- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Законодательные инициативы правительства Израиля. Часть 2

 «Не персональные» законы персональной направленности

Министр юстиции Гидеон Саар («Новая надежда») опубликовал проект закона, запрещающего формирование коалиции депутатом, обвиненным в преступлении. Речь идет о поправке к Основному закону о правительстве. Согласно документу, такому политику нельзя будет поручить формирование коалиции, если за преступление, в котором его обвинили, предусмотрено наказание в виде трех и более лет лишения свободы. В то же время, если будет решено, что «при сложившихся обстоятельствах» преступление не влечет моральной дискредитации (на иврите «калон»), глава Центральной избирательной комиссии все же сможет поручить формирование коалиции такому депутату.

Если данный законопроект будет утвержден, то он вступит в силу в Кнессете 25-го созыва. На нынешний Кнессет 24-го созыва он не распространяется и Биньямин Нетаньяху может продолжать попытки вернуться к власти. Однако принятие подобного закона, помимо высоких идеологических мотивов, о которых говорят его сторонники, преследует и вполне прозрачную политическую цель. Его утверждение закроет на долгий срок путь Биньямину Нетаньяху на пост кандидата в премьер-министры. Вряд ли в Ликуде захотят долго хранить верность бесперспективному с точки зрения возвращения во власть лидеру, а это может повлечь за собой смену главы партии. С другой стороны, снятие угрозы, имя которой – Нетаньяху, резко понизит уровень мотивации политиков, формирующих коалицию, продолжать ее существование. Исчезновение Нетаньяху в качестве потенциальной угрозы может привести к самым неожиданным изменениям и распаду коалиции.

Проект закона, предложенный министром юстиции Гидеоном Сааром, подвергся критике со всех сторон, и члены коалиции, и оппозиция высказались негативно по поводу инициативы министра, назвав ее «антидемократической» и «направленной конкретно против Нетаньяху». Представители Ликуда заявили, что Гидеон Саар, партия которого, согласно всем опросам, находится на грани электорального барьера, выдвинул «антидемократический закон в иранском стиле». Они назвали этот закон персонально направленным против «пользующегося поддержкой миллионов граждан» Нетаньяху, которого Саар хочет «исключить из демократического процесса».

В то же время юридический советник правительства Авихай Мандельблит поддержал закон Гидеона Саара. Мандельблит отверг главный довод, выдвигаемый против законопроекта, заявив, что  закон, запрещающий обвиняемому в тяжких преступлениях формировать правительство, не является «персональным». Выступая на форуме по «этике общественных избранников» в Тель-Авивском университете, юридический советник правительства впервые прокомментировал законопроект Саара, именуемый в СМИ «законом против Нетаньяху».

Юридический советник правительства сказал, что так называемый «закон Нетаньяху» не подпадает под определение «персонального законодательства», так как он устанавливает общую норму на будущее, и возник «не на пустом месте», а воплощает основополагающие принципы, сформулированные в решениях Верховного суда. Обвиняемые в уголовных преступлениях министры в Израиле обязаны уйти в отставку — хотя в Законе о правительстве нет такого пункта, правило установлено прецедентным решением БАГАЦа и неукоснительно выполняется.

Мандельблит считает «закон Нетаньяху» логическим продолжением и воплощением тех же принципов государственного устройства, которые были установлены Верховным судом, и запрещают обвиняемым министрам продолжать работу. До Нетаньяху ни один премьер-министр Израиля не оставался у власти после предъявления обвинения, невозможность такой ситуации казалась «сама собой разумеющейся».

Гидеон Саар, выступая на той же конференции, заявил, что без принятия поправки в Основной закон Израилю в будущем грозит опасность разрушения базовых государственных институтов.

