- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О последствиях эмбарго на продажу военной техники и вооружения в Турцию и КСА, введенного правительством Канады

Канадская оборонная компания обанкротилась из-за эмбарго на поставки вооружения и военной техники (ВВТ), введенного Оттавой в отношении Турции в ответ на военные операции Анкары в Сирии и Азербайджане. Telemus Systems Inc подала заявление о банкротстве в августе прошлого года, поскольку потеряла своего основного клиента, Turkish Aerospace Industries (TAI), после эмбарго на экспорт в Турцию ВВТ, введенного правительством Канады в 2020 году, согласно отчету, подготовленному доверительным управляющим KPMG Inc. Компания Telemus Systems Inc продавала широкий спектр систем электронной разведки и электронной поддержки турецкому заказчику для оснащения военного БПЛА, известного как TAI Anka. «Несмотря на неоднократные попытки компании достичь соглашения с правительством Канады по глобальным вопросам, в том числе объяснить существенное негативное влияние на финансовое положение и платежеспособность компании, выдача разрешений на экспорт в Турцию компанией оставалась приостановленной. В результате правительственных санкций компания больше не могла получать никакой доход», — говорится в сообщении.  Турецкий чиновник заявил на условиях анонимности, что они предупредили Оттаву о возможных последствиях эмбарго: «Мы сказали им, что это повредит как турецким, так и канадским компаниям. Мы надеемся, что новое канадское правительство будет более дальновидным». В апреле 2021 года правительство Канады решило отменить существующие разрешения на экспорт  продукции Telemus Systems в Турцию в рамках эмбарго на поставки ВВТ Анкаре, нанеся последний удар по компании. В отчете указано, что Telemus Systems Inc понесла чистый убыток в размере 360 000 долларов США в 2020 году и опубликовала чистый убыток в размере 1,1 млн долларов США в 2021 году, прежде чем прекратить свою деятельность 31 июля.

Оттава отменила весь оборонный экспорт в Турцию в начале этого года после того, как расследование показало, что канадские технологии использовались в конфликте между Азербайджаном и Арменией, заявил министр иностранных дел страны. В прошлом году Оттава начала расследование того, нарушила ли Турция лицензионное соглашение с конечным пользователем, продав Азербайджану турецкие БПЛА. Оттава первоначально ввела эмбарго в ответ на военное вторжение Турции в Сирию в 2019 году. Она частично отступила от этого решения в июне 2020 года и одобрила продажу беспилотной оптики после переговоров на высоком уровне с Турцией. Однако в октябре следующего года Канада приостановила экспорт военной продукции после того, как на видеозаписях было показано использование канадской оптики Wescam в беспилотных летательных аппаратах в Нагорном Карабахе. Канада продала Турции усовершенствованную камеру и систему обнаружения целей, произведенную компанией L3 Harris WESCAM из Берлингтона, Онтарио. Сообщается, что система была установлена на БПЛА Bayraktar TB2 турецкого производства, которые были экспортированы в Азербайджан без разрешения Канады и использовались Баку в его войне против Армении из-за спорного Нагорно-Карабахского региона в прошлом году. Ровно такие же беспилотники были проданы и Украине, о чем западные НПО стараются не говорить, а лицензионные власти Канады не замечать. После того, как Оттава обнаружила это, она приостановила несколько разрешений на экспорт военной техники в Турцию в отместку за предполагаемое нарушение Анкарой соглашения с конечным пользователем.

