- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О кризисной ситуации в руководстве Ливии

Премьер-министр Правительства национального единства (ПНЕ) Ливии Абдель Хамид Дбейба встал на защиту своего министра иностранных дел Наджлы аль-Мангуш после того, как Президентский совет уволил ее, подчеркнув политические разногласия в правящей администрации. 7 ноября офис премьера заявил, что Президентский совет, сформированный в этом году, не имеет полномочий отстранять министров, и поручил Наджле аль-Мангуш продолжать выполнять свои обязанности, подтвердив свою «признательность» за ее работу. Президентский совет 6 ноября заявил, что отстранил аль-Мангуш от ее обязанностей и запретил ей выезжать из страны за несколько дней до крупной международной конференции в Париже. Президентский совет заявил, что начал расследование предполагаемых «административных нарушений» со стороны аль-Мангуш, сообщила его пресс-секретарь Наджла Вееба телеканалу «Панорама Ливии». Однако в заявлении Дбейбы говорится, что «выдвижение, увольнение, отстранение от должности или предъявление обвинения члену исполнительной власти… подпадают под исключительные полномочия премьер-министра». В отсутствие дальнейших подробностей об обвинениях против аль-Мангуш ливийские СМИ связали ее отстранение от должности с интервью Би-би-си, в котором она предположила, что Триполи готов координировать с США вопрос об экстрадиции подозреваемых во взрыве в Локерби в 1988 году. По данным Би-би-си, аль-Мангуш намекала на одного из главных создателей бомб во времена М.Каддафи Абу Акилу Мухаммеда Масуда, которого разыскивают в США по делу о взрыве в Локерби. В общей сложности 270 человек погибли в результате взрыва самолета Pan Am в 1988 году, когда он пролетал над шотландским городом Локерби. Глава МИД отрицает, что конкретно упоминала Масуда, согласно заявлению ее министерства, и заявила, что «за эти вопросы отвечает обвинение». Этот кризис высвечивает борьбу за власть внутри хрупкого правительства, которое — после десятилетия войны и беспорядков, последовавших за свержением Муаммара Каддафи в 2011 году — должно направить страну к выборам. Правительство Дбейбы призвало различные институты Ливии «соблюдать процедуры» и «избегать конфликтов интересов», заявив, что они не должны препятствовать работе правительства на таком «критическом» этапе. Президентский совет был сформирован в феврале. Он состоит  из трех членов, представляющих три региона Ливии, в рамках политического процесса, спонсируемого ООН, наряду с новым правительством А.Х.Дбейбы, чтобы подготовить почву для президентских и парламентских выборов в декабре.

При этом сами  парламентские выборы недавно были перенесены на январь на фоне нарастающей напряженности, которая угрожает сорвать политический процесс, направленный на прекращение конфликта между соперничающими фракциями Ливии. Решение об увольнении аль-Мангуш было принято в преддверии конференции по Ливии в Париже на следующей неделе, в которой, как ожидается, примут участие мировые лидеры. Разногласия также возникли после того, как Высшей национальной избирательной комиссии  (ВНИК) страны объявила, что кандидаты на президентские и законодательные выборы в Ливии, намеченные первоначально на 24 декабря, могут начать регистрацию с 8 ноября.  «Комиссия будет принимать заявки на участие в выборах с понедельника»,-заявил глава ВНИК Эмад аль-Сайех на пресс-конференции в Триполи. Он сказал, что заявки на участие в президентских выборах будут приниматься до 22 ноября и до 7 декабря на парламентских выборах. Аль-Сайех заявил, что президентские выборы пройдут в два тура. Президентские и парламентские выборы в Ливии должны были состояться синхронно 24 декабря (на этом особенно настаивают в ООН и на Западе) в соответствии с соглашением, достигнутым ливийскими политическими соперниками в Тунисе 15 ноября 2020 года. 7 ноября высокопоставленный чиновник в ПНЕ  сообщил агентству Рейтер, что Дбейба намерен баллотироваться в президенты. В принципе он, как и другие члены нынешнего правительства, не имеет право это делать. Его решение может также усугубить политические споры по поводу выборов, которые омрачили мирный процесс. Дбейба и другие члены кабинета пообещали не баллотироваться в президенты, когда они были назначены в ПНЕ, которое сменило две соперничающие администрации в Триполитании и Киренаике после многолетней гражданской войны. Но дело даже не в этом. Н.аль-Мангуш уже давно является «бельмом на глазу»  прежде всего у сил, близких к ливийским  «Братьям-мусульманам». Прежде всего, потому, что она позиционирует себя как «проводника идей коллективного Запада» и последовательно выступала именно за западную «дорожную карту» переходного периода в Ливии. В том числе и в рамках проведения парламентских выборов именно в декабре, как настаивали на Западе. Она же не раз и не два транслировала позицию Запада по «безусловному выводу иностранных наемников» из Ливии, что одинаково не нравилось ни командующему ЛНА Х.Хафтару, ни протурецким силам в ливийской правящей элите.   «Дело Локкерби» — еще один пункт в этой позиции аль-Мангуш. Но премьер-министр А.Х.Дбейба сейчас встал на ее защиту по двум важным причинам.

