- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов военно-технического сотрудничества Турции и Украины

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий на протяжении последних пяти лет пристально наблюдают за сближением позиций официальных Анкары и Киева по вопросам военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества, развитие которого напрямую угрожает национальным интересам Российской Федерации в нескольких сферах одновременно.

Как известно, президент Турецкой Республики Р.Т.Эрдоган открыто поддерживает военно-политическое руководство в вопросе государственной принадлежности Крыма, что, в принципе не сопрягается с современным уровнем российско-турецкого делового сотрудничества. Необходимо отметить, что руководитель турецкого государства не только выступает с однозначными выступлениями о принадлежности Крыма, но и всячески содействует восстановлению обороноспособности Украины.

В данном аспекте отметим, что администрации президента ТР, а также МИД Турции удалось наладить тесные контакты с представителями высшего военно-политического руководства Украины, что подтверждается высочайшей скоростью работы таких организаций, как «УкрОборонПром» и «УкрСпецЭкспорт», которые систематически подписывают новые документы о сотрудничестве с предприятиями ОПК Турции.

Китайские обозреватели отмечают, что к настоящему моменту между двумя странами подписано около 30 соглашений на проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и аналогичное количество контрактов на поставки ВВТ в обе стороны.  Данные соглашения охватывают такие направления работ, как:

– разработка турбодизельного двигателя для ОБТ «Алтай»;

– разработка и изготовление газотурбинных двигателей для перспективных надводных кораблей ВМС ТР;

– изготовление двигателей серии ТВ3-117 для ударных вертолетов Т-929 «АТАК-2» турецкого производства;

– разработка турбореактивных двигателей для перспективного малозаметного истребителя TF-X;

– производство противотанковых боеприпасов в интересах СВ ВС ТР.

Очевидно, что составить исчерпывающий список совместных украино-турецких проектов в области ВВТ не представляется возможным в силу секретности данной информации.

Следует отметить, что в большинстве случаев, переговорный процесс между украинскими и турецкими предприятиями ОПК идет настолько быстро, что от момента подписания соглашения о сотрудничестве до контракта проходит не более семи месяцев.

К сожалению, данные о финансовых аспектах украино-турецкого сотрудничества остаются закрытыми, однако достоверно известно, что ряд контрактов реализуется по схеме «взаимозачета». Так, украинская сторона поставила в интересах подразделений ПВО ТР 6 батарей зенитно-ракетного комплекса С-125М1 «Печора-М1» (всего турецкая сторона заказала 10 батарей), часть которых уже дислоцирована в Ливии для прикрытия военной базы Аль-Ватия, которая является пунктом сосредоточения вооруженных формирований Правительства национального единства.

Кроме того, украинская сторона передала турецким партнерам несколько модернизированных мобильных комплексов радиотехнической разведки «Кольчуга-М», которые также перенаправлены в Ливию.  Китайские специалисты отмечают, что современная версия «Кольчуга-М» позволяет обнаруживать малозаметные истребители пятого поколения типа F-22 и  F-35 на удалении значительно большем, чем это могут выполнить РЛС из состава ЗРС С-300В или С-400.

Именно в обмен на эти образцы ВВТ турецкая  сторона приняла обязательства  по поставке 48 ед. разведывательно-ударных БПЛА «Байрактар-ТВ2» из которых 30 уже передано в подразделения беспилотной авиации ВВС (18 ед. в строю и готовы к применению, еще 6 поступили осенью 2021 г. и проходят тестирование) и ВМС Украины (6 ед. поступили на вооружение, выполняют разведывательные полеты над акваторией Черного моря).

Кроме самих дронов, турецкая сторона обеспечит функционирование сервисного и учебного центров на территории Украины, а также строительство и насыщение оборудованием двух новых цехов по сборке БПЛА различных моделей.  Данный комплекс работ будет выполнять компания Baykar Defense.

Военно-политическое руководство Украины сделало ставку на БПЛА турецкого производства, поскольку купить аналогичные разведывательно-ударные дроны в КНР не представляется возможным в силу того, что официальный Пекин не захочет ухудшения отношений с РФ. Однако, следует указать на тот факт, что разведывательные подразделения Вооруженных сил Украины активно используют новейшие квадро- и мультикоптеры от крупнейшей китайской компании по производства дронов DJI.

Высокое качество изображения, получаемое благодаря отличной оптике на БПЛА от компании DJI позволило украинским военным с высокой точностью составить подробные карты позиций народной милиции ЛНР и ДНР.  Именно высокое качество технической разведки, позволит украинским военным с максимальной эффективностью применять разведывательно-ударные БПЛА «Байрактар-ТВ2» в рамках спланированной кампании по уничтожению военной инфраструктуры ЛНР и ДНР.  Достоверно известно, что ВСУ располагают разведывательными БПЛА RQ-11 Raven американского производства, однако их стоимость гораздо выше в сравнении с продукцией DJI, а значит их потеря отразится более негативно на военном бюджете Украины.

По данным китайских источников, Командование ВСУ в сотрудничестве с турецкими военными провели анализ применения подразделениями ВС РФ комплексов радиоэлектронной борьбы и вооружения ПВО в Сирии, а также опыта применения «Байрактар-ТВ2» в Ливии и Нагорном Карабахе.

На основании полученных выводов был разработан план применения указанных БПЛА в целях уничтожения военных объектов и командиров подразделений сил народной милиции ЛНР и ДНР.

В данном документе учтены возможности комплексов РЭБ российского производства, размещенных на территории самопровозглашенных республик.

Благодаря проведенной аналитической работе турецкие и украинские военные намерены в рамках предстоящей осенне-зимней кампании:

– минимизировать потери БПЛА от действия ПВО;

– повысить эффективность ударов за счет налетов с разных направлений, пусков ракет и бомб из воздушного пространства Украины;

– согласованно применять комплексы РЭБ украинского производства и БПЛА турецкого производства;

– провести испытания новых малокалиберных авиационных средств поражения.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что украинские военные рассчитывают постепенно уничтожить ключевые элементы военной инфраструктуры ЛНР и ДНР именно при помощи БПЛА турецкого производства, поскольку это более целесообразно, чем использовать классические средства вооруженной борьбы – ствольную/реактивную артиллерию или оперативно-тактические ракетные комплексы.

Очевидно,  что результаты кампании  станут отличной рекламой для ОПК Турции и важнейшим сигналом для РФ, подтверждающим, что антироссийская коалиция окончательно сформирована и готова к решительным действиям на Крымском направлении.

В дополнение необходимо отметить, что военно-техническое сотрудничество ТР и Украины направлено, не только на расширение возможностей ОПК и ВС Турции, но и на восстановление боеспособности ВСУ, а также на передел оружейного рынка в тех регионах, в странных которых ранее было поставлено ВВТ советского или российского производства нуждающееся в обслуживании, ремонте или модернизации.