- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о разнице в реакции западных и региональных государств на переворот в Судане

Американские эксперты полагают, что для того, чтобы вернуть демократический переход в Судане в нужное русло, западные правительства и институты будут оказывать давление на военных во главе с генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом с целью вынудить его  передать контроль другому гражданскому переходному правительству. Но поддержка аль-Бурхана со стороны арабских государств Персидского залива осложнит усилия Запада и задержит процесс купирования негативных последствий переворота. После военного переворота 25 октября западные государства и международные институты отреагировали его решительным осуждением и финансовыми последствиями, в то время как региональные соседи Судана и арабские государства Персидского залива ответили скромными призывами к деэскалации. Президент США Джо Байден 28 октября потребовал, чтобы военные Судана немедленно восстановили гражданское правление в стране, присоединившись к призывам Европы и ООН к прекращению насилия в отношении мирных демонстрантов и освобождению задержанных. «Наше послание военным властям Судана является ошеломляющим и ясным: суданскому народу должно быть позволено мирно протестовать, а возглавляемое гражданским населением переходное правительство должно быть восстановлено. События последних дней являются серьезной неудачей»,- сказал президент, имея в виду военный переворот в начале этой недели, который погрузил эту африканскую страну в хаос, — «но Соединенные Штаты будут продолжать поддерживать народ Судана». Это было первое официальное заявление Байдена по ситуации в Судане с тех пор, как военные захватили власть рано утром 25 октября. Соединенные Штаты приостановили помощь в размере 700 млн долларов, и государственный секретарь США Энтони Блинкен потребовал освободить премьер-министра Абдуллу Хамдока и гражданских членов правительства. 27 октября Всемирный банк объявил о приостановке всей помощи Судану. В настоящее время Всемирный банк поддерживает портфель в размере 2,3 млрд долларов в различных секторах страны. Африканский союз приостановил членство Судана, а Межправительственный орган по вопросам развития (международный неправительственный орган на Африканском Роге) осудил действия военных. Турция и Катар выразили «озабоченность» в связи с переворотом и призвали к деэскалации. Саудовская Аравия призвала к сдержанности и единству «всех политических компонентов» в Судане.

Все иностранные партнеры Судана хотят видеть стабильный переходный период, но у них разное видение того, как этот переход должен произойти. Турция и Катар, два региональных партнера Судана, ранее терпимо относились к правительствам, возглавляемым гражданскими лицами, до тех пор, пока они могли обеспечивать стабильность. Таким образом, Турция и Катар меньше заинтересованы в обеспечении успеха военного режима, если он  создаст своими действиями нестабильность. Напротив, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Египет, чьи лидеры все имеют более тесные личные связи с генералом аль-Бурханом, в целом более благосклонны к военным правительствам, рассматривая сильное лидерство сверху вниз как решающее значение для поддержания стабильности. Аль-Бурхан и глава суданских Сил быстрой поддержки Мухаммед Хамдан Дагло (Хемити) имеют прочные связи с Саудовской Аравией после совместной борьбы против повстанцев-хоуситов в Йемене в 2015 году. Будучи северным соседом Судана, Египет особенно заинтересован в исходе переворота, учитывая риск любой нестабильности, распространяющейся на его 793-мильную (1276-километровую) границу с Суданом. Региональный конфликт вокруг эфиопской плотины «Возрождения», от которой Судан и Египет находятся ниже по течению и объединили свои интересы против Эфиопии, также вынудит Каир оставаться в хороших отношениях с Хартумом. Кроме того, генерал аль-Бурхан прошел несколько лет военной подготовки в Египте и поддерживает тесные отношения со многими высокопоставленными египетскими военными и  чиновниками. Тем временем западные правительства и институты — о чем свидетельствует их немедленное осуждение недавнего переворота — не желают поддерживать военный режим, особенно когда так много граждан Судана продолжают демонстрировать поддержку демократического перехода в своей стране. Соединенные Штаты вложили миллионы долларов и десятилетие дипломатии в укрепление Судана в качестве партнера в борьбе с терроризмом и незаконной финансовой деятельностью, что только укрепляет решимость Запада содействовать демократическим процессам.

Конкурирующие экономические интересы в Судане еще больше предопределяют рост международного давления, направленного на достижение различных политических результатов. Экономическое участие Запада в демократическом переходе Судана сосредоточено на облегчении бремени задолженности и нормализации отношений с финансовыми институтами. В июне 2021 года Всемирный банк объявил, что в партнерстве с Международным валютным фондом предоставит Судану более 50 млрд долларов для осуществления реформ по сокращению бедности. Но быстрая отмена помощи и новых кредитов после недавнего переворота указывает на то, что эта помощь напрямую зависит от появления гражданского управления в Судане. Катар и ОАЭ также инвестировали средства в суданские инфраструктурные и сельскохозяйственные проекты. С учетом того, что они не смогут компенсировать потери Судану в связи с отказом от облегчения долгового бремени, если военный режим сохранится после переходного периода, эти арабские государства Персидского залива могут поддержать Центральный банк Судана средствами, чтобы помочь справиться с кризисом ликвидности и предложить товары со скидкой на топливо. Катар и ОАЭ владеют обширными участками суданских сельскохозяйственных угодий для защиты от нехватки продовольствия.

