- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Эфиопский «ящик Пандоры» для Израиля

После того, как государственный бюджет Израиля был на днях наконец принят, угроза скорого падения нынешнего правительства, возглавляемого премьер-министром Нафтали Беннетом, была ликвидирована. Однако осталось множество проблем идеологического характера, угрожающих целостности правящей коалиции, в состав которой входят правые (по израильским понятиям, подразумевающим, что правизна – это неприятие территориальных уступок арабам), центристские, откровенно левые партии и даже умеренная исламистская партия РААМ во главе с вице-спикером Кнессета Мансуром Аббасом. В условиях, когда правящая коалиция располагает поддержкой всего 61 депутата – при том, что в Кнессете – 120 депутатов, каждый из этих депутатов получает возможность шантажировать лидеров коалиции. Он может выдвигать им те или иные требования, угрожая, что в случае их непринятия он перестанет поддерживать правительство, и тогда оно падет.

Лидеры коалиции, каковыми, по сути, являются глава правой умеренной религиозно-сионистской партии «Ямина», премьер-министр Нафтали Беннет, лидер центристской партии «Еш атид» (крупнейшей фракции правящей коалиции), министр иностранных дел и альтернативный премьер-министр (по соглашению о ротации с Нафтали Беннетом, он должен стать премьер-министром чуть больше, чем через полтора года) Яир Лапид и лидер опирающейся в первую очередь на русскоязычный электорат правой партии «Наш дом – Израиль», министр финансов Авигдор Либерман, демонстрируют в последние дни твердую уверенность в том, что нынешнее правительство останется у власти положенные ему по закону 4 года, и досрочных выборов не будет. По поводу идеологических разногласий между правыми и левыми партиями, а тем более — исламистами внутри правящей коалиции лидеры коалиции отвечают, что они научились работать вместе, несмотря на идеологические разногласия. Создается впечатление, что в целом эти заявления соответствуют действительности, и парадоксальному право-левому правительству удается функционировать достаточно эффективно.

Однако есть и «слабые звенья» в правящей коалиции, и, похоже, одной из тяжелейших проблем нынешнего правительства может в самое ближайшее время стать министр алии и интеграции Пнина Тамено-Шете, представляющая левоцентристскую партию «Бело-голубые», возглавляемую министром обороны Биньямином (Бени) Ганцем. Она была назначена на этот пост в мае прошлого года, еще в предыдущем правительстве, возглавлявшемся лидером ныне находящейся в оппозиции партии Ликуд Биньямином Нетаньяху. Тогда Бени Ганц тоже был министром обороны, а заодно и альтернативным премьер-министром.

С момента своего прихода в Министерство алии и интеграции Пнина Тамено-Шете безо всяких извинений занимается только алией из Эфиопии (сама министр родилась в 1981 году в округе Гондар в Эфиопии и приехала в Израиль в возрасте 3 лет), открыто демонстрируя неуважение к репатриантам из других стран, в первую очередь из постсоветских государств. Необходимо пояснить, что так называемая «репатриация» из Эфиопии в Израиль происходит в обход действующего в еврейском государстве Закона о возвращении, предоставляющего права на репатриацию всем евреям, отвечающим критериям религиозного еврейского права, Галахи (то есть, рожденных еврейскими матерями или прошедшими процедуру принятия иудаизма – гиюр), кроме перешедших в другое вероисповедание, а также их детям, внукам и нееврейским супругам всех перечисленных категорий репатриантов. Дело в том, что так называемые «репатрианты» из Эфиопии не принадлежат ни к одной из этих категорий.

