- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: сентябрь 2021 г.

В Судане официальные СМИ 5 сентября сообщили о захвате властями в аэропорте Хартума груза оружия, доставленного из Эфиопии. Он находился на борту самолета эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявшего коммерческий рейс. По данным официального информационного агентства SUNA, захваченное суданскими властями оружие первоначально в мае 2019 г. было доставлено из России в Эфиопию. Речь шла о 72 контейнерах со стрелковым вооружением и приборами ночного видения. SUNA сообщило о «подозрениях, что это оружие могло использоваться против государства с тем, чтобы сорвать демократический переход (в Судане) к гражданской власти». В ответ Ethiopian Airlines 6 сентября сообщила, что ее самолет выполнял «законный коммерческий» рейс по перевозке охотничьего оружия. Законность перевозки признало и МВД Судана.

7 сентября ООН опровергла утверждения Эфиопии о том, что лагеря эфиопских беженцев в Судане якобы использовались в качестве убежищ повстанцами из Тыграя. Эти утверждения основывались на то, что при захваченных повстанцах были выданные ООН карты беженцев. За 10 месяцев боевых действий в Тыграе оттуда в Судан переместились несколько десятков тысяч человек.

8 сентября суданские власти вызвали в МИД посла Эфиопии с тем, чтобы заявить ему протест после обнаружения – по их данным – десятков трупов в пограничной реке, которую в Судане называют Сетит, а в Эфиопии – Текезе. Согласно суданским данным, с 6 июля по 8 августа в реке были обнаружены 29 тел уроженцев Тыграя.

14 сентября стало известно, что Судану впервые после прихода к власти двумя годами ранее переходного правительства удалось немного обуздать показатель инфляции. Согласно Центральному бюро статистики, в августе показатель инфляции составил 387,56%. В июле он был 422,75%. По оценкам экспертов, это снижение было связано с замедлением темпов роста цен на продовольственные товары в августе.

С 17 сентября началась блокада главного порта страны – Порт-Судана и ведущих к нему автодорог. Участники акции протестовали против подписанного в 2020 г. мирного соглашения с повстанцами. В октябре 2020 г., 18 месяцев спустя после удаления от власти Омара аль-Башира, переходные власти подписали мирное соглашение с повстанцами, но одно из самых многочисленных племен из числа проживающих на востоке страны – беджа – отвергло это соглашение. Согласно утверждениям лидеров беджа, это соглашение не гарантировало им адекватного политического представительства. Своими действиями они добивались аннулирования положений соглашения, касающихся Восточного Судана. Еще одно из выдвинутых требований – отставка переходного правительства.

Аналогичные выступления беджа имели место в Порт-Судане годом ранее сразу после подписания мирного соглашения.

24 сентября десятки протестующих блокировали аэропорт Порт-Судана, а также ключевой мост, связывающий штат Кассала с остальным Суданом. Был также блокирован порт Башайер близ Порт-Судана, через который осуществлялась отгрузка южносуданской нефти, а также два нефтепровода. 26 сентября в Хартуме объявили, что работа порта Башайер будет возобновлена после достижения соглашения между делегацией Суверенного совета во главе с генералом Кабаши и делегацией Совета племени беджа.    Признак серьезности кризиса – кроме генерала в состав правительственной делегации входили министры иностранных дел, внутренних дел, энергетики и транспорта. За право транзита Судан получает примерно 25 долларов за каждый проданный баррель южносуданской нефти.

21 сентября государственные СМИ сообщили, что в Судане имела место попытка госпереворота. По их данным, она провалилась. При этом не сообщалось, кто мог стоять за ней. По имеющимся данным, заговорщики попытались установить контроль над зданием, где находятся редакции государственных СМИ, однако им не удалось сделать это. Высокопоставленный военный источник сообщил, что в заговоре участвовала группа офицеров, но все они были «немедленно уволены».

День 21 сентября начался в Хартуме как обычно. Единственное – силы безопасности блокировали мост между столицей и городом-спутником Омдурманом.

Позднее 21 сентября в Хартуме было объявлено, что в попытке переворота приняли участие военные и гражданские, сторонники режима О.аль-Башира. Об этом сообщил в выступлении по национальному телевидению министр информации Хамза Балуль. По его словам, руководители неудавшегося заговора были арестованы. По данным военных, были арестованы 11 офицеров и несколько солдат. «Над всеми позициями, захваченными путчистами, контроль был восстановлен», — сообщили они.

В тот же день влиятельный глава полувоенных Сил быстрой поддержки, член Суверенного совета Мухаммед Хамдан Дагло (Хемити) в выступлении перед своими бойцами завил, что «мы не позволим совершить госпереворот». «Мы хотим реальный демократический переходный процесс со свободными и справедливыми выборами», — утверждал он.

