- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Расследование преступлений, совершенных Международными силами содействия безопасности (ISAF) и ЦРУ США в Афганистане – что происходит

Международный уголовный суд ООН (МУС) начал отслеживать ситуацию в Афганистане в 2006 году.[i] [1] К 2015 году объём информации полученной МУС позволил офису расследующего прокурора[ii] [2] подать заявку на открытие расследования военных преступлений и преступлений против человечества совершаемых в Афганистане как «Талибаном», «Сетью Хаккани» (запрещены в России), партией «Хезб-и-Ислами» Гульбеддина Хекматиара и их союзниками так и афганскими правоохранительными органами, спецслужбами, Международными силами содействия безопасности  (ISAF)  и ЦРУ США[iii] [3].

20 ноября 2017, прокурор обратился к расследующим судьям с просьбой разрешить начать официальное расследование военных преступлений и преступлений против человечества совершенных в Афганистане с 1 июля 2002 года.

В необычно короткие МУС сроки (приблизительно полтора месяца с 7.12.2017 и 9.02.2018) дела 699 жертв были переданы из отдела Участия и возмещения жертв в Палату предварительных расследований  вместе с консолидированным отчетом.  Досудебная палата рассмотрев отчет приняла решение ограничить расследование преступлениями совершенными после 1 мая 2003 года, поскольку в этот день  Афганистан депонировал акт ратификации Устава МУС.

История предварительной проверки

Первые сообщения о предварительной проверки актов насилия совершаемых в Афганистане начали появляться в 2007 году. Стало известно о многочисленных обращениях в МУС об актах насилия совершаемых всеми воюющими в Афганистане сторонами. В 2008 году США выразили своё «несогласие» с проверкой МУС деятельности ISAF, и, в особенности, ЦРУ США в Афганистане.

Несмотря на возражения, Апелляционная палата МУС 5 марта 2020 года приняла беспрецедентное решение о начале расследования преступлений воюющих сторон, особо выделив расследование преступлений ISAF и ЦРУ[iv] [4].  США ответили наложением персональных санкций на прокурора МУС Фату Бенсуду и других старших сотрудников суда 2 сентября 2020 года. Госсекретарь Майк Помпео назвал МУС «фундаментально сломанной и коррумпированной организацией».[v] [5]

В ответ Бенсуда заявила, что МУС не может просто игнорировать военные преступления совершенные военнослужащими США и сотрудниками ЦРУ.

Что возмутило США

Решение о начале расследования было принято единогласно, что не только редкость в решениях МУС но и значительно сокращает возможности обжалования. Кроме того единогласность указывает на то, что расследование имеет хорошие шансы закончится обвинительным приговором. Более того, Апелляционная палата отменила решение Палаты предварительных расследований отказавшей прокурору в удовлетворении просьбы о начале расследования. Особенно возмутило США то, что все судьи были из стран, которых США считает союзниками (Великобритания, Канада, Перу и Уганда) под председательством судьи Петра Хофманского из Польши проигнорировали мнение нижней палаты о том, что расследование преступлений в Афганистане не послужит «интересам правосудия». Более того, Апелляционная палата решила, что накоплено достаточно доказательств для успешного расследования. Особенно возмутило США разрешение прокурору Бенсуде включать преступления не внесенные в первоначальный список по мере их обнаружения. Это связано с тем, что в соответствии с п. С части 1 Соглашения между США и «Талибаном» об установлении мира в Афганистане из тюрем ЦРУ в Афганистане 10 марта 2020 года было выпущено 5000 заключенных. Сотрудники МУС начав опрашивать их быстро выяснили, что большинство из опрошенных никакого отношения к радикальным исламистским организациям не имеют и подвергались бессмысленным пыткам на всем протяжении их заключения.[vi] [6]

Результаты опросов этих и ранее идентифицированных жертв и обстоятельств выявили подлинные масштабы преступлений совершавшихся США в Афганистане. Кроме того, выявилась истинная роль афганских спецслужб, подконтрольных президенту Ашрафу Гани в совершаемых США преступлениях. В отсутствии возможности повлиять на расследование напрямую, США обратились за помощью к администрации президента Гани. В результате 15 апреля 2020 года Афганистан обратился в МУС с просьбой передать расследование на национальный уровень и приостановить расследование МУС. Интересно, что ограничения введенные в связи с пандемией коронавируса были выдвинуты в качестве основной причины просьбы приостановить расследование МУС и перевести его не национальный уровень[vii] [7].

