- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах, препятствующих реализации сделки по перекачке нефти из ОАЭ через Израиль

Договоры о нормализации отношений между Государством Израиль и Объединёнными Арабскими Эмиратами и Бахрейном были подписаны 15 сентября 2020 года. Буквально через месяц в конце октября ОАЭ и Израиль подписали соглашение, предусматривающее защиту инвестиций в экономики друг друга.

Как писалось ранее см. «О развитии экономических отношений между Израилем и ОАЭ» от 26 ноября, 2020 г. буквально через несколько дней после этого израильская компания EAPC (Eilat Ashkelon Pipeline Company) владеющая нефтепроводом Ашкелон-Эйлат, подписала соглашение об импорте нефти из ОАЭ в Израиль. Подписанное с государственной компанией из ОАЭ соглашение, предусматривало транспортировку добытой в ОАЭ нефти из Красного моря в Средиземное по расположенному на территории Израиля трубопроводу как для собственного нефтеперерабатывающего производства, так и для дальнейшей поставки ее клиентам в Средиземноморском бассейне. Ожидалось, что это соглашение будет приносить EAPC около 700 млн долларов в год и что оно может вступить в действие уже в 2021 году.

Однако после того, как стихли аплодисменты с двух сторон по поводу многомилионного контракта, выяснилось , что у этого проекта очень много противников» в основном среди «зеленых» и защитников экологии, утверждавших, что любая утечка в Эйлатском заливе, грозит экологической катастрофой для всего региона. Со временем к ним присоединилось и Министерство экологии Израиля и причиной тому было несколько серьёзных аварией  на нефтепроводе, как в прошлые годы, так и в последние месяцы.

Напомним, что 3 декабря 2014 года на участке нефтепровода Эйлат–Ашкелон возле населенного пункта Беэр-Ора, расположенного примерно в 20 км к северу от Эйлата, на территории регионального совета Хевель Эйлат, произошла серьезная утечка сырой нефти. Трубопровод был поврежден во время плановых работ по его обслуживанию. нефтяное пятно разлилось от Беэр-Оры до центра археологического парка Аврона. По словам специалистов, это была одна из самых тяжелых экологических катастроф в истории страны. На очистку заповедника потребовалось шесть месяцев работ. В 2019 году в рамках гражданского иска от лица населения Израиля компания EAPC была приговорена к выплате компенсации в размере 100 млн шекелей.

В итоге после нескольких месяцев препирательств, когда компания EAPC пыталась получить от Министерства экологии условия по реализации сделки с ОАЭ, министр Тамар Зандберг заявила, что разрешение на реализацию сделки не будет предоставлено ни на каких условиях. По словам Зандберг, эксперты ее министерства настаивают на политике нулевых рисков, а правительство и Министерство финансов не предоставили убедительных доводов, которые могли бы перевесить экологические риски.

В компании EAPC утверждают, что Зандберг превышает свои полномочия, и призывают юридического советника правительства вмешаться в ситуацию, угрожая в противном случае обратиться в суд. Министерство финансов поддерживает позицию EAPC, отмечая, что в расположенный в считанных километрах от Эйлата порт Акабы в Иордании заходят сотни танкеров в год, тогда как в Эйлате планируется увеличить количество заходящих танкеров с 5–10  до нескольких десятков.

Стоит отметить, что конфликт с Министерством экологии происходит в неудачный для EAPC момент. Накануне государственная прокуратура передала в суд обвинительные заключения против EAPC и четырех ее высокопоставленных чиновников по делу об экологической катастрофе в заповеднике Аврона, произошедшем в 2014 году. Согласно тексту обвинения, заместители генерального директора по оперативным вопросам и по инженерным вопросам Симха Корен и Шломо Леви, а также инженер в инженерном отделе компании Артур Вайс и директор подразделения по технической эксплуатации трубопроводов Хаим Бар-Села несут личную ответственность за просчеты и упущения, приведшие к тяжелой экологической катастрофе.

Следствие, которое вела «зеленая полиция» при Министерстве экологии, установило, что основной причиной аварии, приведшей к разливу нефти, было небрежное проведение работ в отсутствие детальных планов, с нарушениями инструкций и техники безопасности, и при отсутствии координации между структурами планирования и оперативным отделом. Работники компании, устанавливавшие оснастку на стыки труб, не проверили способность этой оснастки выдержать давление при закачке топлива в трубопровод.

В августе 2021 года EAPC сообщила о «незначительной» утечке топлива, произошедшей на трубопроводе Ашкелон-Хайфа в районе поселка Машен в региональном совете Хоф Ашкелон. Согласно сообщению компании, утечка была обнаружена дежурными диспетчерами с помощью соответствующих датчиков. Сразу после этого поставка топлива через трубопровод была прекращена и были проведены работы по забору вытекшего топлива и очистке грунта. Объем утечки не сообщается. Известно, что были изъяты 800 тонн загрязненной земли.

Министр экологии Тамар Зандберг, лично посетившая место утечки, назвала ее исключительно серьезным инцидентом. По распоряжению Министерства экологии компания EAPC остановила работу нефтепровода Ашкелон-Хайфа, снабжающего нефтью Хайфский нефтеперерабатывающий завод. В связи с остановкой работы нефтепровода Хайфский НПЗ сообщил, что не сможет в течение длительного срока выполнять обязательства перед клиентами в полном объеме, и что возможны перебои в снабжении.

Газета «Исраэль гайом» цитирует высокопоставленные источники в Объединенных Арабских Эмиратах, сообщившие, что решение министра экологии Тамар Зандберг заморозить соглашение о поставках нефти из ОАЭ через израильскую территорию может привести к кризису в двусторонних отношениях.

Источники в ОАЭ сообщили изданию: они понимали, что после смены правительства в Израиле такой сценарий возможен. Однако при подготовке соглашения были сделаны все необходимые проверки. Они подчеркнули: его отмена – нарушение подписанных двусторонних протоколов. ОАЭ рассматривает возможность обращения в международный арбитраж, чтобы обязать Израиль соблюдать соглашение. Но перед этим будет предпринята попытка договориться напрямую.