- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Интересы Египта и России в сфере военно-технического сотрудничества

В 2021 году исполнилось 66 лет с установления военно-технического сотрудничества (ВТС) между СССР/Россией и Египтом. ВТС имело столь же большое значение для развития двусторонних отношений, как и строительство высотной Асуанской плотины. В настоящее время для развития этого направления сотрудничества складываются благоприятные условия – новое руководство Египта проявляет заинтересованность
в диверсификации своих связей с внешними партнерами. Каир заинтересован в приобретении новой техники, а Россия, в свою очередь, стремится расширить горизонты военно-технического сотрудничества. Китай и Индия меняют свои позиции, во всех странах идет диверсификация. До сих пор одним из главных российских партнеров в сфере ВТС в Африке был Алжир. Однако ресурсы данного рынка в основном уже исчерпаны. Перед Россией стоит задача поиска новых моделей сотрудничества и новых партнеров, и Египет в этом плане выдвигается на одну из главных позиций. Египетская военная промышленность достаточно хорошо развита, египтяне производят многие виды вооружений, в том числе радиолокационные станции и элементные базы для них. Это позволяет предположить, что «Рособоронэкспорт» может работать с ними по линии промышленного сотрудничества в военной области – лицензирование, создание совместных предприятий по модернизации и ремонту.

В настоящее время Египет сталкивается с тремя серьезными вызовами, стимулирующими официальный Каир на приобретение современных средств вооружения у российской стороны. Как следствие, и у России, и у Египта появляется уникальная возможность оживить сотрудничество в военно-технической области.

Первый вызов – это угроза, исходящая от «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Чтобы ответить на него, Египту понадобятся финансовые ресурсы, способность играть решающую роль в регионе и готовность остановить возможное расширение террористической организации, создав своего рода барьер между Северной Африкой и Персидским заливом.

Вторая проблема – это вопрос распределения вод Нила и отношений
с Эфиопией. Эфиопия располагает полумиллионной армией, которая сейчас активно вооружается (в основном за счет Китая) и становится сопоставимой по численности и оснащению с египетскими вооруженными силами. Претензии и противоречия между двумя государствами существовали долгое время. Именно Эфиопию (а не Израиль) Египет до последнего времени видел в числе своих противников, так же как и Эфиопия – Египет, хотя на официальном уровне об этом не заявлялось.

Третий вызов – сохранение в стране социальной нестабильности и вероятности новых массовых волнений. В случае возникновения новых широкомасштабных политических потрясений, как показывает опыт Ливии и Сирии, нельзя исключать вмешательства со стороны иностранных государств. В том числе этим может быть вызван большой интерес властей Египта к закупке современных систем ПВО. Каир хотел бы купить у России многоцелевые самолеты и комплексы ПВО. Применение такой техники способно сдержать военно-воздушные операции против страны со стороны.

Риском для последующего развития российско-египетского ВТС сегодня становится растущая конкуренция со стороны Китая. На российских рынках вооружения в Африке (Эфиопия, Ангола), где осталось 30–40% советской техники, Китай поставляет примерно ту же продукцию, что и Россия, но по более низким ценам. Кроме того, китайцы активно работают над повышением качества поставляемой продукции. Очевидно, Египет будет диверсифицировать военные контракты, заключая их и с Соединенными Штатами, и с Китаем. Однако конкурентоспособность России по-прежнему высока в сфере ПВО и ВВС.

В оценке потенциала российско-египетского ВТС можно отталкиваться от уровня военно-технического сотрудничества, который был достигнут
в период правления Х.Мубарака. Такой уровень Россия, скорее всего, смогла бы поддерживать. Например, в 2005 г. «Рособоронэкспорт» заключил
с Каиром несколько контрактов на поставку зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) – 4 ЗРК «Тор-М1», небольших партий ЗРК «Бук-М1-2» и ЗСУ-23-4 «Шилка», а также переносных ЗРК «Игла». В сентябре 2007 г. был подписан контракт на поставку зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4-М4 «Шилка-Стрелец». В 2006 г. Египет и Россия достигли договоренности
о поставках истребителей МиГ-29СЭ. Контракт, оценивавшийся в 1,5 млрд долл., остался нереализованным из-за давления США. В 2008 г. стороны подписали контракт на поставку в Египет 14 вертолетов Ми-17 на общую сумму около150 млн долл.

В ноябре 2013 г. в Каире состоялась первая российско-египетская встреча в формате «два плюс два» министров обороны и иностранных дел России и Египта. Ее участники договорились расширить сотрудничество по линии военно-воздушных и военно-морских сил двух стран. По данным ряда экспертов, в ходе переговоров были согласованы контракты стоимостью более 3 млрд долларов на поставку до 24 истребителей МиГ-29М/М2,
12 ударных вертолетов Ми-35М, подвижного берегового ракетного комплекса К300П«Бастион», ЗРК «Тор-2МЭ», стрелкового вооружения и боеприпасов. По другим источникам, в пакетное соглашение вошли также ПТРК «Корнет» и вертолеты Ми-17. Для египетской стороны эти договоренности имели особое значение в свете приостановки поставок американских вооружений  в июле 2013 г. Результатом встречи стало также подписание в марте 2014 г. протокола по военно-техническому сотрудничеству. Это стало первым проявлением военно-технического сотрудничества Каира и Москвы на таком уровне в период после распада СССР.

