- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О трансформации роли Индии в Ближневосточном регионе

В период каденции Б.Нетаньяху на посту главы правительства Израиля за Индией прочно закрепилась роль одного из главных союзников ближневосточной страны. Более того, партнерство с Нью-Дели стало восприниматься в Иерусалиме как нечто настолько неоспоримое, что государство не вошло в список предвыборных визитов лидера Ликуд. Наоборот, в ходе серии из четырех досрочных избирательных кампаний  именно в счет поездок в Индию Б.Нетаньяху добивался электоральной поддержки на других направлениях, в то время как его индийский контрпартнер Н.Моди появился на одном из агитационных плакатов в Тель-Авиве наряду с Д.Трампом и В.Путиным.

Новый кабинет министров Израиля во главе с Н.Беннетом и внешнеполитическое ведомство под руководством Я.Лапида, который в дальнейшем должен получить ключевой пост в порядке ротации, на определенных направлениях готовы отойти от курса своего предшественника. Касается это, к примеру, отношений с Европой, где власти ближневосточной страны стремятся сгладить напряженность в диалоге с ЕС, параллельно дистанцируясь от прежней тесной связи между Б.Нетаньяху и правыми европейскими политиками типа В.Орбана. Впрочем, Диалог с Индией правительство Беннета-Лапида, судя по всему, намерено сохранить и расширить, во всяком случае, об этом свидетельствует октябрьский визит в Израиль министра иностранных дел Индии С.Джайшанкара. В преддверии встречи с ним, Н. Беннет отметил, что Израиль «рассматривает Индию как большого друга и с нетерпением ждет расширения отношений во всех областях и измерениях»

Поездка главы индийского внешнеполитического ведомства продолжалась пять дней и показала заинтересованность Нью-Дели в развитии двусторонней кооперации с упором на ее инновационную составляющую, базой для которой являются именно израильские разработки. Впрочем, ключевым событием в ходе пребывания С.Джайшанкара в ближневосточной стране была признана все же 4-сторонняя зум-конференция. На ней к главам МИД Израиля и Индии подключились их контрпартнеры из США и ОАЭ. Основной контекст этого набирающего силу с подачи Вашингтона взаимодействия – сдерживание Китая. При участии администрации Соединенных Штатов Индия надеется на продвижение проекта т.н. арабско-средиземноморского коридора (India-ArabMed), который позволит отправлять индийские товары через развивающиеся благодаря нормализации израильско-эмиратские транспортные маршруты в Грецию, открывая им таким образом путь во всю Европу. Очевидно, что инициатива является прямым конкурентом «Пояса и пути», позволяя не только противодействовать экономической экспансии Китая, но и добиваться снижение интенсивности кооперации с ним ближневосточных союзников США, переключая их внимание на другого крупного азиатского игрока.

К этому сотрудничеству, судя по всему, планируется подключить и палестинцев. Во всяком случае, такой проект рисует в своем твиттере профессор М.Танхум из Австрийского института европейской политики и политики безопасности (AIES). Судя по всему, за основу может быть взята модель кооперации, которую уже пытались применить в Газовом форуме государств Восточного Средиземноморья. При этом необходимо подчеркнуть, что такого рода инициативы имеют под собой не только экономическую составляющую, а ориентированы на то, чтобы добиться сближения между сторонами конфликта. Таким образом, в некоторой степени Индия становится на сторону США в том, что касается миротворческих усилий на палестино-израильском треке, где прогресса по-прежнему планируется добиваться за счет контактов в сопутствующих областях и продолжения нормализации между Израилем и умеренными ближневосточными режимами.

Все это особенно примечательно, если принять во внимание недавнюю активизацию Рамаллы с целью укрепления отношений с Нью-Дели. В частности, палестинский премьер-министр М.Штайе встретился с Н.Моди на полях климатического саммита в Глазго, где заявил, что ПНА «готова ко всем формам сотрудничества с Индией». Любопытно, однако, что при этом палестинский политик сделал акценты на нескольких составляющих. Прежде всего, по словам М.Штайе, Рамалла уделяет большое внимание отношениям с Нью-Дели, чей «вес в международной политике растет». Последнее, с точки зрения палестинского премьер-министра, связано с тем, что Индия в 2021-2022 гг. имеет статус непостоянного члена Совбеза ООН, а также переизбрана на 2022-2024 гг. в Совет по правам человека. Наконец, М.Штайе поблагодарил Н.Моди за «щедрую финансовую и техническую поддержку», дополнив слова признательности тем, что «эта поддержка должна быть параллельной и дополнять поддержку дела Палестины». Кроме того, с палестинской точки зрения, именно через «энергичные усилия со всеми заинтересованными сторонами для достижения безопасности и стабильности на Ближнем Востоке» Индия сможет эффективно исполнять возложенные на нее в ООН в ближайшие годы обязанности.

В целом, после периода ухода на второй план в ближневосточных делах, связанного с тем, что политика Нью-Дели в регионе находилась под слишком сильным влиянием личных отношений Н.Моди и Б.Нетаньяху, наблюдается активизация Индии в регионе. Связана она в первую очередь, как кажется, с глобальными планами США в противоборстве с Китаем и сокращением американского глобального присутствия при возложении большей ответственности на местных игроков. Помимо этого, росту индийского влияния в регионе способствует Палестинская национальная администрация, пытающаяся привлечь Нью-Дели на свою сторону в мирном процессе. Подобную линию поведения Рамалла может демонстрировать в связи с эрозией международной легитимности М.Аббаса как наиболее подходящего представителя палестинского народа в случае активизации переговорного процесса, а также из-за неуверенности в позициях уже существующих посредников.

Принимая во внимание участие США в рассмотренных событиях, а также то, что Вашингтон в отличие от Рамаллы предлагает Нью-Дели не только рост политической ответственности, но увеличение экономической выгоды за счет конкуренции с КНР, более вероятным кажется сценарий, в котором Индия сохранит приверженность поддержке Израиля, что позволит последнему обеспечить и определенную преемственность внешней политики на фоне состоявшегося транзита власти. Впрочем, это не исключает того, что при определенных обстоятельствах представители Индии в ООН и ее специализированных учреждениях по отдельным документам могут не обеспечивать ожидаемый уровень поддержки израильской позиции, руководствуясь более широким контекстом своих национальных интересов.