- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о расколе между Ливаном и странами Персидского залива

Министр информации Ливана Джордж Кордахи в августе этого года в интервью телеканалу Al Jazeera обвинил Королевство Саудовская Аравия в «агрессии» против йеменских хоуситов, которые вынуждены обороняться. Если в Сане хоуситы развесили плакаты в поддержку ливанского министра и заявили о планах переименовать в его честь одну из улиц столицы, Эр-Рияд назвал его высказывания «клеветническими и искажающими позицию королевства, поддерживающего законное йеменское правительство». КСА вместе с Бахрейном объявили послов Ливана в своих странах персонами нон грата, предоставив им 48 часов на то, чтобы вылететь на родину[i] [1].

КСА отозвало своего посла из Бейрута 29 октября с.г несмотря на то, что скандальное интервью бывший телеведущий Дж.Кордахи дал в августе, до прихода в правительство, к тому же ливанский премьер-министр отмежевался от его высказываний. В знак солидарности Бахрейн, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты также отозвали своих послов из Ливана. Саудовская Аравия к тому же приостановила импорт ливанской сельскохозяйственной продукции, обвинив «Хизбаллу» в использовании экспортных товаров для контрабанды наркотиков в КСА и страны Персидского залива. В одно время сообщалось, что более 5,2 млн таблеток каптагона (популярного наркотика среди боевиков) были спрятаны в партии гранатов.

Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд заявил средствам массовой информации, что для его страны «бессмысленно» взаимодействовать с Бейрутом. «Я думаю, мы пришли к выводу, что иметь дело с Ливаном и его нынешним правительством непродуктивно и бесполезно в связи с продолжающимся доминированием «Хизбаллы» на политической арене». По его словам, роль «Хизбаллы» в этой стране нуждается в «исправлении и всестороннем пересмотре»[ii] [2].

Ряд израильских и американских аналитиков и экспертов полагают, что саудовцы использовали комментарии второстепенного ливанского министра, сделанные им до того, как он вступил в должность, в качестве повода выразить свое давнее недовольство Бейрутом.

В частности, по мнению Орны Мизрахи, старшего научного сотрудника Израильского института исследований национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS), «саудовцы отказываются помогать Ливану, потому что «Хизбалла» контролирует политическую систему и влияет там на все». Эксперт отметила, что Саудовская Аравия в последние месяцы активизировала свою кампанию против ливанкой шиитской организации. Ее финансовое подразделение «Аль-Кард аль-Хасан» было признано террористической организацией» [находится под санкциями США с 2007 г.] По словам О.Мизрахи, «это стратегия; саудовцы хотят ослабить «Хизбаллу» внутри Ливана, и они пытаются достичь цели, оказывая давление на ливанскую систему и делая ливанское правительство недееспособным еще больше, чем оно есть сейчас»[iii] [3].

Израильское новостное издание JNS приводит мнение Тони Бадрана, научного сотрудника американского Фонда защиты демократий (Foundation for Defense of Democracies), согласно которому признаки недовольства Эр-Рияда ливанской политикой прослеживается в 2016 г., когда саудовцы отменили грант ливанским вооруженным силам. По его словам, «саудовцы давно поняли, что Ливан – это контролируемая Ираном провинция, и они больше не хотят впустую тратить деньги». Однако в том году союзники КСА убедили ее направить деньги в Ливан, заверив в том, что они «создают оппозицию «Хизбалле». Но с тех пор саудовцам стало ясно, что «такой оппозиции не существует, что весь [ливанский] политический класс, все государственные и правительственные институты – структуры безопасности, внешняя политика, все – в основном обязаны «Хизбалле»». Эксперт понимает гнев Саудовской Аравии, поскольку хоуситы, против которых королевство проводило военные операции с 2015 г., присутствуют в Бейруте. «Они работают с «Хизбаллой». У них там есть телеканал. Они проходят там подготовку. К тому же Ливан является крупным экспортером в Саудовскую Аравию препарата каптагон». Он ссылается на исследования 2016 г., согласно которым амфетамин является одним из распространенных наркотиков в королевстве.