  1. Это увольнение создает опасный прецедент вмешательства Президентского совета в полномочия премьера.
  2. Дбейбе удалось в принципе подмять аль-Мангуш под себя, в том числе и в рамках переноса даты выборов. Более того, МИДом сейчас по большому счету руководить не аль-Мангуш, а двоюродный брать премьера Ибрагим. В частности, именно он давал указание послам страны в сентябре о том, что они должны придерживаться линии в отношении переноса даты выборов. Министерство иностранных дел было одним из немногих источников поддержки предстоящих выборов, как и планировалось, но теперь его политика согласовывается напрямую премьер-министром и Ибрагимом Дбейбой. Хотя Ибрагим Дбейба отсутствовал на 76-2 сессии Генеральной Ассамблее ООН, он тщательно подготовил почву заранее и, как известно, разговаривал с ливийскими дипломатами непосредственно во время последнего по времени заседания Совета Безопасности ООН по Ливии в начале сентября, призывая их снизить ожидания в отношении проведения выборов, как планировалось, или даже зайти так далеко, чтобы доводить до Запада, что их просто невозможно будет провести в намеченный срок. Н.аль-Мангуш, таким образом, теперь для премьера просто «икона» для коллективного Запада, которая должна помочь ему получить его поддержку в его плане занять пост президента Ливии.

Тем более, не логично увольнять Н.аль-Мангуш накануне предстоящей конференции в Париже, на которой Дбейба хочет получить поддержку ее участников своих планов по переносу выборов и своих президентских амбиций. Это создаст для него дополнительный негативный фон. Конференция должна предоставит международному сообществу возможность подтвердить необходимость проведения президентских и парламентских выборов, которые должны состоятся 24 декабря. Однако, изменения в расписании остаются весьма туманными, хотя и Триполи провело собственную конференцию 21 октября, чтобы подтвердить свою приверженность этому календарю, премьер-министр А.Х.Дбейба действует за кулисами за перенос президентских выборов, и Палата представителей под руководством спикера Акилы Салаха Иссы уже выступила с инициативой перенести выборы в законодательные органы на январь 2022 года. Со своей стороны, Высший государственный совет и его председатель Халед аль-Мишри вообще настаивают на отсрочке голосования до конца следующего года. Не все понятно при этом и с уровнем представительства на предстоящей конференции в Париже.     Франция пригласила около дюжины глав государств на конференцию, посвященную Ливии, намеченную на 12 ноября, но несколько соседних стран могут пропустить это мероприятие, а график выборов в Ливии остается в подвешенном состоянии. Среди ожидаемых уважаемых гостей — генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш, который будет сопредседателем мероприятия вместе с президентом Франции. Глава миссии ООН в Ливии (МООНПЛ), словацкий дипломат Ян Кубиш, также должен совершить поездку во французскую столицу. Заинтересованные в привлечении своих партнеров в Европейском союзе французы также пригласили ФРГ и Италию, премьер-министр которой Марио Драги подтвердил свое присутствие.
Еще один тяжеловес в списке приглашенных — вице-президент США Камала Харрис. Это будет ее первый визит во Францию с момента ее назначения год назад, и он состоится после дипломатического кризиса, разразившегося после того, как Вашингтон торпедировал контракт Франции на продажу подводных лодок Австралии. Бывший генеральный прокурор Калифорнии должна провести в общей сложности три дня во Франции, чтобы она могла принять участие в Парижском мирном форуме 11 ноября, а затем в конференции по Ливии на следующий день, хотя ее участие в последнем мероприятии еще не было окончательно подтверждено. Какое-то время Елисейский дворец также надеялся, что президент России Владимир Путин совершит поездку, но более вероятно, что вместо него Москву будет представлять министр иностранных дел Сергей Лавров. Париж также надеялся, что соседи Ливии примут активное участие в этой конференции, но, похоже, некоторые из них будут отсутствовать. Переворот, организованный генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом в Судане 25 октября, делает крайне маловероятным, что Хартум направит своих представителей, а Тунису еще предстоит подтвердить присутствие президента Кайса Саида, который уже уклонился от приглашения посетить Париж этим летом и сохраняет тщательно нейтральную позицию по Ливии. Нынешняя дипломатическая напряженность между Парижем и Алжиром означает, что Алжир вряд ли направит высокопоставленную делегацию, хотя присутствие министра иностранных дел страны Рамтана Ламамры все еще стоит на повестке дня. Было подтверждено, что его марокканский коллега Насер Бурита будет представлять короля Мухаммеда VI. Это имеет смысл, поскольку Рабат последовательно стремился позиционировать себя в качестве ключевого участника урегулирования ливийского кризиса, проведя в последние годы несколько раундов межливийских переговоров в Схирате, а затем в Бузнике. На конференцию были также приглашены лидеры Чада и Нигера, а также Конго, президент которого Дени Сассу Нгессо в настоящее время подтвердил свое участие в качестве председателя комитета высокого уровня Африканского союза по Ливии.