Основная проблема Канады при продаже военной техники и сопутствующих компонентов заключается в том, «что нет другого конечного пользователя, кроме страны-покупателя». Следовательно, у Оттавы не было проблем с продажей системы обнаружения целей члену НАТО Турции, но она была возмущена, когда Анкара передала это оборудование Азербайджану, который не является членом НАТО, для использования в войне в Нагорном Карабахе, которая была непопулярна в Канаде. С другой стороны использование Турцией канадских технологий в вооруженных БПЛА, которые активно участвовали в конфликтах в Ираке, Сирии и Ливии, не имело такого же «политического резонанса». Фактически, случай с Ираком был позиционирован как помощь союзнику по НАТО в борьбе с террористической группировкой,  с Сирией — для защиты уязвимого населения Идлиба от режима Асада, а в Ливии — для поддержки правительства, поддерживаемого ООН, против России. Напряженность заключается в том, что Канада должна сбалансировать это желание контролировать конечного пользователя своих военных технологий и привлекать этих конечных пользователей к ответственности за потенциальные нарушения прав человека или военные преступления, которым могут способствовать ее военные технологии, с реальностью, что Оттава не хочет терять долю рынка. Продавцы оружия, особенно из западных стран, говорят, что они предпочли бы, чтобы его не использовали для наступательных военных операций или войн. Например, администрация Джо Байдена рассматривала возможность продажи Саудовской Аравии только «оборонительного» оружия, учитывая широкое использование королевством поставляемой США военной техники и вооружения в своей кампании в Йемене. «Международные правозащитные организации, такие как Amnesty International, глубоко обеспокоены тем, что канадские поставки могут быть использованы в войне [в Йемене]», — сказал Давут Акка, эксперт Института политики Ориона и исследователь Университета Саскачевана. Он указал на заявление группы экспертов ООН в 2020 году, в котором говорилось: «Великобритания, Канада, Франция, Иран и Соединенные Штаты продолжали оказывать поддержку воюющим сторонам, в том числе путем передачи оружия, тем самым помогая увековечить конфликт» в Йемене. «В этом году мы добавили Канаду, потому что в 2019 году в Канаде произошел всплеск продаж оружия», — сказал Арди Имсейс, член организации. Николас Херас, старший аналитик и руководитель программы по устойчивости и хрупкости государства в Институте Ньюлайнов, утверждал, что Канада оказалась «между молотом и наковальней в отношении своей оружейной промышленности». «Оттава считает, что она может стать более крупным игроком на международном рынке вооружений не только за счет промышленных мощностей, но и за счет качества систем вооружения и компонентов для военной техники, которые она производит», — сказал он. Он приписал Канаде, по крайней мере, попытку «учитывать проблемы прав человека при обработке продаж оружия, даже их крупнейшему партнеру по торговле оружием, Соединенным Штатам». «Канадцы будут утверждать, что военная техника, продаваемая Саудовской Аравии, предназначена не для использования внутри Йемена, а вместо этого для оказания помощи саудовцам в поддержании целостности их территории, и в запутанном характере трансграничной войны между Саудовской Аравией и хоуситами граница размывается», — сказал Херас. Согласно июльскому отчету  Project Ploughshares и канадской организации Amnesty International, правительство премьер-министра Джастина Трюдо было обвинено в нарушении Договора о торговле оружием (ATT), международного соглашения, направленного на регулирование международной торговли оружием и предотвращение злоупотребления оружием, с продажей современного оружия Саудовской Аравии. Правозащитные группы заявили, что канадские поставки оружия в королевство могут быть использованы для совершения или содействия нарушениям международного гуманитарного права и норм в области прав человека, особенно в ходе продолжающегося конфликта в Йемене. В свете растущих жертв среди гражданского населения и убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги правительство Трюдо ввело мораторий на новые разрешения на экспорт в королевство в 2018 году. Но в 2019 году Канада продала Эр-Рияду «рекордное количество военной техники» на сумму примерно 2,2 млрд долларов. Они включали легкую бронетехнику (LAV), артиллерийские системы и крупнокалиберные пулеметы. Мораторий завершился в апреле 2020 года, когда Оттава заявила, что внесла улучшения в контракт LAV, и пообещала оценить каждое будущее разрешение на военный экспорт. В 2020 году продажи канадского оружия упали, чему способствовало сокращение продаж в Саудовскую Аравию более чем на 1 млрд долларов по сравнению с 2019 годом.