- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов эволюции ВВТ подразделений ПВО СВ ВС Турецкой Республики

Как отмечают обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий, на протяжении нескольких десятилетий основу мобильной зенитной артиллерии в бронетанковых подразделениях Сухопутных войск Вооруженных Сил Турецкой Республики составляли гусеничные зенитные артиллерийские установки М42А1, которые не отвечают требованиям современного вооруженного конфликта в рамках которого применяется широкий спектр авиационных средств поражения.

Китайские специалисты указывают, что научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу по гусеничной самоходной плавающей зенитной артиллерийской установке под обозначением «Коркут» турецкие специалисты начали еще в 2011 г., с опорой на информацию от южнокорейских партнеров, которые создавали на базе бронетранспортера К808 аналогичный образец вооружения под обозначением KW2 (условное обозначение НИОКР — AAGW).

Основное сходство состоит в том, что на боевой машине установлены две зенитные пушки, радиолокационная станция подсвета цели и оптико-электронная станция наведения, тогда как трехкоординатная РЛС обнаружения цели размещается на отдельной машине управления. Отличия турецкой разработки состоят в применении орудий большего калибра – 35 мм, тогда как южнокорейские конструкторы приняли решение использовать боеприпасы калибра 30 мм.

Кроме того, РЛС обнаружения целей (максимальная дальность 70 км) для СЗУ «Коркут» размещена на гусеничном БТР модели ACV-30. В южнокорейской версии станцию разместили на грузовом автомобиле с колесной формулой 6х6.

По мнению большинства китайских специалистов, подобное организационное решение является минусом. В случае уничтожения машины управления с установленной на ней РЛС батарея утрачивает возможность обнаруживать воздушные цели , т.е. частично «слепнет»  и экипажам боевых машин остается полагаться на возможности оптико-электронных систем наведения.

Первый прототип самоходной зенитной установки «Коркут» был представлен на оружейной выставке в Турции в 2013 г. , а испытания начались в 2016 г. Процесс сборки партии машин для опытно-войсковой эксплуатации был запущен в марте 2017 г., однако по различным причинам первая партия была передана турецким военным только в ноябре 2019 г. – с отставанием от графика почти на два года.

К настоящему моменту в опытно-войсковой эксплуатации ПВО СВ ВС ТР находится 13 боевых машин и 4 машины управления, т.е. 4 батареи.  Согласно контракта подразделения ПВО СВ ВС ТР должны получить в 2022 г. от предприятий ОПК страны 42 боевых машины и 14 машин управления, что позволит сформировать 14 батарей СЗУ.

Достоверно известно, что в качестве основы было выбрано гусеничный плавающий бронетранспортер модели ACV-30, разработанный конструкторами турецкой компании FNSS. Конструкторы учли опыт боевого применения БТР предыдущих моделей, а именно ACV-15 и ACV-19 (созданы на основе американского БТР М-113), которые приняты на вооружение мотострелковых подразделений и выполнили усиление днища – толщина бронелиста составляет 18 мм, что гарантирует защиту от осколочного поражения при срабатывании самодельного взрывного устройства мощностью 6 кг в тротиловом эквиваленте.

В лобовой и бортовой проекции корпус выдерживает попадание с расстояния 200 м бронебойно-зажигательных пуль из пулемета калибра 14,5х114 мм и осколков от снаряда калибра 155 мм при подрыве последнего на расстоянии 30 м от бронемашины. Китайские специалисты отмечают, что даже легкие образцы бронетехники имеют более высокий класс баллистической и противоминной защиты, что конечно является определенным минусом «Коркута».

В отношении ACV-30 отметим, что боевая машина имеет длину 7,07 м, ширину 3,9 м, и высоту (по верхнему срезу корпуса 2,2 м).