Ограничения наложенные пандемией были практически сняты поздней весной 2021 года. Кроме того с 31 августа 2021 года «Талибан» контролирует весь Афганистан. Воспользовавшись ситуацией прокурор МУС 27 сентября обратился с просьбой о возобновлении расследования[viii] [8] подкреплённой заявлениями новых потенциальных жертв предоставленных суду 17 мая[ix] [9].

Палата предварительных расследований формально отказав прокурору в возобновлении расследования, тем не менее предписала собрать и сохранить доказательства учитывая чрезвычайную ситуацию в Афганистане. Кроме того, Палата обратилась к генеральному секретарю ООН Антониу Гуттеришу за разъяснением, кто сейчас является законной властью в Афганистане[x] [10].

Попытка прокурора МУС вывести преступления в которых подозреваются военнослужащие ICFA, сотрудники ЦРУ и афганские спецслужбы[xi] [11] была пресечена решением Палаты предварительных расследований в решении от 8 октября 2021 года (см.ниже).

На первый взгляд все эти процедурные склоки МУС особого значения не имеют. Однако как и в деле по расследованию крушения рейса МН-17 на Донбассе результаты расследования преступлений в Афганистане могут иметь серьёзные геополитические последствия.

Что же расследовала прокурор Фату Бенсуда?

Расследование сосредоточено на действиях:

  1. «Талибана» и аффилированных исламистских групп и организаций. В фокусе расследования установленные акты убийств, незаконного удержания лиц, создания незаконных тюрем, организация голода и лишений, уничтожение этнических и политических групп, уничтожение и унижение женщин в результате которых пострадали десятки тысяч гражданских лиц. Задачей прокурора является выявление и идентификация лидеров «Талибана», которые организовали убийства и причинения вреда огромному количеству людей;

 

  1. Афганских спецслужб. В фокусе прокурора было расследование нескольких военных преступлений в результате которых пострадали несколько сотен гражданских лиц, которых пытали, унижали и совершали над ними акты сексуального насилия;

 

 

  1. Армия США и ЦРУ. В фокусе прокурора было расследование военных преступлений против 80 гражданских лиц, в отношении которых были применены пытки, жестокое обращение, и различные формы сексуального насилия. 50 человек пострадали от действий военнослужащих США и сотрудников ЦРУ в период 2003-2004 гг. Еще 24 человека были задержаны и размещены не только на объектах ЦРУ в Афганистане, но и на секретных объектах ЦРУ в Литве, Польше и Румынии, в основном в 2003-2004 гг., но отдельные случаи относятся к середине 2002 года.

 

Имеет ли МУС право расследовать преступления американских граждан?

США подписали Устав МУС 31 декабря 2000 года, в конце президентства Билла Клинтона. Но Сенат так и не ратифицировал договор из-за сильного сопротивления администрации президента Дж.Буша-младшего.

Однако для привлечения американских военнослужащих и сотрудников ЦРУ к ответственности ратификация США Устава МУС не нужна. Юрисдикция МУС распространяется на преступления совершенные на территории государства-члена или на преступления совершенные гражданами государств-членов. Основанием для привлечения американских военнослужащих и сотрудников ЦРУ к ответственности является отчет сенатского Комитета по разведке[xii] [12]. В отчете утверждается, что кроме Афганистана задержанные афганские граждане содержались и подвергались пыткам как на секретных объектах ЦРУ в Афганистане, так и в Литве, Румынии и Польше. Пытали как собственно сотрудники ЦРУ так и сотрудники подрядчиков этого ведомства[xiii] [13]. Все три страны, где располагаются секретные объекты ЦРУ ратифицировали Устав МУС. Их граждане, участвовавшие в пытках и насилии также могут быть привлечены к ответственности прокурорами МУС. Прокурор МУС считает неубедительными заявления США о расследовании этих инцидентов неубедительными и недостаточными[xiv] [14].

