- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Трансформация Армии обороны Израиля и её оперативные последствия. Часть 2

Новая боевая группа ЦАХАЛа

Согласно источнику, летом 2015 года под руководством начальника Генерального штаба Б.Ганца ЦАХАЛ запустил многолетний план «Гидеон» (Gideon multi-year plan, GMYP). Его сутью стало сокращение, модернизация и реформирование ВС Израиля с тем, чтобы противостоять асимметричным противникам, которые получили приоритет перед традиционной государственной военной миссией вооруженных сил. ЦАХАЛ приступил к сокращению боевых и небоевых подразделений как в действующих, так и в резервных воинских формированиях. Количество должностей рядового состава регулярных частей было приказано сократить на 10 %. Численность унтер-офицеров понизить с 45 до 40 тыс. военнослужащих. Одновременно, произошло сокращение мобилизованного резерва. Срок службы мужчин по призыву уменьшился на 4 месяца, и ожидается, что в ближайшие годы он сократится еще на 2 месяца. Больше всего от GMYP пострадали части резерва, численность которых план предложил уменьшить на 30%, что означает высвободить из 300 тыс. действующих резервистов 100 тыс. чел.

Возможно, самые глубокие изменения, предложенные GMYP, коснулись боевых порядков ЦАХАЛа. С момента создания АОИ дивизионное формирование являлось основной оперативной боевой группой ЦАХАЛа. После войны Судного дня в 1973 году деградация обычных боевых действий и рост числа негосударственных противников привели к размыванию структуры дивизии как основного боевого соединения армии. В дальнейшем ЦАХАЛ действовал в небольших районах Западного берега реки Иордан, сектора Газа и Южного Ливана, которые не требовали и не могли вместить крупные оперативные группировки. Впредь задачи ЦАХАЛа заключались не в оккупации обширной территории государства-противника, а в установлении оперативного контроля над географически ограниченными враждебными районами и в устранении локальных угроз (например, пусковых установок ракет или туннелей для контрабанды оружия). Военный потенциал негосударственных противников, против которых все чаще выступал ЦАХАЛ –  дезорганизованных ополченцев на юге Ливана и местных палестинских террористических ячеек на Западном берегу и в секторе Газа – сколь бы развитыми они ни были, не оправдывал привлечения целых соединений. Кроме того, развертывание крупных оперативных группировок могло привести к большему числу жертв, росту сопутствующего ущерба и неэффективному использованию боевых сил.

ЦАХАЛ приступил к реализации новой оперативной доктрины в 2011 году. В соответствии с ней бригады формировались, как независимые боевые группы, а не как структурные единицы дивизий. В компетенцию каждой бригады входила способность планировать и проводить наземные операции без поддержки дивизии. Новая бригадная боевая группа (ББГ) состояла из 6 батальонов, включая пехотные, бронетанковые, артиллерийские и инженерно-саперные подразделения. Вдобавок теперь каждый батальон мог напрямую связываться с ВВС и ВМС для эксфильтрации или огневой поддержки. Для обеспечения лучшего контроля и координации между батальонами каждая ББГ получила собственный штаб. Эти штабы поддерживали постоянную связь с другими полевыми силами, а также с соседями и старшим командованием. Теперь бригады несли ответственность за управление своим тылом, логистику и тактический маневр.

Основная цель формирования новой ББГ состояла в том, чтобы создать боевую единицу, которая окажется более актуальной и эффективной в будущих конфликтах против «Хизбаллы» и ХАМАСа. Командование АОИ ожидает, что будущие конфликты будут характеризоваться динамичными противниками, которые помимо приобретения новых навыков и оружия постоянно меняют свою структуру и тактику. Переход к более мелким боевым группам с объединенными возможностями различных категорий сил и способностью независимого планирования и выполнения оперативных планов повышает эффективность и гибкость ЦАХАЛа.