Сама Пнина Тамено-Шете принадлежит к общине Бета-Исраэль, или фалашам, которых обычно называют эфиопскими евреями. Эта община, происходящая, судя по всему, из группы кушитских племен агау, традиционно исповедовала неталмудическую форму иудаизма. В отличие от других еврейских общин (включая отрицающих Талмуд караимов), у Бета-Исраэль не было священных книг и богослужения на древнееврейском языке (иврит). Вместо него они использовали язык Эфиопской христианской церкви – геэз. До 1970-х годов Главный раввинат Израиля не признавал Бета-Исраэль евреями. Тем, кто изменил ситуацию, стал тогдашний главный сефардский раввин Израиля Овадья Йосеф (позднее он стал духовным лидером ультраортодоксальной религиозной сефардской партии ШАС), вынесший в 1973 году постановление о признании их евреями, имеющими право на репатриацию.

В ответ на это в том же году тогдашний главный ученый Министерства абсорбции (ныне оно называется Министерством алии и интеграции) доктор Йосеф Литвак опубликовал отчет, суть которого сводилась к тому, что фалаши – не евреи. Он настоятельно рекомендовал не привозить их в Израиль, предупреждая, что таким образом будет открыт «ящик Пандорры», который создаст в дальнейшем серьезные проблемы для Израиля. Основные доводы доктора Йосефа Литвака сводились к следующему:

  1. Из-за колоссальной культурной разницы между выходцами их Эфиопии и основным населением Израиля интеграция фалашей в израильское общество будет крайне затруднена и создаст множество социальных проблем.
  2. Границы между фалашами и остальным эфиопским обществом стерты, эфиопские христиане делают обрезание, у фалашей нет своего собственного языка, документация в Эфиопии ненадежна, если вообще есть. В этих условиях определить, кто еврей, а кто нееврей будет практически невозможно. Это приведет к постоянному выдвижению претензий на еврейское происхождение и право на репатриацию в Израиль все большими и большими группами эфиопов.
  3. В результате Израиль, какие бы средства он ни вкладывал в интеграцию выходцев из Эфиопии, будет подвергаться обвинениям в расизме по отношению к ним.

В итоге отчетом доктора Йосефа Литвака пренебрегли, и алия из Эфиопии началась. В начале 1990-х годов последние Бета-Исраэль приехали в Израиль. Однако к этому времени сложилось мощное лобби за алию из Эфиопии, опиравшееся на поддержку определенных кругов американских евреев. Последним, исходя из соображений внутренней этно-расовой ситуации в США, было важно продемонстрировать афроамериканцам, что есть негры-евреи. Поскольку Бета-Исраэль в Эфиопии больше не осталось, возникла проблема фалашмура, потомков крестившихся Бета-Исраэль. Их ввозили в Израиль уже не по Закону о возвращении, а на основании специальных решений правительства. Для получения статуса новых репатриантов все фалашмура проходили облегченный гиюр. Поскольку интеграция выходцев из Эфиопии действительно проходило тяжело, им были предоставлены особые условия, которые не получали репатрианты ни из каких других стран – повышенные льготные ипотечные ссуды, бесплатное обучение в ВУЗах и т.д. и т.п. Сложилась ситуация компенсирующей дискриминации как с неграми в США, хотя, в отличие от американских негров, выходцы из Эфиопии никогда не были в Израиле рабами и никогда не дискриминировались.

Сейчас в Эфиопии, по сути, уже не осталось и фалашмура. Несколько раз в израильских СМИ сообщалось о «вывозе последних репатриантов» из Эфиопии. Однако под давлением уже упомянутого лобби правительство раз за разом принимает специальные решения о ввозе все новых и новых групп эфиопов в обход Закона о возвращении. Ставку на электоральную поддержку выходцев из Эфиопии сделал предыдущий премьер-министр Биньямин Нетаньяху, который провел решение о привозе новых их групп через правительство. Пнина Тамане-Шете, ставшая вторым номером в партии «Бело-голубые», сумела «взять за горло» в этом отношении и нынешнее правительство. Основные ресурсы вверенного ей министерства направляют на выходцев из Эфиопии, а также на общину Бней-Менаше (группа прозелитов, происходящих из монголоидного народа куки, проживающего на востоке Индии), представители которой пребывают в Израиль по аналогии с выходцами из Эфиопии в обход Закона о возвращении. Таким образом, министр алии и интеграции привозит свой электорат, игнорируя среди прочего и мнения многих своих земляков, в первую очередь духовных лидеров общины Бета Исраэль — кесов.

