- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О планах ФРГ оценить эффективность гражданских инициатив в Афганистане

В октябре федеральное правительство Германии начало официально подводить итоги участия Бундесвера в миссии в Афганистане. Наибольшие дискуссии спровоцировала публикация данных о затратах на операцию, которые суммарно составили более 17 млрд евро. Порядка 1,3 млрд были выделены Берлином на нужды стабилизации страны, включая оказание гуманитарной помощи, содействие беженцам и реализацию программ в сфере образования, здравоохранения, культуры и местных СМИ. Достижения на указанных направлениях, равно как и продолжение подобного содействия в настоящий момент оказались под угрозой в связи с приходом к власти в Кабуле движения «Талибан» (запрещено в РФ). В этих условиях в ФРГ назрела необходимость не только всесторонне оценить саму миссию, но и определить, насколько эффективно расходовались средства германских налогоплательщиков.

Федеральное правительство анонсировало создание рабочей группы, которая должна подготовить к 2023 г. итоговый отчет о гражданских проектах Германии в Афганистане. Предполагается, что в оценке примут участие внешнеполитическое ведомство, министерства обороны и внутренних дел. Центральную роль планируется отвести Министерству экономического развития, в то время как основную практическую работу должен взять на себя институт DEval. Он был основан в 2012 г. с целью поддержки правительственных и неправительственных структур ФРГ в оптимизации их стратегий и программ развития, а также обеспечения более прозрачного расходования средств на подобные инициативы. В 2015 институт уже проводил в чем-то схожий анализ эффективности гражданских проектов в Афганистане. В опубликованных тогда выводах отмечалось, что ФРГ отстает от других игроков, вовлеченных в стабилизацию страны, а также в этом процессе не смогла добиться необходимого уровня межведомственной координации. В последнем случае, как отмечалось в том отчете,  исправление данного упущения позволило бы более оптимально расходовать средства.

Необходимо отметить, что соответствующее решение по проведению оценки гражданских инициатив, как и первые дебаты по итогам миссии Бундесвера в Афганистане, состоявшиеся а октябре по инициативе министра обороны А.Крапм-Карренбауэр, были подготовлены еще правительством А.Меркель. В случае с гражданскими программами объясняется данный шаг, как утверждают правительственные источники, тем, что независимо от исхода операции, еще в прошлом году власти Германии готовились начать такого рода проект, средства на проведение которого, по некоторым данным, уже зарезервированы в бюджете DEval. При этом подчеркивалось, что правительство, намеревалось использовать выводы об эффективности своих усилий на афганском направлении не в условиях подготовки к завершению миссии, а с тем, чтобы в дальнейшем экстраполировать их на другие треки.

Подобные действия со стороны уходящего в отставку кабинета министров вызвали недовольство ряда партий, в настоящий момент работающих над формированием новой правительственной коалиции. В частности, наиболее активно проявили себя «Зеленые». Представитель данной фракции А.Бруггер подчеркнула, что время для начала оценки было выбрано «неразумно», поскольку оно не позволяет привлечь к процессу всех необходимых участников, а именно Бундестаг. Позиция партии может объясняться двумя причинами. Во-первых «Зеленые» стремятся к тому, чтобы новое правительство с их участием провело свой всесторонний анализ операции в Афганистане, чему рискуют помешать инициативы выдвинутые и, что особенно важно, профинансированные при А.Меркель. Во-вторых, партия в целом старается повысить роль парламентариев в процессе принятия важных политических решений, куда также относится, к примеру, одобрение экспорта вооружений.

Еще один претендент на участие в коалиции – СвДП, наоборот, не против создания независимой рабочей группы. Представитель по оборонной политике от данной фракции в Бундестаге М.-А.Штрак-Циммерман полагает, что независимая экспертиза способна внести вклад в подведение итогов германского присутствия в Афганистане. Впрочем, с точки зрения политика, она не отменяет необходимости того, чтобы была проведена и внутренняя переоценка с участием представителей профильных ведомств, отвечавших за планирование и реализацию задач, а также военных  и депутатов. Таким образом, СвДП старается сохранить пространство для маневра в продолжающихся переговорах, находя точки соприкосновения как с обозначенным выше подходом «Зеленых», так и с воздерживающейся пока от представления четкой позиции СДПГ.

Таким образом, новая правительственная коалиция, переговоры о создании которой продолжают три партии, пытается в настоящий момент обеспечить возможность в будущем провести расследование миссии в Афганистане, для чего в текущих условиях крайне важно предпринять максимум усилий с целью сдерживания аналогичной активности уходящего в отставку кабинет министров. Однако участие в последнем правительстве А.Меркель требует от СДПГ большего дистанцирования от внешней политики в целом и афганского трека в частности, особенно в том случае, если ее кандидат О.Шольц станет следующим канцлером. Связано это с тем, что, с одной стороны через другого члена партии — Х.Мааса, продолжающего исполнять обязанности главы федерального внешнеполитического ведомства, СДПГ становится сопричастной к решениям кабинета А.Меркель, в том числе касающимся завершения афганского присутствия бундесвера. С другой стороны, расклад на переговорах при текущем соотношении сил таков, что сохранить за собой пост министра иностранных дел партия не сможет. Высока вероятность, что данная должность перейдет к «Зеленым» со всеми вытекающими из этого последствиями. В подобных условиях создание на текущем этапе групп по расследованию операции бундесвера в Афганистане может оказаться для нового канцлера наоборот полезным, что объясняется как более сдержанной позицией СвДП по данному вопросу, так и тем, что к СДПГ может по итогам переговоров отойти пост министра экономического развития, что обеспечит контроль над проведением оценок как минимум гражданских инициатив.