В свою очередь, отмечает автор, предпринятая реформа основных боевых порядков ЦАХАЛа оказала глубокое влияние на организацию видов и родов войск, предоставивших силы для новых бригад.

 

Пехота 

В последние годы ЦАХАЛ сократил численность своих пехотных подразделений и расширил полицейские силы, охраняющие границы Израиля и оккупированные территории. В 2005 году ЦАХАЛ сформировал новую пехотную бригаду, специализирующуюся на выполнении задач по обеспечению безопасности – бригаду «Кфир» (Kfir Brigade). Формирование более многочисленно, чем большинство боевых пехотных бригад. Если пехотные бригады ЦАХАЛа обычно состоят из 4 батальонов, то  бригада «Кфир» состоит из 5 батальонов. Задача бригады заключается в постоянном присутствии на Западном берегу реки Иордан, обеспечении безопасности и защиты израильских поселений и предотвращении попыток проникновения в Израиль. В период с 2004 по 2017 годы для выполнения регулярных миссий по охране границ в составе АОИ были сформировала еще 4 аналогичных батальона: «Каракал», «Львы Иорданской долины», «Гепард» и «Лев долины».

Боевые пехотные подразделения ЦАХАЛа, утратившие значительное число личного состава в результате решения о сокращении продолжительности обязательной военной службы, начали сосредоточивать свое обучение на борьбе с партизанскими формированиями и подготовке к будущим конфликтам с «Хизбаллой» и ХАМАСом.

Известно, что базовая подготовка пехотных подразделений ЦАХАЛа разделена на две части: общую (базовую) подготовку и специальную подготовку. За последние несколько десятилетий АОИ существенно не изменила общий стиль тренировок и требований. Первая часть базовой подготовки ориентирована на основы. К ним относятся: применение и обслуживание личного оружия; ходьба на дальние дистанции с тяжелым весом; действия в составе отделения; военный язык жестов и структуры командования. Вторая часть базовой подготовки проводится после распределения личного состава по специальностям: командиры отделений, снайпера, пулеметчики, гранатометчики, медики или стрелки. На этом этапе они изучают теорию и практику выполнения своих должностных обязанностей и проходят обширную подготовку и тестирование, направленные на получение соответствующей квалификации и достижение должного профессионализма в действиях военнослужащих.

В ответ на меняющиеся приоритеты Израиля в отношении противников специальная подготовка пехотинцев ЦАХАЛ, напротив, претерпела существенные изменения. В прошлом она ориентировалась на приемах ведения войны на открытой местности. Элементами подготовки были индивидуальные, групповые, взводные и ротные учения по ведению боевых действий в поле. Как правило, отрабатывался захват и удержание важных географических районов, обеспечивавших контроль больших участков территории. Ведение боевых действий в городе практиковалось лишь изредка, а подземные войны и боевые приемы в туннелях и подземных укреплениях полностью исключались из стандартной учебной программы пехотных частей. В отношении подземных сооружений и городских территорий практиковался самый простой принцип – просто избегать их. Однако, начиная с 2014 года, специальная подготовка сосредоточилась на ведении войне в городах и представила подземную войну как новую концепцию со своей собственной боевой доктриной. Практика ведения боевых действий на открытой местности, например захват сирийских и египетских укреплений, была исключена из специализированных учебных программ.

 

Бронетанковые войска

Исторически сложилось так, что двумя основополагающими принципами бронетанкового корпуса ЦАХАЛа считались мобильность и скорость. Основная логика, лежащая в основе этих принципов, заключалась в использовании бронетанковыми частями своих уникальных способностей в маневрировании для минимизации  уязвимости.