В настоящее время на изучении Министерства обороны АРЕ находятся коммерческие предложения на поставку российского вооружения, военной и специальной техники  (ВВСТ) на общую сумму более 7 млрд. долл. Срок реализации этих проектов рассчитан до конца 2021 года. В случае их выполнения потребности египетских сухопутных войск, ВВС и войск ПВО в современной технике российского производства будут практически полностью удовлетворены. В период 2015–2020 годы египтяне приобретали запасные части и боеприпасы к данному ВВСТ, а также модернизировать закупленное ранее вооружение российского (советского) производства. В период до 2023 года военное ведомство Египта планирует проработать с субъектами ВТС России условия приобретения для национальных ВМС следующей военно-морской техники и имущества:

– берегового ракетного комплекса;

– системы контроля надводной обстановки в прибрежной полосе;

– запасных частей для дизельных двигателей;

– аккумуляторных батарей для дизель-электрических подводных лодок;

– оборудования для центра технического обслуживания и ремонта дизельных двигателей советского производства;

– боеприпасов для корабельных артиллерийских комплексов различных калибров;

– ракетных катеров проекта 205 советского производства из наличия МО России или их современных российских аналогов.

Египетская сторона заинтересована в оснащении национальной гвардии и специальных подразделений МВД современным российским ВВТ. Данные силовые структуры планируют приобрести следующую продукцию военного назначения (ПВН):

– средства связи УКВ-диапазона;

– бронированные автомобили;

– автомобильную технику для перевозки личного состава вместительностью от 5 до 30 человек;

– стрелковое оружие и боеприпасы к нему;

– средства обнаружения взрывчатых и наркотических веществ;

– прицелы ночного видения;

– бронежилеты, защитные шлемы и костюмы для саперов;

– свето-шумовые гранаты;

– технические средства и робототехнику для уничтожения взрывных устройств;

– системы контроля доступа в режимные помещения;

– системы подавления сигнала сотовой связи разной мощности для оснащения государственных учреждений и объектов службы исполнения наказаний.

Наиболее приоритетным направлением поддержания боевой готовности сухопутных войск египетское военное командование считает поэтапную замену ВВСТ советского производства на современную российскую технику. В настоящее время наибольший интерес для египтян представляет:

  1. Закупка запасных частей, ремонт и модернизация танков, бронетранспортеров и РСЗО.
  2. Закупка двигателей для БМП.
  3. Организация совместного производства самоходных гаубиц
    и боеприпасов к ним.
  4. Организация совместного производства боеприпасов для РСЗО.
  5. Закупка запасных частей для оперативно-тактического ракетного комплекса.
  6. Закупка имеющихся у Министерства обороны Российской Федерации современных танков.
  7. Закупка противотанковых ракетных комплексов.
  8. Организация в Египте лицензионного производства автоматов Калашникова.

Важнейшим направлением российско-египетских отношений остается военное сотрудничество. Руководство АРЕ проявляет заинтересованность в подготовке военных специалистов в Российской Федерации. Вместе с тем двустороннее взаимодействие в этой области все еще находится в стадии становления. В настоящее время продолжается работа по согласованию соответствующей нормативно-правовой базы. Негативными моментами, влияющими на развитие отношений в данной сфере, являются периодическое затягивание Каиром рассмотрения российских предложений, а также стремление снизить расходы на обучение, что не всегда приемлемо для российской стороны.

Перспективными направлениями двустороннего сотрудничества могут также стать восстановление института российских военных советников
в египетских вооруженных силах, предоставление кораблям ВМФ России приоритетных условий прохода Суэцкого канала, упрощенного захода в порты Египта, а также создание российского пункта базирования на побережье Средиземного или Красного морей, использование египетского воздушного пространства в интересах авиации ВКС России с возможностью посадки на местные аэродромы.

На современном этапе сложились предпосылки для расширения двустороннего взаимодействия в реализации совместных проектов
в космической области («Е-Стар», ГЛОНАСС), передаче Египту российских технологий военного и двойного назначения, создании с помощью России предприятий для лицензионного производства боевых машин пехоты, артиллерийского и стрелкового вооружения.

Руководство республики уделяет повышенное внимание закупкам современных средств борьбы с террористическими группировками. При этом особый интерес Каир проявляет к приобретению авиационной техники российского производства. Египетские специалисты намерены принять участие в разработке легкого истребителя пятого поколения с перспективой стать первыми покупателями нового самолета. Кроме того, Каир заинтересован в создании на своей территории центра технического обслуживания и ремонта ранее поставленной авиационной техники.

В рамках повышения боеспособности национальных военно-морских сил изучается возможность закупки в РФ ракетных катеров из наличия Минобороны России или их современных аналогов, береговых ракетных комплексов, боеприпасов для корабельных артиллерийских комплексов, радиолокационных систем контроля надводной обстановки. Рассматривается вопрос о строительстве на египетских судоремонтных верфях сторожевых кораблей и патрульных катеров, а также совместного проектирования
и строительства малой подводной лодки.

Кроме того, египтяне заинтересованы в приобретении российской бронетанковой техники, ОТРК, ПТРК, разведывательных беспилотных летательных аппаратов, средств ПВО и РЭБ, стрелкового оружия и боеприпасов.

Каир проявляет заинтересованность в дальнейшем расширении двустороннего военного и военно-технического сотрудничества. Это обусловлено в первую очередь тем, что, по оценке Министерства обороны Египта, практические шаги в данном направлении позволят снизить зависимость страны от США, а также предоставят возможность закупать продукцию военного назначения на более выгодных условиях.