Выходцы из Эфиопии стали серьезной проблемой для израильского общества. Как и предсказывал в свое время доктор Йосеф Литвак, их представители постоянно обвиняют Израиль и израильтян в дискриминации и в расизме, несмотря на то, что, как уже было сказано, речь идет о «дискриминации наоборот». В 2019 году, после того, как уголовник эфиопского происхождения Соломон Таке был убит рикошетом пули, выпущенной в землю полицейским, на которого он напал, по стране прокатились массовые беспорядки, устроенные выходцами из Эфиопии. Ситуация стала в определенной степени напоминать то, что происходило в США на фоне кампании Black Lives Matter. Пнина Тамане-Шете успешно использовала эту волну, вызывая все большее раздражение многих израильских граждан и политиков.

И вот в последние дни начал разгораться давно назревавший скандал. В израильских СМИ появились сообщения о том, что по настоянию министра Пнины Тамане-Шете Израиль привез минувшей весной (то есть, еще при правительстве Биньямина Нетаньяху) из Эфиопии несколько десятков человек, не являющихся евреями, причем то, что они не имеют никакого отношения к евреям и к иудаизму, было очевидно еще до того, как их привезли. Вслед за этим эфиопские власти заявили протест высшему руководству Израиля. 13-й канал Израильского Телевидения сообщил, что премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али провел недавно беседу по телефону со своим израильским коллегой Нафтали Беннетом. В ходе этой беседы он выразил свое возмущение тем, что Израиль вывез из Эфиопии в качестве «репатриантов» среди прочего и нескольких офицеров эфиопской армии, принимавших участие в массовых убийствах тыграйских повстанцев, которые Абий Ахмед Али охарактеризовал в качестве «военных преступлений». Учитывая, что войска Народного фронта освобождения Тыграй приближаются сейчас к эфиопской столице, у Абия Ахмеда Али есть очевидный интерес отмежеваться от эфиопских военных, виновных в кровавых расправах над поддерживающим тыграйских сепаратистов населением.

Пнина Тамане-Шете попыталась провести через правительство новое решение о срочном привозе дополнительной группы из 800 эфиопов, утверждая, что они — евреи и их жизням угрожает опасность. Однако израильский Совет по национальной безопасности (МАЛАЛ) подготовил отчет, согласно которому речь не идет о евреях и им не угрожает реальная опасность. Как и следовало ожидать, министр алии и интеграции выступила с яростными нападками на этот отчет, обвинив его авторов в расизме.

На этом фоне 8 ноября состоялась встреча между министром внутренних дел Израиля Айелет Шакед («Ямина») и министром алии и интеграции Пниной Тамено-Шете. Как было сообщено поселенческим новостным интернет-сайтом «Седьмой канал», в результате встречи между двумя министрами было решено, что пока что планы Пнины Тамено-Шете привезти еще 800 эфиопов будут заморожены. При этом лидеры правящей коалиции стараются создавать как можно меньше шума по данному поводу. Нет сомнения, что Пнина Тамено-Шете максимально использует имеющиеся в ее распоряжении рычаги давления на правительство, чтобы добиться своего. Однако учитывая, что эти планы теперь подвергаются критике со стороны оппозиции («Седьмой канал» тесно связан с находящейся в оппозиции радикальной партии «Религиозный сионизм», возглавляемой депутатом Кнессета Бецалелем Смотричем), возможности правительства пойти ей на уступки ограничены. В то же время единственной реальной возможностью прекратить шантаж со стороны министра алии и интеграции является хотя бы небольшое расширение правящей коалиции за счет перебежчиков из оппозиции, прежде всего, из Ликуда. Как будет развиваться ситуация, пока судить рано, но создается впечатление, что скандал вокруг злоупотребления Пниной Тамено-Шете своими полномочиями лишь начинается. Чем он окончится, не ясно.