ЦАХАЛ использовал эти возможности для достижения решительных побед над обычными силами противника. Во время Суэцкого кризиса 1956 года 38-я танковая дивизия под командованием Ариэля Шарона прорвала линию перемирия с Египтом вдоль Синайского полуострова и захватила стратегически важный военный комплекс Абу-Агейла. Во время Шестидневной войны 1967 года танки ЦАХАЛа обошли египетские оборонительные рубежи и в течение двух дней захватил восточный берег Суэцкого канала. Во время войны Судного дня 1973 года бронетанковые части заставили сирийские войска отступить с Голанских высот, а затем прорвали их позиции, чтобы установить линию фронта всего в 40 км от Дамаска. Все эти конфликты характеризовались боевыми действиями на открытой местности, а руководящий принцип городских боёв в то время требовал избегать их, если они были несущественны для выполнения задачи.

После изменения этой традиционной парадигмы поля боя и противников в сторону городской конфликтной среды, роль бронетанковых войск в операциях уменьшилась. Бронетанковые подразделения, как и остальной ЦАХАЛ, перешли от противодействия обычным армиям в открытом поле к ведению боевых действий в городах против негосударственных противников. В городских условиях танки громоздки, менее эффективны и более уязвимы, чем на открытой местности. Защитники городов обладают неотъемлемыми преимуществами: они могут передвигаться по инфраструктуре и среди населения, не подвергаясь опасности, подготовить сильные оборонительные порядки и укрепления, заманить противника на уязвимые позиции. С другой стороны, атакующий в броне имеет ограниченные возможности для навигации, мобилизации и связи с другими силами, особенно в составе разнородной боевой группы.

Ливанская война 2006 года продемонстрировала снижение эффективности бронетанковых подразделений в городских условиях и в условиях асимметричной войны. В течение первых трех недель боев бронетанковые части и остальные наземные силы ЦАХАЛа ожидали в плацдармах, пока авиация завершит бой с «Хизбаллой». После  начала наземной операции в нем участвовали только 2 из 4 действующих бронетанковых бригад, использовавших всего 370 из примерно 4 тыс. танков, состоявших на вооружении АОИ. В Ливане задачи, поставленные бронетанковым частям, также сильно отличались от задач в предыдущих конфликтах Израиля. Вместо того, чтобы проникнуть вглубь Южного Ливана, бронетанковые подразделения провели рейды против предполагаемых сосредоточений «Хизбаллы» у границы. Танки также участвовал в обычных миссиях по обеспечению безопасности: патрулирование оперативного маршрута из Израиля в Южный Ливан, выполнение спасательных операций, оказание материально-технической поддержки (в частности, транспортировка продуктов питания, воды, боеприпасов и оборудования другим подразделениям).

С целью адаптации к меняющимся вызовам безопасности и сохранения оперативной ценности бронетанковый корпус ЦАХАЛа значительно уменьшил свой размер и изменил свою структуру. По словам бывшего заместителя НГШ генерал-майора в отставке Яира Нава, за последнее десятилетие было ликвидировано более 10 резервных бригад. Ожидается их дальнейшая ликвидация, поскольку ЦАХАЛ продолжает сокращать свой бронетанковый корпус.

Кроме того, оставшиеся танковые бригады реорганизуются. Вместо 4-6 танковых рот в каждом батальоне планируется иметь 3 танковые роты, 2 пехотные роты и одну инженерно-саперную роту. Считается, что при такой организационной структуре танковые бригады смогут действовать независимо, в качестве небольших оперативных групп, выполнять более широкий спектр задач и более эффективно действовать в условиях городской войны.

Эти изменения в структуре бронетанковый войск и их интеграция в новые ББГ  сделали бронетанковые подразделения гораздо более эффективными в операции «Нерушимая скала» 2014 года, чем в других недавних конфликтах. В операции впервые за 32 года были задействованы все 4 бронетанковые бригады ЦАХАЛа. В боях приняли участие 500 танков. В ходе операции не было уничтожен или выведено из строя ни один танк. Общее число потерь в бронетанковых частях составило 14 человек. Причем, все они стали результатом минометных обстрелов или снайперского огня по личному составу, находившемуся вне своих машин.