Правительство США заняло позицию о том, что граждане страны не члена МУС не попадают в юрисдикцию суда ни при каких обстоятельствах. Однако эта позиция не была заявлена защитой в ходе рассмотрения апелляции и Апелляционная палата  не высказала никакого мнения по этому поводу. Палата предварительных расследований постановила, что американские граждане совершившие такие преступления попадают под юрисдикцию суда в случае совершения ими преступлений против человечества или военных преступлений на территории стран членов МУС.

МУС сфокусирован на расследовании преступлений совершаемых руководством, а не на действиях среднего и младшего звена. Поэтому предметом расследования МУС будут руководители «Талибана», правительство Афганистана и его военное руководство, а также представители высшего военного руководства США в администрации президента Дж.Буша-младшего, которые планировало и одобрило совершение военных преступлений.

Поскольку США не является членом МУС, у Вашингтона нет обязательств по сотрудничеству с любым его расследованием. И госсекретарь М.Помпео и госсекретарь Э.Блинкен неоднократно заявляли, что США сотрудничать не будут. Без такого сотрудничества, особенно по вопросам требующих допроса бывших членов администрации проживающих в США исполнить ордера на допрос или арест выданные МУС будет чрезвычайно сложно. Это станет возможным только если такие лица выедут за пределы США и государство-член МУС согласится исполнить такой ордер.

Чем могут ответить США?

Возмущение в Вашингтоне было быстрым. Повторим, что Майкл Помпео назвал МУС «неподотчётной политической организацией маскирующуюся под юридическое учреждение»[xv] [15]. Он пообещал защитить американских граждан от произвола МУС. Блинкен комментируя снятие санкций с Бенсуды перед ее отставкой подтвердил несогласие с позицией МУС по вопросу подсудности американских граждан, но значительно смягчил риторику в отношении суда[xvi] [16]. В интервью перед своей отставкой прокурор Фату Бенсуда выразила надежду на перезагрузку отношений МУС с США с приходом Дж.Байдена в Белый дом[xvii] [17].

Однако надежды пока не оправдываются. Администрация Байдена продолжает политику отказа от сотрудничества с МУС и не дает расследователям МУС  доступ к бывшим и действующим американским военнослужащим и сотрудникам ЦРУ. Кроме того продолжаются попытки убедить другие государства отказаться от сотрудничества с МУС[xviii] [18].

Мандат  прокурора Бенсуды истёк в мае 2021 года. США надеялись, что ее уход в сочетании с приостановлением расследования по просьбе афганского президента Ашрафа Гани окончательно похоронит расследование военных преступлений и преступлений против человечества в Афганистане. Однако этого не произошло и американцам (в отсутствие возможности предлагать кандидатов) пришлось лоббировать своих союзников, чтобы обеспечить избрание на должность прокурора кандидата способного похоронить расследование, по крайней мере, в отношении американских военнослужащих и сотрудников ЦРУ.

Назначение вместо Бенсуды британского юриста Карима Хана на пост прокурора-расследователя МУС, бывшего заместителя генерального секретаря ООН в последнее время возглавлявшего команду ООН расследовавшую преступления «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) кажется на первый взгляд логичным. За 5 лет работы он накопил изрядный опыт расследования преступлений исламистских радикалов и имеет хорошие представление об их modus operandi. Однако предыдущий опыт работы Карима Хана как английского барристера[xix] [19] давал США основания верить, что они согут похоронить расследование.

