- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские чиновники и эксперты о политической ситуации в Судане

Специальный посланник США по Африканскому Рогу Джефри Фелтман заявил 2 ноября, что военные и службы безопасности проявили «сдержанность» при подавлении общенациональных протестов в Судане в субботу 30 октября, несмотря на применение слезоточивого газа и боевых патронов против протестующих, в результате чего трое погибли и еще по меньшей мере 100 получили ранения. Выступая во время брифинга для прессы из Вашингтона, округ Колумбия, Джеффри Фелтман сказал, что людей, убитых и раненых на «Марше миллионов» против военного переворота, было «слишком много2, но «в целом, не полностью, военные и службы безопасности проявили сдержанность. Демонстранты держались подальше от чувствительных военных объектов»,- добавил он, что уменьшило «потенциал для новых конфликтов и насилия» и «продемонстрировало понимание самим суданским народом того, что они должны быть осторожны и найти способ вернуться к гражданско-военному партнерству, которого требует этот переход». Одновременно Фелтман осудил государственный переворот и призвал к «немедленному восстановлению демократического правления в Судане», заявив, что военные лидеры «захватили и предали чаяния суданского народа на мирную демократическую страну. Мы по-прежнему крайне обеспокоены демократическим курсом Судана. Свободолюбивым суданцам и тем, кто хотел бы лишить их демократических амбиций, я говорю, что мир наблюдает». Отметим эту сдержанную позицию Вашингтона.  Фелтман выступал после недели насилия и политического хаоса в Судане, вызванного военным переворотом во главе с генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом, который распустил правительство, объявил чрезвычайное положение и арестовал гражданское руководство Судана. Повторим, что по меньшей мере, три человека были убиты и более 100 человек ранены во время субботних демонстраций, по данным медиков, которые сообщили, что у убитых были пулевые ранения в голову, грудь или живот. Ряд журналистов утверждали, что видели, как армия стреляла боевыми патронами в протестующих на мосту Маншия в Хартуме. По данным агентства Reuters, после субботних смертей число протестующих, убитых силами безопасности на этой неделе, выросло по меньшей мере до 14 человек. Однако один высокопоставленный американский чиновник сообщил, что, по их оценкам, погибло от 20 до 30 человек. Полицейские силы отрицают убийства или использование боевых патронов, что противоречит свидетельствам очевидцев. Напомним, что  Суданом с августа 2019 года управлял совместный гражданско-военный Переходный суверенный совет вместе с правительством премьер-министра Абдаллы Хамдока в рамках ныне сорванного перехода к полному гражданскому правлению после отстранения давнего правителя Омара аль-Башира. Хамдок и другие высшие руководители находились после переворота  либо в заключении, либо под домашним арестом.

Всемирный банк и Соединенные Штаты заморозили помощь после переворота, шаги, которые сильно ударят по стране, переживающей  тяжелый экономический кризис. Фелтман пока уповает именно на этот рычаг давления.   «Я думаю, что генералы поймут, что им нужна поддержка международного сообщества, когда речь заходит о таких вопросах, как экономическое развитие, облегчение бремени задолженности, доступ к финансированию через Всемирный банк и МВФ. Но эта международная поддержка требует возвращения переходного процесса в нужное русло», — заявил он.  При этом Фелтман фактически уклонился от ответа, когда его спросили об интересах Объединенных Арабских Эмиратов и других региональных держав, чьи мотивы в борьбе за власть в Судане сейчас широко обсуждаются экспертами.  В последние годы аль-Бурхан неоднократно посещал соседей Судана, в том числе ОАЭ, которые, как сообщается, в апреле 2019 года направили оружие Силам быстрой поддержки Судана, военизированной группе, связанной с геноцидом в Дарфуре. «У нас сложилось впечатление, что независимо от того, говорим ли мы об ЭАЭ, египтянах или других африканских странах-соседях, что существует реальная заинтересованность в стабильности в Судане», — заявил он.  Однако Фелтман был более откровенен в отношении позиции России. «Я скажу, что мы были обеспокоены первоначальными заявлениями России после военного переворота 25 октября. Она, казалось, почти благословила захват власти военными», — сказал он.  Он добавил, что последующее заявление Совета Безопасности ООН, которое подписала Россия, «гораздо больше соответствует международному консенсусу». «Наше собственное мнение, — продолжил Фелтман, — заключается в том, что военным действительно предстоит сыграть важную роль в переходный период и… после переходного периода, после демократических выборов. Им по-прежнему предстоит сыграть важную, престижную роль с точки зрения сохранения единства и безопасности Судана». Комитеты сопротивления Судана в последние дни вновь заявили, что они не хотят никаких переговоров, партнерства или компромисса с военными.