Законодательная инициатива Гидеона Саара не включена в коалиционные соглашения и может не получить поддержку всех членов правящей коалиции — Айелет Шакед уже выступила против, премьер-министр Беннет молчит, и фракция «Ямина» пока не определила своей позиции. Для Беннета речь идет о нелегкой дилемме — в прошлом он публично выступал против отстранения от власти «правого премьер-министра» из-за предъявления ему уголовных обвинений. Кроме того, закон Саара опасен для Беннета политически — он может подтолкнуть Ликуд к смене лидера, что чревато распадом правящей коалиции. Это тот сценарий, на который рассчитывает Юлий Эдельштейн (Ликуд), — и недаром Саару приписываются «закулисные договоренности» с Эдельштейном. Министр юстиции категорически опровергает эти подозрения.

Голосование по этому законопроекту даст ответ на вопрос о подлинных намерениях правых депутатов и министров, оставшихся депутатами. В первую очередь, речь идет о партии «Ямина». И в этом плане Айелет Шакед повезло. Став министром и подав в отставку из Кнессета в рамках «норвежского закона», Шакед освободила себя от необходимости выбирать между голосованием за закон, против которого она выступает идеологически и политически, и нарушением коалиционной дисциплины по одному из наиболее кардинальных законопроектов нынешней коалиции. Понимая, что ей не предстоит голосовать, Шакед может себе позволить публичную критику законопроекта. Нет ничего приятнее для политика, чем набирать очки в глазах избирателей, не платя за это цену. Шакед, которая с самого начала мягко говоря скептически относилась к нынешнему правительству и составу коалиции, на которую оно опирается, получила платформу для попытки восстановить свое реноме в глазах правых избирателей. Голосовать в итоге придется другим. Пока же министр внутренних дел Айелет Шакед заявила, что абсолютно против данной законодательной инициативы, добавив: «Я не думаю, что юридический советник правительства должен решать, кто его возглавит».

В то же время председатель Объединенного арабского списка депутат Кнессета Айман Уде, не входящий в коалицию, откликнулся на предложенный министром юстиции законопроект и написал в своем аккаунте в Твиттере, что его партия поддержит эту инициативу. «У Шакед всего одна поднятая для голосования рука, а у нас — шесть. Гидеон Саар может принять закон, который не позволит обвиняемому в преступлении сформировать правительство уже на следующей неделе».

В противовес закону «против Нетаньяху» в Ликуде выступили с предложение провести закон «против Лапида», предложив  законопроект, который запрещает занимать должность министра без аттестата зрелости или его эквивалента от религиозного учебного заведения. Ведь лидер «Еш атид»  Яир Лапид не закончил среднюю школу, вернее не получил аттестат о ее завершении естественно не имеет и высшего образования.

Предложение внес адвокат Авиад Висоли, председатель форума «Земли Израиля» от партии Ликуд. «Невозможно представить, чтобы каждый младший чиновник, занимающий государственную должность, должен был предъявить как минимум свидетельство о зачислении, в то время как от министров, отвечающих за бюджет в миллиарды шекелей не требуется получение минимального образования», — заявил он.

По словам Висоли, еще одной причиной этого требования является то, что избранные должностные лица должны иметь определенный статус и быть в состоянии подавать пример согражданам. Он отметил, что «необразованные министры — плохой пример для израильской молодежи». Также, форум добавляет, что премьер-министр обязан иметь степень бакалавра, так как он «не только должен подавать пример и служить образцом для подражания для израильской молодежи», но и «контролировать собственных должностных лиц, которые могут манипулировать им».

Аналогичный законопроект был предложен в 2017 году председателем партии «Еврейство Торы» и тогдашним министром здравоохранения Яаковом Лицманом. Законопроект Лицмана требует, чтобы кандидат на пост премьер-министра имел высшее образование или занимал важную должность в Армии обороны Израиля.

Депутат Кэти Шитрит (Ликуд) заявила, что внесет закон, согласно которому лицо без аттестата зрелости (багрут) не сможет занимать пост премьер-министра. «Это же абсурд, – сказал она, – что человек без аттестата не может работать чиновником на государственной службе, но может возглавлять государство!» . Однако после интервью Шитрит источники в Ликуде дали понять, что не поддерживают этот законопроект. «Это просто троллинг, до голосования этот проект не дойдет», так как Ликуд не поддерживает законопроекты персонально направленные.