- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новая зона ирано-израильского напряжения

Персидский залив превращается в новый район конфронтации между Ираном и Израилем. В последние годы, арабские монархии Персидского залива стали пересматривать характер своих отношений с Израилем, а Иран стал рассматриваться ими как препятствие на пути нормализации отношений с Израилем и основной источник нестабильности в регионе. В начале 2000 г. в ряде арабских государств и Израиле заговорили о возможности установления арабо-суннитского и израильского альянса против шиитского Ирана. Через два десятилетия эти планы стали реализовываться в виде «Авраамовых соглашений». После подписания  соглашений о нормализации отношений между Израилем, Бахрейном и ОАЭ, Иран резко ужесточил антиизраильскую риторику. Особое раздражение Ирана вызывало торжественное открытие посольства Израиля в Манаме. Иран был крайне недоволен посещением министром иностранных дел Израиля Я.Лапидом  американских военных объектов на Бахрейне. По оценке иранских военных, Израиль стремится превратить Бахрейн и ОАЭ в новый плацдарм для ведения активной разведывательной деятельности против Ирана.          География Бахрейна, его близость к Ирану позволяют создать там идеальную разведывательную базу Израиля против Ирана.  Тегеран полагает, что сокращение объема турецко-израильского сотрудничества в сфере безопасности, побудило военно-политическое руководство Израиля  обратить внимание на Бахрейн и начать инвестировать в создание разведывательной инфраструктуры в этой арабской стране.  В случае расширения Израилем своей деятельности на Бахрейне, Иран планирует усилить свое военное присутствие в прибрежных водах королевства и начать проводить спецоперации на его территории. Особую активность в этом вопросе проявляет КСИР. В начале октября 2021 г. на своем сайте КСИР  поместил угрозы в адрес властей Бахрейна и сделал ряд резких заявлений в связи с визитом министра иностранных дел Израиля в Манаму. Действительно, во время своего визита на Бахрейн израильский министр посетил 5-й флот ВМС США. На борту одного из эсминцев он провел переговоры с представителями властей Манамы о возможности организации совместной обороны против иранской угрозы. Одновременно министр обороны Израиля Б.Ганц встретился с командованием 5-ого флота ВМС США и пытался договорить о совместных операциях в случае нарастания военной угрозы со стороны Ирана. В качестве оправдания израильских акций на Бахрейне, США в течение последних лет неоднократно обвиняли Иран в поддержке оппозиционных группировок (Ассоциация народного согласия, «Аль-Махтар» и «Аль-Аштар») с целью подготовки условий для свержения законной власти в стране.

С учетом геополитической значимости Персидского залива для Ирана, его отношения с аравийскими монархиями определялись соображениями безопасности. Иран внимательно следит за развитием внутриполитических процессов в них. Внешняя политика монархий Персидского залива имеет особое значение для Ирана и его отношений с этими государствами. Эти страны достаточно богаты. Они имеют большое влияние на региональные процессы. За последние два десятилетия такие государства как Катар и ОАЭ превратились в важных игроков на Ближнем Востоке, Южной и Центральной Азии и занимают серьезные позиции в международных отношениях. В зависимости от обстоятельств они могут быть конкурентами, соперниками или партнерами для Ирана в различных сферах на региональном и международном уровнях. В случае конфликтной ситуации они могут использовать свои богатства, чтобы  поддержать партнеров или соперников Ирана. С другой стороны, Иран в силу своей большой территории и значительной численности населения уже служит источником беспокойства для этих государств. Обширная территория ИРИ и значительная численность его населения потенциально определяют большую военную и экономическую мощь ИРИ и могут стать решающим фактором в случае вооруженного конфликта. С другой стороны, все аравийские  монархии отличаются незначительной численностью коренного населения и в своей экономической деятельности и даже в вопросах безопасности опираются на иностранных рабочих и служащих. Несмотря на их богатства, опора, на иностранную рабочую силу формирует факторы незащищенности и потенциальной угрозы их безопасности. Небольшая численность их коренного населения даже ставит под сомнение их характеристику как нации-государства. Демографические и географические различия между Ираном и арабскими государствами Персидского залива программируют особый характер их взаимоотношений. Более того, в этих странах проживают немалые  иранские (шиитские) общины, которые имею глубокие исторические корни. Некоторые из  них проживали на этих территориях до того как сюда пришли арабские племена, которые сегодня управляют этим странами. Поэтому для властей Бахрейна присутствие иранцев представляет, куда большую опасность, нежели выходцев из Индии или Пакистана. Указанные территориальные и демографические особенности арабских монархий Персидского залива затрудняют создание сильных армий, несмотря на закупки самого современного вооружения и военной техники.  Эта особенности вынуждает их полагаться на внешние силы в обеспечении их безопасности и сдерживании потенциальной угрозы со стороны таких стран как Иран.       Таким образом, политика этих государств, определяется комплексом факторов, присущих малым странам, соседствующих с крупными государствами. Они нуждаются в присутствии и защите внешних сил, чтобы сдерживать амбиции крупных и сильных соседей. Неизбежным следствием географических и демографических различий между этими странами становится различное понимание природы угроз их национальной безопасности. В тоже время. Иран вынужден считаться с тем, что Бахрейн тесно связан с другими монархиями Персидского залива, которые  в условиях «арабской весны» продемонстрировали свою решимость обеспечить защиту правящего режима вооруженным путем.