Захват «Талибаном» власти в Афганистане и уход ISAF из страны 31 августа 2021 года вызвал всплеск активности в расследовании МУС. Прокурор просил суд на основании дополнительных данных собранных после освобождения заключённых в марте возобновить расследование под давлением жертв и правозащитных организаций.

Как уже отмечено выше, Апелляционная палата формально отказав в возобновлении расследования все же обязала Карима Хана собирать и сохранять доказательства. Это позволит избежать проволочек после формального возобновления расследования для которого необходимо получение заключения Секретариата ООН о том, является ли Ашраф Гани президентом Афганистана и если нет, то является ли «Талибан» законным приемником администрации Гани. При этом Апелляционная палата не вывела представителей ISAF из юрисдикции МУС.

Кариму Хану пришлось сделать попытку снизить приоритет расследования преступлений в которых подозреваются американские военнослужащие, сотрудники ЦРУ и военнослужащие иных стран входящих в  ISAF, но натолкнувшись на яростную критику ведущих американских правоохранительных организаций был вынужден отступить[xx] [20].

Какие последствия могут быть для вооружённых сил других основных игроков участвующих в вооружённых конфликтах?

Кроме Турции все остальные союзники США по НАТО являются членами МУС. Операции Вооружённых сил США в Сирии не попадают под юрисдикцию МУС, поскольку Сирия не является членом МУС.  Кроме США за пределами своих границ (участвуя только в миротворческих операциях)  размещены вооруженные силы России, Китая, Египта, Индии, Индонезии, Пакистана. Целесообразность защиты военного персонала этих стран от юрисдикции МУС видимо стоит вынести на обсуждение Совета Безопасности ООН особенно в рамках рассмотрения мандатов миротворческих миссий. Кроме этих случаев вряд ли 123 члена МУС будут заинтересованы в предоставлении экстерриториальных привилегий военнослужащим стран не членов МУС. В конце концов члены МУС хотят юридической защиты от преступлений которые могут совершать граждане этих влиятельных стран на территории стран-членов.

Представляется целесообразным включить в программу подготовки миротворческих сил раздел о юрисдикции МУС и о его полномочиях.

МУС  и ситуация в Афганистане, что дальше?

Все наблюдатели отмечают, что попытка Карима Хана сделать расследование выборочным сильно подорвёт репутацию суда[xxi] [21]. Выборочное расследование преступлений «Талибана» и аффилированных с ним групп стало чрезвычайно сложным после 31 августа 2021 года. Опыт Карима Хана по расследованию преступлений в Ираке имеет ограниченное значение для афганских расследований, поскольку в Афганистане нет сил на которые расследование может опираться. «Талибан» составил список лиц подлежащих ликвидации, куда вошли не только официальные лица администрации президента Гани, журналисты и активисты, но и офицеры спецслужб и правоохранительных органов работавшие против «Талибана»[xxii] [22]. Большинство лиц интересующих МУС в связи с расследованиями в Афганистане или перешли на нелегальное положение, или покинули страну на одном из рейсов организованных различными неправительственными организациями и частными благотворительными фондами. Расследователям МУС даже установить местонахождение таких лиц стало крайне затруднительно. Они также лишились доступа в страну, несмотря на то, что с 15 сентября посольства Афганистана возобновили выдачу одноразовых виз.

Надеятся на сотрудничество руководства «Талибана» в расследовании преступлений в совершении которых подозреваются его сторонники было по крайней мере наивно. Рассчитывать на то, что «Талибан» поможет в расследовании деяний иных радикальных групп учитывая сложные, противоречивые и местами весьма враждебные отношения «Талибана» с «ИГ-Хорасан», «Сети Хаккани и иными радикалами, не приходится.

С учётом этих обстоятельств и в сочетании попыток «деприотизировать» расследование действий американских военнослужащих и сотрудников ЦРУ, перспективы расследования преступлений в Афганистане остаются туманными, даже если Секретариат ООН подтвердит, что «Талибан» не является правопреемником администрации президента Гани.