Как полагают американские эксперты,  в Судане сочетание массовых протестов, застопорившихся переговоров со свергнутыми гражданскими лидерами страны и непрекращающегося международного давления ограничит возможности военных в управлении после переворота, открыв дверь для политического компромисса.   На данный момент лидер переворота генерал Абдель-Фаттах аль-Бурхан, скорее всего, назначит технократическое правительство. Но личности членов кабинета будут зависеть от готовности Хамдока к переговорам, от которых он до сих пор отказывался. Делегация ООН в настоящее время выступает посредником между членами свергнутого гражданского переходного правительства и военными лидерами по предложению о совете из трех человек, в котором Хамдок будет обладать всеми исполнительными полномочиями и назначит кабинет технократов. Генерал аль-Бурхан мотивирован включить Хамдока в новый кабинет министров, потому что это придало бы доверие к его собственной структуре управления. Но, несмотря на постоянные попытки аль-Бурхана вступить в диалог, Хамдок отказался возобновить свою роль и продолжить переговоры, если задержанные гражданские члены кабинета не будут освобождены и Судан не вернется к соглашению о разделе власти до переворота. В октябре 2020 года переходное правительство Судана подписало мирное соглашение с некоторыми основными повстанческими группировками страны. Пакт, официально известный как Джубское соглашение о мире в Судане, установил механизм разделения власти между гражданскими, военными и некоторыми лидерами повстанцев для содействия переходу к полному гражданскому правлению до проведения национальных выборов. Без поддержки Хамдока такое технократическое правительство вряд ли сможет в достаточной степени удовлетворить требования протестующих о переходе к полному гражданскому правлению. До тех пор, пока аль-Бурхан не восстановит гражданское правительство, продемократические группы, включая Ассоциацию суданских профсоюзов, которая организовала массовые протесты в 2018-2019 годах и которые в конечном итоге свергли аль-Башира, пообещали сделать Судан «неуправляемым», проводя продолжающиеся забастовки и другие акции протеста. Столкнувшись с таким ультиматумом, аль-Бурхан будет вынужден либо согласиться, либо ввести более широкие, более агрессивные репрессии, которые, скорее всего, приведут к насилию и гибели людей. Однако даже военная сила не может подавить демократическое движение в той степени, в какой полиция и Вооруженные силы Судана могут навести порядок.

Поскольку вероятность насилия возрастает по мере продолжения протестов, аль-Бурхан также столкнется с усилением давления со стороны Запада с целью восстановления демократического перехода в Судане, а также с растущим риском возникновения трещин в его силах безопасности. В дополнение к ООН Соединенные Штаты, Европейский Союз и ряд других западных государств и учреждений призвали аль-Бурхана уйти в отставку и восстановить переходное правительство, возглавляемое Хамдоком. Исторические трения между ВС Судана, которыми командует аль-Бурхан и военизированными Силами быстрой поддержки (RSF), возглавляемыми Мухаммедом Хамданом Дагло (Хемити), могут оказаться еще одним препятствием для затяжных репрессий против гражданских лидеров и протестующих. Хотя до сих пор силы безопасности, по-видимому, сохраняют единство в своей оппозиции гражданскому правительству, конкуренция между аль-Бурханом и Хемити и их соответствующими силами может привести к распаду государственных сил безопасности. Вскоре после прихода к власти аль-Бурхан освободил заключенных — союзников бывшего авторитарного лидера Судана Омара аль-Башира, который был свергнут в 2019 году и был обвинен Международным уголовным судом (МУС) в военных преступлениях, совершенных в период 2009-2010 годов. С тех пор это породило предположения о том, что аль-Бурхан устроил переворот отчасти из-за страха, что МУС также предъявит ему обвинения в военных преступлениях, как только завершится переход к гражданскому правлению.

Загнанный в угол, аль-Бурхан, скорее всего, в конечном итоге достигнет какого-то соглашения с гражданскими лидерами. 26 октября аль-Бурхан объявил, что выборы состоятся в июне 2023 года, что раньше, чем ожидалось при предыдущем переходном правительстве. Но сроки, связанные с этим уступки и состав следующего правительства Судана остаются неясными. Для многих граждан Судана недавний переворот показал, что военно-гражданская коалиция, созданная после свержения аль-Башира, не смогла гарантировать им право голоса в правительстве. Учитывая эту неудачу, продемократическое движение может потребовать, чтобы военные передали всю свою руководящую власть гражданскому переходному правительству до проведения следующих выборов. Соглашение о разделе власти от октября 2020 года также предусматривает, что в состав переходного правительства должны входить бывшие лидеры повстанцев, поддержавшие военный переворот, который Хамдок и его союзники почти наверняка отвергнут, учитывая, что переворот показал, что сделка не помешала аль-Бурхану  захватить власть. Аль-Бурхан, с другой стороны, не может позволить себе сформировать переходное правительство без поддержки повстанческих групп, таких как Движение за справедливость и равенство (ДСР) или Суданского освободительного движения  -Минави (СОД-М), что еще больше ограничивает его переговорную позицию.