Эти несовпадающие интересы внешних партнеров Судана будут по-прежнему препятствовать четкой международной реакции на переворот и могут продлить неясный период, который приведет к нестабильности. Поскольку последствия переворота проявятся в ближайшие недели, военные Судана могут расправиться с протестующими и, за исключением маловероятного международного вмешательства, действовать в качестве самозваных стражей переходного правительства, как это аль-Бурхан изложил в своем заявлении от 25 октября после переворота. С другой стороны, внутреннее давление со стороны протестующих и внешнее давление со стороны международного сообщества (а именно Запада) также могут побудить аль-Бурхана отступить, возможно, восстановив гражданских лидеров на постах в кабинете министров. Но в то время как конкурирующие интересы иностранных стран в Судане, безусловно, играют на военных расчетах, ни поддержки арабских государств Персидского залива, ни экономического и риторического осуждения со стороны западных стран и институтов будет недостаточно, чтобы решительным образом склонить чашу весов. Вместо этого гораздо более вероятно, что внешние воздействия усложняют и задерживают результаты, обусловленные внутренними факторами. Западные правительства будут продолжать налагать экономические и дипломатические санкции, но также будут заинтересованы в том, чтобы попытаться спасти свои отношения с правительством Судана в случае, если военный режим останется у власти дольше, чем на короткий переходный период. Арабские государства Персидского залива уже дали молчаливое одобрение перевороту, но сохранят свои обязательства перед суданскими военными в тайне до тех пор, пока не станет ясно, что военные сохранят власть в ближайшем будущем.

Соседи Судана, от которых во многом зависит взлет или падение пошатнувшейся демократии в стране, заняли разные позиции. В то время как некоторые прямо призывали к возвращению к гражданскому правительству после переворота, другие, которые предпочли бы военное правление, держались в тени. Многое остается неясным. Но, учитывая время и явную непопулярность переворота, несколько экспертов заявили, что, по их мнению, военный переворот несет на себе следы влияния региональных сторонников суданских военных. «Мы все можем предположить, что [региональная поддержка] существует, но мы не знаем никаких конкретных  данных или гарантий. В регионе и за его пределами есть много стран, которые заинтересованы в том, чтобы контролировать ситуацию и контролировать исход событий в Судане в своих собственных интересах… они все соперничают здесь за влияние», — сказал Кэмерон Хадсон, старший научный сотрудник Атлантического совета.

Так что же именно поставлено на карту для соседей Судана по мере развития переворота? Египет, ОАЭ и Саудовская Аравия — все они много инвестировали в Судан и поддержали военных во время переходного периода после 2019 года, надеясь включить Судан в сферу своего влияния. Сам аль-Бурхан учился в Каирском военном колледже, и Вооруженные силы Судана регулярно проводят военные учения со своими египетскими коллегами (самые последние  по времени начались в прошлой неделе). В последние годы аль-Бурхан также неоднократно посещал ОАЭ, которые, как сообщается, в апреле 2019 года направили оружие суданским Силам быстрой поддержки (RSF), военизированной группе, связанной с геноцидом в Дарфуре. Тем временем Саудовская Аравия и ОАЭ щедро заплатили суданским войскам и военизированным формированиям за то, что они сражались за них против хоуситов в Йемене. Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ дали гарантии тому же  аль-Бурхану в 2019 году для свержения  Омара аль-Башира , который, несмотря на нормализацию отношений с аравийскими монархиями, также укрепил свои отношения  с Турцией и Катаром к концу своего правления. Три эти страны призвали к спокойствию в Судане с момента совершения переворота. Примечательно, что ни одно из их заявлений не призывало к возвращению к гражданскому правлению. 26 октября Госдепартамент США заявил, что министр иностранных дел КСА осудил переворот в телефонном разговоре с госсекретарем Энтони Блинкеном в рамках усилий Белого дома по объединению лидеров стран Персидского залива, чтобы послать «четкий сигнал военным в Судане». Но ни одна из этих стран не фигурировала в заявлении группы «Друзей Судана», осуждающем военный переворот.    «Среди многих ближайших союзников Судана, или, скорее, ближайших союзников военных, нет любви к гражданскому правлению в Судане», — сказал Хадсон. Это, по мнению аналитиков, связано с взрывоопасными потенциальными последствиями успешного перехода к демократии непосредственно на их границах. «Я думаю, справедливо предположить, что Каир и некоторые страны Персидского залива действительно будут беспокоиться о том, насколько вдохновляющим будет то, что суданский народ свергнет своего военного, автократического лидера, а затем заменит его действующим гражданским правительством», — сказал Джонас Хорнер, старший аналитик по Судану в Международной кризисной группе. Когда аль-Бурхан объявил о своем захвате власти, он сделал это перед двумя флагами: суданским и египетским. Это несколько странно для лидера, который провозгласил своей главной целью сохранение суверенитета Судана. «Каир, похоже, был неотъемлемой частью переворота в понедельник», — сказал Хорнер.  «Очевидно, что генерал аль-Бурхан получил гарантии, политические и экономические, от региональных держав в Каире и Абу-Даби во время своих поездок туда», — сказал  Холуд Хайр, управляющий партнер аналитического центра Insight Strategy Partners в Хартуме. Но Египет опасается не только потери военного союзника и прихода к власти в Судане «демократов».  За последние 10 лет гигантская плотина серьезно напрягла отношения между Египтом, Суданом и Эфиопией. Строительство  плотины  «Возрождения» (ГЕРД) на Голубом Ниле крайне встревожило две страны, расположенные ниже по течению. Каир опасается, что плотина поставит под угрозу его запасы воды в Ниле, в то время как Хартум обеспокоен своей продовольственной безопасностью. «С региональной точки зрения, ГЕРД — это экзистенциальный вопрос для Каира. Есть ощущение, что военное — или дружественное к военным — правительство в Судане с большей вероятностью позаботится о стратегических интересах Египта в районе Нила.  Совместные египетско-суданские военные маневры в начале этого года на юге Судана были названы «Стражами Нила», что было воспринято как четкий сигнал Аддис-Абебе», — сказал Хорнер. После переворота Эфиопия, чьи напряженные отношения с Суданом в последние месяцы еще более обострились из-за конфликта в Тыграе и контрабанды оружия, призвала «все стороны к спокойствию и деэскалации в Судане и приложить все усилия для мирного урегулирования этого кризиса». «Эфиопия вновь заявляет о необходимости уважения суверенных чаяний народа Судана и невмешательства внешних субъектов во внутренние дела Судана», — говорится в заявлении.