Постскриптум

Сложная судьба афганского расследования МУС является, в частности,  образцом умелого манипулирования системой международных организаций для достижения конкретных целей одного из ведущих мировых игроков. Текущая ситуация в Афганистане практически обеспечила невозможность доведения до стадии судебного разбирательства расследование любого из преступлений против человечества и военных преступлений.

Даже не имея формального статуса в МУС, США умело используя ситуацию и свои в данном случае скромные возможности влиять на расследование смогли фактически его прекратить.

Реальное возобновление расследования возможно только в случае смены режима в Афганистане. Однако, развитие ситуации в стране, отсутствие организованного сопротивления и реальной помощи извне явно указывают на прочные позиции «Талибана». Поэтому реального прогресса в расследовании преступлений против человечности и военных преступлений в ближайшем обозримом будущем ждать не приходится.

[i] [23] Документ МУС ICC-02/17, стр.6/181

[ii] [24] В 2006 году главным прокурором по Афганистану была назначена г-жа Фату Бенсуда, долгое время занимавшая различные посты в руководстве судебной системы Гамбии до избрания в МУС в 2004 году.

[iii] [25] https://www.icc-cpi.int/Pages/item.aspx?name=171120-otp-stat-afgh

[iv] [26] https://www.icc-cpi.int/itemsDocuments/200305-afghanistan-q_a-ENG.pdf

[v] [27] https://www.bbc.co.uk/news/world-us-canada-54003527

[vi] [28] Документ ICC-02/17-146 от 5 мая 2021 года.

[vii] [29] Документ ICC-02/17-139 от 16 апреля 2020 года. Notification to the Prie-Trial Chamber of the Islamic Republic of Afghanistan’s letter Concerning Article 18(2) of the Statute.

[viii] [30] Документ ICC-02/17-161

[ix] [31] ICC-02/17-146 и ICC-02/17-148

[x] [32] Decision setting the procedure pursuant to rule 55(1) of the Rules of Procedure and Evidence following the Prosecutor’s Request to authorize resumption of investigation under Article 18(2) of the Statute. Документ  ICC-02/17-165 от 8 октября 2021 года.

[xi] [33] https://www.dw.com/ru/mus-ne-budet-rassledovat-dejstviya-ssha-v-afganistane/a-59333519

[xii] [34] S-Report 113-288, от 4 декабря 2014 года.

[xiii] [35] Там же, стр.xii-xx. На странице xx утверждается что два психолога специально создали компанию подрядчика ЦРУ, чтобы прикрыть незаконную деятельность.

[xiv] [36] https://www.aljazeera.com/news/2020/12/14/icc-prosecutor-slams-wholly-unacceptable-us-sanctions

[xv] [37] https://www.bbc.co.uk/news/world-asia-51751717

[xvi] [38] https://www.bbc.co.uk/news/world-us-canada-56620915

[xvii] [39] https://www.independent.co.uk/news/world/americas/us-politics/ap-interview-icc-prosecutor-sees-reset-under-biden-joe-biden-donald-trump-united-states-icc-fatou-bensouda-b1865752.html

[xviii] [40] https://www.timesofisrael.com/us-to-deny-visas-to-icc-officials-who-probe-american-troops-israel/

[xix] [41] С краткой  биографией Карима Хана можно ознакомится здесь: https://www.icc-cpi.int/about/otp/who-s-who/Pages/karim-khan.aspx

[xx] [42] https://www.irishtimes.com/news/world/new-icc-prosecutor-under-pressure-to-reverse-decision-on-us-in-afghanistan-1.4691084

[xxi] [43] См. Например https://www.dw.com/en/afghanistan-why-has-the-icc-excluded-the-us-from-war-crimes-probe/a-59367096

[xxii] [44] https://www.mirror.co.uk/news/world-news/taliban-terror-begins-kill-list-24771667 [45]; в архиве автора есть неполный список переданный в силы безопасности «Талибана» патрулирующие Кабул.