Со своей стороны премьер-министр Судана Абдалла Хамдок в телевизионном выступлении сообщил, что путчисты «хорошо подготовились» к реализации их плана. Он связал его с «ухудшением безопасности, блокированиями дорог, закрытием портов и продолжающимися подстрекательствами к выступлениям против гражданского правительства». Попытка «госпереворота подчеркивает важность проведения реформ в армии и в службах безопасности», подчеркнул он.

Командующий суданской армией и глава Суверенного совета Абдель Фаттах аль-Бурхан отправился в военный городок «Аш-Шаджара», что к югу от столицы, где, как считается, мог находиться эпицентр путча. Обращаясь там к солдатам, он сказал, что «если бы попытка путча удалась, это имело бы разрушительные последствия для армии и страны».

21 сентября США осудили попытку госпереворота в Судане. Они предостерегли против «любого внешнего вмешательства, направленного на распространение дезинформации или подрыв воли суданцев (к демократии)».

22 сентября заместитель главы Суверенного совета генерал Дагло осудил «политиков», «предоставивших возможность» путчистам совершить попытку переворота. При посещении военного городка к западу от Хартума он обвинил политиков в «пренебрежении запросами граждан», поскольку они «заняты борьбой за власть, что повлекло за собой всеобщее раздражение».

Таким образом было очевидно, что осуществлявшие переходную власть в Судане военные и гражданские использовали попытку переворота для увеличения собственного влияния и сокращения влияния оппонентов. Для военных путч создал удобный предлог для того, чтобы в очередной раз продлить переходный процесс и остаться во главе Суверенного совета.

Уже 30 сентября тысячи суданцев вышли на улицы Хартума, чтобы потребовать передачи власти в стране гражданскому правительству. Тем самым был послан сигнал военным, которые на тот момент делили места с гражданскими в Суверенном совете. Силы безопасности применили слезоточивый газ для разгона шествия.

28 сентября в ходе спецоперации в Хартуме против «ячейки, связанной с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), погибли 5 офицеров спецподразделения по борьбе с терроризмом». Это был первый случай появления ИГ в Судане. Как отмечалось в коммюнике Службы разведки, входе операции были арестованы «11террористов из разных стран», 4 удалось скрыться.

В 2019 г. Госдеп США предупредил о возможном появлении в Судане боевиков ИГ.

29 сентября малоизвестная джихадистская группа «Движение за проповедь и борьбу» взяла на себя ответственность за убийство суданских военных. Она утверждала, что речь шла о 6-ти погибших. Эта группа также взяла на себя попытку покушения на А.Хамдока в марте 2020 г. Власти до сих пор не могли идентифицировать тех, кто стоял за этой попыткой. В заявлении группы утверждалось, что она не имеет никакого отношения к ИГ.

В Южном Судане 1 сентября стало известно об аресте двух активистов неправительственной организации Фонд за демократию и ответственное управление (FODAG), выступающей за большую демократическую открытость в стране. Сообщивший об этом глава Фонда Джейм Давид Колок осудил стремление властей «убить активизм» в стране, пораженной насилием, коррупцией и бедностью.

В конце июля альянс групп гражданского общества Коалиция народа за гражданские действия (PCCA) призвала южносуданцев выйти на улицы под антиправительственными лозунгами, поскольку действующие власти «полностью провалились в их делах». Власти воспрепятствовали этой акции, первой подобного рода в этой стране, получившей независимость в 2011 г. Они запретили проведение шествия 30 августа и массированно развернули в тот день в Джубе силы безопасности.

3 сентября правозащитная организация «Международная амнистия» (МА) осудила «новую волну репрессий», которую власти обрушили на активистов PCCA после призыва этого альянса к мирным манифестациям под лозунгами с требованиями отставки правительства. Евросоюз, США, Великобритания, Норвегия в совместном коммюнике также осудили «недавние меры правительства, и в частности, угрозы применения реальных боеприпасов против мирных манифестантов».

27 сентября правительство Южного Судана отвергло доклад ООН, в котором элита этой страны обвинялась в расхищении десятков миллионов долларов государственных средств. Джуба заявила, что стала жертвой «международной кампании» против правительства страны. Соответствующий доклад был подготовлен Комиссией ООН по правам человека в Южном Судане. По ее данным, с 2018 г. были расхищены свыше 73 млн долларов, в том числе около 39 млн – менее чем за два месяца. «Эти расхищения продолжают подпитывать политическую конкуренцию внутри элит, они являются ключевым мотором конфликта, злоупотреблений, преступлений, они подрывают перспективы установления прочного мира», — отмечалось, в частности, в докладе.