- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки американских аналитиков позиции Ирана на переговорах по его ядерной программе

Как полагают американские аналитики,  объявленная наконец-то дата возобновления переговоров по ядерной программе повышает вероятность того, что Соединенные Штаты и Иран восстановят  режим соблюдения  соглашения 2015 года, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Но длительный переговорный процесс приведет к тому, что Тегеран продолжит свою ядерную деятельность и агрессивное поведение в регионе. Согласно твиту главного переговорщика Ирана Али Багери от 3 ноября, переговоры по СВПД в Вене возобновятся 29 ноября. Один из ключевых переговорщиков со стороны России в Вене подтвердил заявление Багери в отдельном твите вскоре после этого. В период с апреля по июнь Совместная комиссия СВПД 10 раз встречалась в Вене и провела шесть официальных раундов переговоров. Затем ядерные переговоры были приостановлены в предположении, что они возобновятся, как только в Иране пройдут выборы и 5 августа вступит в должность новая администрация президента Ирана Эбрахима Раиси. Отметим, что заявление Али Багери появилось практически сразу после того, как Соединенные Штаты, Германия, Франция и Великобритания призвали Иран неделю назад  возобновить соблюдение ядерной сделки 2015 года, чтобы «избежать опасной эскалации». Лидеры четырех стран, которые надеются убедить Тегеран прекратить обогащение урана до уровня, близкого к оружейному, заявили, что хотят решения путем переговоров, сообщает Reuters. «Это будет возможно только в том случае, если Иран изменит курс. Мы призываем президента [Эбрахима] Раиси воспользоваться этой возможностью и вернуться к добросовестным усилиям по завершению наших переговоров в срочном порядке. Это единственный верный способ избежать опасной эскалации, которая не отвечает интересам ни одной стран», — говорится в совместном заявлении президента США Джо Байдена, канцлера ФРГ Ангелы Меркель, президента Франции Эммануэля Макрона и премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона. Дипломат ЕС по итогам совещания этих лидеров на полях G20 сказал, что намек на отмену санкций в качестве стимула для Ирана возобновить переговоры был «очень ясным», добавив, что западные державы, однако, должны быть готовы, если Иран продолжит свою политику, но еще не решили, в какой момент они должны отреагировать, если это произойдет. Высокопоставленный чиновник администрации США сообщил журналистам, что встреча по Ирану на встрече G20 была предложена Меркель, чтобы позволить лидерам рассмотреть вопросы до возобновления переговоров.

Американские эксперты отмечают, что  стремление Ирана пересмотреть предыдущие тезисы сделки может затянуть и усложнить переговоры, даже если Тегеран заинтересован в заключении сделки, которая обеспечит смягчение санкцийНовая администрация президента Раиси, которая придерживается более жесткой линии, чем его предшественник Хасан Роухани, вероятно, рассчитывает, что иранская экономика сможет продолжать противостоять санкционному давлению в ходе длительного переговорного процесса. Соединенные Штаты и члены Совместной комиссии по СВПД настаивают на возобновлении переговоров с того места, на котором они остановились в июне. Но при Раиси правительство Ирана намекнуло, что планирует вернуться к некоторым ключевым вопросам, в том числе к вопросу о том, как Соединенные Штаты и Иран согласовывают ядерные уступки и смягчение санкций. В октябре, в частности, министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян заявил, что Тегеран принял «формат венских переговоров», но «не хотел возвращаться к переговорам с точки зрения тупика», что указывает на желание возобновить переговоры в другой точке, чем там, где они остановились, что Тегеран рассматривал как тупик. Это расхождение в том, где переговоры должны возобновиться, не только не сулит Соединенным Штатам и Ирану ничего хорошего в достижении быстрого компромисса, но и сохраняет угрозу полного провала переговоров. Главной целью Ирана на переговорах по ядерной программе является обеспечение смягчения санкций и стимулирование его экономики без вмешательства США. В последние месяцы министр иностранных дел Ирана потребовал, чтобы Соединенные Штаты разморозили активы на 10 млрд долларов в знак доброй воли в переговорах. Несколько ключевых вопросов, которые остались нерешенными, когда СВПД переговоры прекратились в июне, касались, в том числе, иранских ядерных достижений, которые произошли с момента замораживания СВПД (производство обогащенного урана, превышающего определенный процент), отмена финансовых санкций Соединенных Штатов. Помимо этого  Иран требует финансовой компенсации экономического ущерба от санкций, а США требуют вынести на переговоры с Ираном темы  неядерных проблем, прежде всего ракетную программу и вопросы региональной напряженности.

Иран по-прежнему, вероятно, продолжит свои асимметричные действия на протяжении всех переговоров, чтобы сохранить рычаги влияния и свою региональную позицию. Возобновление переговоров по СВПД снизит риск открытого серьезного конфликта между Ираном и Соединенными Штатами или арабскими государствами Персидского залива, особенно если переговоры начнут приближаться к соглашению. Но это не изменит прерогатив Ирана в области национальной безопасности, желания сохранить сильные позиции в регионе и необходимости сохранять рычаги влияния на переговорах. Таким образом, большая часть нынешней тактики и практики поведения Тегерана на Ближнем Востоке будет продолжаться — независимо от того, будет ли это преследование морских судов, пересекающих Персидский залив или Оманское море, или поддержка различных доверенных лиц в таких странах, как Ирак, Йемен и Ливан. Возобновление переговоров в Вене также вряд ли удержит Иран от постепенного продвижения своей ядерной программы с учетом принятого в декабре 2020 г. иранским парламентом закона, который требует от Тегерана сократить свои обязательства по СВПД. Иран рассматривает продвижение своей ядерной программы как жизненно важное для своей национальной безопасности и экономического развития, а также играет ключевую роль в кампании Тегерана по оказанию асимметричного давления на Соединенные Штаты, Израиль и их региональных союзников. Продолжающиеся ядерные разработки Ирана также будут поддерживать его в основном скрытый конфликт с Израилем, увековечивая региональную нестабильность.