У стран Персидского залива есть и другие соображения. «Подавляющее большинство скота ( 55 млн голов – авт.), который едят в Заливе, выращивается в Судане. То же самое касается пшеницы, сорго и кунжута. Судан — это хлебная корзина стран Персидского залива. По иронии судьбы, суданцы испытывают нехватку продовольствия, потому что они отправляют все свое продовольствие и скот в Залив, а деньги возвращаются не людям, а военным», — полагает Хадсон.  А еще есть Красное море. Оно не только богато ресурсами, но и через него проходит примерно 12% мирового судоходства, идущего в Суэцкий канал и обратно. Это означает, что 400 миль береговой линии Судана, где расположены города Порт-Судан и Суакин, который в 2018 году были арендован Турцией на 99 лет и сейчас является местом региональных столкновений, имеют ключевое стратегическое значение, особенно с учетом нестабильности в соседних странах. Переворот также будет иметь последствия для Израиля. В октябре 2020 года Судан согласился на сделку при посредничестве США по нормализации отношений с Израилем после аналогичных шагов, предпринятых ОАЭ и Бахрейном. Марокко последовало его примеру в декабре. Соглашение все еще должно быть одобрено парламентом Судана. 25 октября Вашингтон заявил, что ему придется пересмотреть нормализацию отношений между Суданом и Израилем в свете государственного переворота. «Многие партнеры, с которыми мы сейчас говорили, выразили аналогичную степень тревоги, озабоченности и осуждения того, что мы видели в Хартуме в последние часы», — заявил представитель Госдепартамента США Нед Прайс во время пресс-конференции. Один израильский чиновник анонимно заявил, что страна должна поддержать суданского генерала Абделя Фаттаха аль-Бурхана после переворота, поскольку он «более склонен укреплять связи с США и Израилем», чем свергнутый премьер-министр Абдалла Хамдок. Чиновник сообщил популярной правой ежедневной газете «Исраэль гайом», что «в свете того факта, что вооруженные силы являются более сильной силой в стране, и поскольку аль-Бурхан является ее главнокомандующим, события в ночь на понедельник повышают вероятность стабильности в Судане, что имеет решающее значение в регионе». Однако нынешняя ситуация может быть слишком хрупкой, чтобы продвигаться вперед с более конкретным сотрудничеством. За годы после свержения О.аль-Башира, связи Судана с Турцией и Катаром, которые симпатизируют «Братьям-мусульманам», ослабли при геометрическом росте  поддержки Саудовской Аравии и ОАЭ.  Турция призвала все стороны в Судане «воздержаться от срыва переходного процесса», в то время как Катар заявил, что он хотел бы, чтобы «политический процесс вернулся в нужное русло».

На данный момент, как полагают американские эксперты, продолжительность и последствия переворота в далеки от ясности. «Во многих отношениях это просчет, сделанный военными. Я думаю, что они недооценили стойкость и решимость, которые проявит международная и суданская  улица перед лицом этого. Стратегический подход военных, по-видимому, в значительной степени основывался на создании условий, при которых люди бы чувствовали, что правительство не отвечает их потребностям», — сказал Хорнер.  Это, как он утверждает, не только показывает непонимание того, чего хотели люди на улицах, но и «отражает, насколько экзистенциальным является этот переход к демократическим ценностям. Страна вот-вот станет ареной   массового гражданского неповиновения. Поэтому им нужна внешняя поддержка. В противном случае это не сработает. Я думаю, что это и есть та ставка, которая делается коллективным Западом».