Даниэль Пайпс, президент Ближневосточного форума (Middle East Forum), раскол между Саудовской Аравией и Ливаном объясняет вспыльчивостью наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана, заместителя премьер-министра Саудовской Аравии и министра обороны. «Он сначала действует, а потом думает». Эксперт напомнил, что в 2017 г. саудовцы разорвали дипломатические отношения с Катаром и прекратили с ним воздушное сообщение. «Никто так и не понял, что привело к такому резкому, внезапному и полному разрыву с Катаром», – сказал Д.Пайпс. В том же году произошла странная история с требованием Мухаммеда бен Сальмана отставки бывшего премьер-министра Ливана Саада Харири, давнего союзника Саудовской Аравии, который прибыл в королевство для встречи с наследным принцем, но вместо этого ему вручили заранее подготовленную речь об отставке, которую он был вынужден зачитать по саудовскому телевидению. Предполагалось, что тем самым Эр-Рияд преследовал цель спровоцировать падение ливанского правительства, в которое входила «Хизбалла». Действия наследного принца привели к тому, что С.Харири по возвращению домой, не только отказался уходить в отставку, но стал более популярным, а «Хизбалла» сильнее. Этот инцидент также ухудшил отношения Саудовской Аравии со своими союзниками, включая США. Последние выпады в сторону Ливана, по мнению Д.Пайпса, также будут иметь для Эр-Рияда неприятные последствия.

Обозреватель JNS Давид Исаак в подтверждение слов Д.Пайпса отмечает, что Дж.Кордахи отказывается уйти в отставку, поскольку его поддерживают министры правительства, выступающие за «Хизбаллу». Вполне вероятно, что такая политика Саудовской Аравии сыграет на руку шиитской организации. Он ссылается на бывшего депутата ливанского парламента, согласно которому ««Хизбалла» будет чувствовать себя более непринужденно по мере увеличения раскола между Ливаном и Персидским заливом». Таким образом, вполне возможно, что саудиты еще больше загонят Бейрут в иранскую орбиту, особенно если они будут действовать в отношении Ливана так же, как поступили с Катаром. В случае с Дохой трехлетнее эмбарго Саудовской Аравии и других государств Персидского залива привело к обратному эффекту – вместо того чтобы ослабить взаимоотношения между Катаром, Турцией и Ираном, оно только укрепило их[iv] [4].

Полковник ЦАХАЛа в отставке д-р Жак Нерия, аналитик по Ближнему Востоку из Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem Center for Public Affairs, JCPA), экс-советник по внешней политике премьер-министра Ицхака Рабина и бывший заместитель руководителя по оценке израильской военной разведки, отмечает, что «официальные лица Саудовской Аравии обвинили «Хизбаллу» [помимо прочего]  в попытке изменить арабскую идентичность Ливана путем расширения иранской гегемонии и навязывания иранской шиитской теократии»[v] [5].

По мнению эксперта JCPA, в Эр-Рияде проигнорировали тот факт, что интервью Дж.Кордахи было до того, как он стал членом правительства, потому что они приняли к сведению недавние обвинения лидеров «Хизбаллы» в том, что КСА поддерживает отношения с националистическими христианскими ливанскими силами и их лидером Самиром Джааджаа. Министр иностранных дел КСА Фейсал бен Фархан Аль Сауд обвинил ливанскую шиитскую организацию и Иран в том, что они стоят за заявлениями Дж.Кордахи. Кроме того, он указал на участие «Хизбаллы» в войне в Йемене на стороне хоуситов против Саудовской Аравии и ОАЭ по указанию Ирана.

Ж.Нерия полагает, что действия Саудовской Аравии и стран Персидского залива раскололи политический истеблишмент в Ливане на тех, кто:

Израильский эксперт обращает внимание на то, что Франция и Соединенные Штаты вмешались в дипломатический кризис и попросили премьер-министра Ливана Наджиба Микати не объявлять об отставке правительства, работа которого с момента формирования два месяца назад парализована «Хизбаллой», угрожающей выйти из правящей коалиции, если судья Тарик Битар не прекратит расследование взрыва в порту Бейрута 4 августа 2020 г. Соединенные Штаты даже предложили выступить посредником в выходе из кризиса в отношениях между Ливаном и Саудовской Аравией.