При установки необитаемой башни высота самоходной зенитной установки (СЗУ) «Коркут» составляет 3,625 м – с учетом радиолокационной станции подсвета цели  переведенной в боевое положение.  Китайские специалисты указывают на мнимое преимущество необитаемой башни ЗСУ «Коркут» — двуканальной системе боепитания KDC (разработка турецкой компании KCNN) спаренной пушки калибра 35 мм (лицензионная копия орудия GDF-003 от компании  «Эрликон»)  необходимо не менее 15 секунд для смены типа боеприпаса.

Указанное орудие имеет эффективную дальность стрельбы 4000 м и эффективную высоту 3000 м. Башня обеспечивает ведение огня на 360 градусов по азимуту, а угол возвышения варьируется в пределах от -5 до +80. Производство зенитных орудий освоено на предприятии компании МКЕК.

Турецкие аналитики указывают на конструктивный недостаток системы KDC, однако конструкторы вынуждены выполнять требования технического задания, которые сформулировали турецкие военные, основываясь на собственном анализе современного противовоздушного боя.

Автоматическая система заряжания позволяет варьировать темп стрельбы от 500 до 1100 выстр/мин., что позволяет отчасти скрыть такой минус «Коркута» как недостаточную емкость боекомплекта (вместимость всего лишь 400 выстрелов)  в который входят осколочные (TARP),  трассирующие и программируемые (AHEAD) боеприпасы.

При указанных выше размерах  снаряженная масса СЗУ составляет 29,5 тонн, что достаточно много для среднеразмерной бронемашины, которая оснащена двумя зенитным и пушками калибра 35 мм с боекомплектом 400 выстрелов., РЛС подсвета цели, оптико-электронной станцией наведения.

Экипаж рассматриваемой СЗУ составляет 3 человека. В корпусе боевой машины расположена система РХБ защиты, кондиционер и система автоматического пожаротушения.

Подвижность «Коркута» обеспечивает турбированый дизельный двигатель мощностью 600 л.с., благодаря которму СЗУ развивает максимальную скорость 65 км/ч, дальность хода по топливу составляет 500 км. Шасси позволяет преодолевать ров шириной 2 м, въезжать на вертикальные преграды высотой до 0,8 м, обеспечивает угол въезда 60% и съезда 30%.

Для преодоления водной преграды  в задней части машины установлено два водометных движителя, обеспечивающих скорость движения 6 км/ч по воде. Благодаря высоким и прямым бортам корпуса СЗУ сохраняет плавучесть и управляемость при высоте волны до 1 м.  Данные параметры важны для подразделений морской пехоты ВМС Турции, поскольку они также планируют принять «Коркут» на вооружение.

Во время стоянки экипаж может использовать вспомогательную силовую установку мощностью 14 кВт, которой достаточно для работы РЛС подсветки цели, ОЭСН и других электрических и электронных механизмов.

Следует отметить, что шасси ACV-30 используется турецкими конструкторами для размещения ЗРК малой дальности HISAR-A.

Вполне вероятно, что одна или даже две батареи СЗУ «Коркут» развернуты в Ливии – обеспечивают защиту авиационной базы Эль-Ватия (основной военный объект Правительства национального единства Ливии) совместно с зенитным ракетным комплексом MIM-23 Hawk-III от налетов разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов «Птеродактиль 2» и  самолетов МиГ-29.

По оценкам китайских специалистов, батарея СЗУ «Коркут» и ЗРК MIM-23 не просто обеспечивают эшелонированную защиту  авиабазы Эль-Ватия, а прикрывают от воздушных ударов ценные активы турецкого военного контингента – мобильную станцию радиоэлектронной борьбы «Корал» (пр-во Турция) и станцию радиотехнической разведки «Кольчуга-М» (пр-во Украина).

В дополнение к вышесказанному отметим, что под данным китайских источников, подразделения ПВО СВ ВС Украины рассчитывают получить 6 батарей СЗУ «Коркут» для обеспечения защиты бронетанковых подразделений в случае очередной крупномасштабной операции против ЛНР и ДНР.