- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об интервью начальника стратегического отдела Генштаба ЦАХАЛа бахрейнской газете

30 октября крупнейшая ежедневная бахрейнская газета «Аль-Аюм» опубликовала интервью с начальником стратегического отдела Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенантом Талем Калманом. Сам по себе факт того, что высокопоставленный офицер израильской армии дает интервью зарубежной арабской газете, нетривиален. Нет ни малейшего сомнения в том, что это интервью было согласовано во всех деталях с высшим военно-политическим руководством еврейского государства. Что же касается отдела Генштаба, возглавляемого генерал-лейтенантом Талем Калманом, то полное его название – «отдел стратегии и Третьего круга». Этот отдел был создан лишь в начале прошлого года по распоряжению начальника Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковника Авива Кохави в рамках принятой тогда же многолетней (до 2024 года включительно) программы деятельности ЦАХАЛа «Тнуфа» («Импульс»). Первоначально он назывался «отдел стратегии и Ирана», однако уже 14 июня 2020 года генерал-полковник Авив Кохави приказал изменить его название на нынешнее, давая этим понять, что к сфере деятельности данного отдела Генерального штаба ЦАХАЛа относится не только Иран, но и все государства так называемого «Третьего круга» (в соответствии с существующим на протяжении десятилетий в стратегической концепции израильских силовых структур делением ближневосточных государств по степени их удаленности от Израиля).

В стратегическом отделе Генерального штаба ЦАХАЛа, согласно открытой информации, имеются три структурных подразделения: департамент стратегии (создан в 2006 году, первоначальна был структурным подразделением отдела планирования Генерального штаба), штаб по Ирану (о его создании было объявлено 8 ноября 2020 года) и департамент внешних связей (создан в 1984 году, первоначально был структурным подразделением непосредственно Генерального штаба ЦАХАЛа). Надо полагать, что именно в рамках деятельности департамента внешних связей генерал-лейтенант Таль Калман и дал интервью бахрейнской газете «Аль-Аюм».

В контексте данного интервью представляется целесообразным упомянуть о том, что, помимо руководства «отделом стратегии и Третьего круга» Генерального штаба ЦАХАЛа в целом, генерал-лейтенант Таль Калман является также начальником штаба по Ирану в этом отделе. По сути конкретных его высказываний в интервью бахрейнской газете представляется наиболее важным отметить следующие пункты:

  1. Он заявил в частности, что «Израиль верит в дипломатическое решение разногласий с Ираном, однако готов к любому сценарию развития событий в случае, если усилия, направленные на достижение дипломатического решения, окажутся безуспешными». На фоне появившихся в последние дни в американской и в израильской прессе пессимистических оценок результатов усилий новой американской администрации, направленных на возобновление переговоров с Ираном с целю урегулирования конфликта по поводу его ядерной программы, представляется, что заявление о том, что «Израиль верит в дипломатическое решение разногласий с Ираном», в данном случае – скорее дань политической корректности.
  2. Генерал-лейтенант Таль Калман подчеркнул также «важность создания совместного диалога на стратегическом и военном уровне между Королевством Бахрейн и Израилем». При этом он добавил, что «сотрудничество между двумя государствами имеет большое значение из-за наличия общих для них проблем обороны». Нет не малейшего сомнения в том, что под общими для Государства Израиль и Королевства Бахрейн проблемами в сфере обороны является иранская военная угроза.
  3. Не ограничиваясь вопросом о двустороннем израильско-бахрейнском военном сотрудничестве в противостоянии иранской угрозе, начальник «отдела стратегии и Третьего круга» Генерального штаба ЦАХАЛ затронул в интервью бахрейнской газете также значительно более широкую тему военного сотрудничества еврейского государства с суннитскими арабскими режимами, которые в Израиле и в США рассматривают в качестве «умеренных» в противоположность «радикальным». Так, он заявил в частности, что подписание «Соглашений Авраама» (подписанные в 2020 году при посредничестве предыдущей, республиканской администрации США, возглавлявшейся президентом Дональдом Трампом, соглашения о нормализации отношений между Государством Израиль и рядом арабских государств, прежде всего, Объединенными Арабскими Эмиратами и Королевством Бахрейн. Названы так, поскольку, согласно как Библии, так и Корану, как евреи, так и арабы являются потомками праотца Авраама/Ибрагима) «создало возможности для построения «Нового Ближнего Востока», поскольку они проложили путь к созданию оси умеренных государств в составе Израиля и других государств региона, которые могут объединиться против экстремистской оси, возглавляемой Ираном. (…) Существование такого союза может ограничить агрессивность Ирана, поскольку военный потенциал Израиля и умеренных (арабских – В.Ч.) государств рассматривается в качестве стабилизирующего фактора в Ближневосточном регионе».

В заключение нельзя не отметить того, что, «Соглашения Авраама», вылившиеся не только в открытие посольств в столицах соответствующих государств и стремительное развитие торгово-экономических отношений между ними, но и в практически открытое сотрудничество в сфере обороны, предоставили ЦАХАЛу новые стратегические возможности в силовом противостоянии с Ираном на случай его перерастания в полномасштабный военный конфликт. Географическая близость Бахрейна и ОАЭ к Ираном является источником постоянной угрозы для них со стороны последнего. В то же самое время эта же географическая близость в условиях военного сотрудничества между названными арабскими государствами и Израилем делает территорию Ирана сравнительно легко достижимой для ЦАХАЛа. Дополнительным серьезным сдерживающим Иран фактором, гарантирующих защиту этих богатых, но сравнительно слабых в военном отношении государств является наличие на Бахрейне базы 5-го флота ВМС США.