает начавшуюся экономическую трансформацию. В начале осени с.г. Международный валютный фонд выступил со сдержанным оптимизмом, прогнозируя слабый рост суданской экономики на уровне 1% по итогам 2021 года, после того как она просела на 3.6% в 2020 году. В среднесрочной перспективе, по прогнозам экспертов МВФ, рост экономики будет только наращиваться, поскольку запущенные сегодня болезненные реформы в финансовом секторе и системе налогообложения наконец начнут приносить плоды. Аналогичные прогнозы эксперты Всемирного банка выдвигали относительно перспектив плавного сокращения безработицы в стране с нынешних 17.4% до 16.8% в 2024 году. Однако сейчас, c началом массовых протестов в октябре, достижение даже самых скромных показателей экономического роста вновь оказалось под угрозой.  Также высока угроза нового витка роста безработицы быстрыми темпами до конца 2021 года и в течение следующего года.

Резюмируя, нарастание политического противостояния и социального протеста в Судане не только ставит под угрозу перспективу политической консолидации и плавного транзита к новой системе управления после намеченных на 2024 год выборов. Нарастающая нестабильность и непредсказуемость неизбежно ведет к существенным репутационным издержкам страны в мировом финансово-экономическом сообществе, и грозит свести на нет все недавние успешные усилия переходного правительства А.Хамдока по экономическому восстановлению, преодолению международной изоляции и интегрированию Судана в мировую экономическую систему. Вызванные блокадой Порт-Судана задержки с поставкой на мировой рынок суданской и южносуданской  нефти также подрывают доверие cо стороны внешних игроков, и лишают Судан перспективных рынков. Производство нефти в стране после пиковых показателей в июне-июле с.г. в конце года вновь стало сокращаться. Волатильность мировых цен на энергоресурсы в силу неопределенностей вокруг продолжающейся пандемии – важнейший источник дохода и поступательного роста Судана – дополнительный рычаг, который подрывает основы для выхода страны на путь устойчивого социально-экономического развития.