Отметим, что «с просьбой о посредничестве в урегулировании этой ситуации к российской стороне никто не обращался». По словам официального представителя МИДа РФ, «Россия твердо привержена суверенитету дружественного Ливана. Мы поддерживаем деятельность недавно сформированного в Ливане правительства премьер-министра Наджиба Микати, которая направлена на преодоление кризисных явлений в экономике и социальной сфере и решение других вопросов национальной повестки дня…»[vi] [6]

Ж.Нерия напоминает, что Саудовская Аравия и «Хизбалла» имеют давнюю историю вражды, особенно после сражений шиитской организации против союзников КСА в сирийской гражданской войне. Эта враждебность усилилась из-за подрывной деятельности шиитских ополченцев на территории королевства. Местные силы «Хизбаллы» участвовали в ракетных обстрелах и атаках по целям Саудовской Аравии с использованием БПЛА с контролируемых хоуситами опорных пунктов. Израильский эксперт полагает, что нынешние «решительные действия Эр-Рияда против Бейрута следует рассматривать как явный антииранский акт, игнорирующий продолжающиеся переговоры о разрядке в отношениях между Саудовской Аравией и Ираном, которые саудовские и арабские наблюдатели считают бесперспективными».

По мнению эксперта JCPA, санкции Саудовской Аравии и стран Персидского залива в отношении Ливана имеют далеко идущие последствия. Только в КСА проживает более 350 000 ливанцев, которые отправляют денежные переводы домой своим семьям. Эта финансовая поддержка позволяет жителям Ливана пережить катастрофическую экономическую ситуацию. Более того, замораживание активов «Аль-Кард аль-Хасан» в Саудовской Аравии и решение ОАЭ запретить поездки ливанцев в Ливан и обратно прекратит перевод средств на шиитские счета, предназначенные, среди прочего, для оказания помощи «Хизбалле». «На импорт сельскохозяйственной продукции в КСА из Ливана приходится 55,4% всего ливанского сельскохозяйственного экспорта. В 2019 г. он составил 282 млн долларов. Политика саудовских властей пока не коснулась 600 с лишним ливанских бизнес-структур, присутствующих в Саудовской Аравии с активами 125 млрд долларов. Если Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и Саудовская Аравия примут дальнейшие карательные меры, крах финансовой системы в Ливане неизбежен», – пишет Ж.Нерия.

Израильский эксперт полагает, что в данном случае Саудовская Аравия решила использовать свои конкурентные преимущества в области дипломатии. «Хизбалла» сосредоточила усилия на внутренней арене Ливана, будучи уверенной в том, что никакая другая политическая сила не сможет помешать им превратить эту страну в иранскую провинцию. «Своим неожиданным шагом Саудовская Аравия внесла в это уравнение новый элемент: открытый вызов «Хизбалле» и Ирану по поводу арабской идентичности Ливана». Если Бейрут примет отставку Дж.Кордахи или даже извинится перед Саудовской Аравией за его интервью, это будет воспринято как победа Эр-Рияда. Отказ от отставки ухудшит ситуацию внутри Ливана и положение его граждан в странах Персидского залива. Это будет проявлением слабости, которую «Хизбалла» не может себе позволить в контексте борьбы за власть в Ливане»[vii] [7].

Ж.Нерия напоминает, что на Ближнем Востоке уже был такой прецедент. В качестве карательной меры против Ясира Арафата, который встал на сторону Саддама Хусейна во время первой войны в Персидском заливе, государства Персидского залива депортировали за пределы своих границ 300 000 палестинцев. Они устремились на Западный берег р. Иордан и к другим беженцам, проживающим в разных странах мира[viii] [8].

[i] [9] Saudi Arabia: ‘Pointless’ dealing with Hezbollah-dominated Lebanon // JNS. 01.11.2021 —  https://www.jns.org/saudi-arabia-pointless-dealing-with-hezbollah-overrun-lebanon/

[ii] [10] Там же.

[iii] [11] Saudi rift with Lebanon growing amid discontent over Hezbollah’s dominance // JNS. 02.11.2021 —  https://www.jns.org/saudi-rift-with-lebanon-growing-amid-discontent-over-hezbollahs-dominance/

[iv] [12] Там же.

[v] [13] JACQUES NERIAH. The battle for Lebanon’s Arab identity // JNS. 01.11.2021 — https://www.jns.org/opinion/the-battle-for-lebanons-arab-identity/

[vi] [14] Захарова: РФ надеется на урегулирование разногласий между Ливаном и ССАГПЗ по Йемену // ТАСС. 03.11.2021 — https://tass.ru/politika/12838095

[vii] [15] JACQUES NERIAH. The battle for Lebanon’s Arab identity // JNS. 01.11.2021 — https://www.jns.org/opinion/the-battle-for-lebanons-arab-identity/

[viii] [16] The Battle for Lebanon’s Arab Identity // JCPA. 31.10.2021 — https://jcpa.org/the-battle-for-lebanons-arab-identity/