- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов программы развития подводной компоненты ВМС Турецкой Республики

Специалисты китайских специализированных военно-технических изданий, принадлежащих кораблестроительным предприятиям оборонно-промышленного комплекса КНР, пристально наблюдают за действиями военно-политического руководства Турецкой Республики  и предприятий национального ОПК по поддержанию боевой готовности подводного флота ВМС.

Как известно, на протяжении последних пятидесяти лет ВМС Турецкой Республики эксплуатируют дизель-электрические подводные лодки, разработанные конструкторами немецкой компании HDW, а именно ДЭПЛ проектов 209TR/1200, 209TR/1400.

Выбор в пользу ДЭПЛ обусловлен географическим фактором, поскольку основные региональные конкуренты официальной Анкары, а это, как известно, Греция и Израиль находится на минимальном удалении – отсутствует необходимость в принятии на вооружение атомных подводных лодок. В условиях Средиземного моря, а также с учетом расстояний до предпочтительных районов боевого патрулирования  турецким военным вполне достаточно применять  дизель-электрические подводные лодки, которые обладают небольшими размерами, достаточным запасом подводного хода и комплектом вооружения.

Китайские специалисты в области разработки и строительства подводных лодок считают ДЭПЛ проекта 209 и 212А образцами в вопросах компоновки бортового оборудования и размещения вооружения. Основное преимущество ПЛ проекта 212А состоит в низкой электромагнитной заметности, которая обусловлена применением маломагнитной стали при изготовлении прочного корпуса.

Следует обратить внимание, что немецкие кораблестроители достигли уровня доверительного взаимодействия с турецкими партнерами, а именно с кораблестроительным предприятием Golcuk, которое выполняет заказы исключительно на строительство военных кораблей. Именно на этом предприятии было выполнено строительство серии подводных лодок проекта 214 для ВМС Индонезии – немецкая сторона поставляла оборудование и наблюдала за ходом строительства лодок.

В дополнение к вышесказанному отметим, что ВМС Исламской Республики Пакистан на определенном этапе взаимодействия с турецкими коллегами проявляли интерес к приобретению трех ДЭПЛ проекта 209TR  из наличия ВМС ТР,  однако эти устремления не получили практической реализации, т.к. после 2011 г. китайские кораблестроители серьезно повысили активность в переговорном процессе по контракту на поставку ДЭПЛ проекта S20P (экспортная модификация ДЭПЛ проекта «Тип 039» специально для ВМС Пакистана).

Именно благодаря многолетнему доверительному сотрудничеству турецкая сторона подписала еще в 2015 г. контракт с немецкой компанией HDW на совместную разработку ДЭПЛ проекта 214TN (литеры TN означают Turkish Navy, т.е. ВМС Турции), которым в ВМС ТР присвоен класс «Рейс». Как известно, длина ДЭПЛ проекта 214TN cоставляет 68,35 м, диаметр 6,3 м, водоизмещение стандартное 1850 тонн, водоизмещение полное более 2000 тонн. Экипаж 40 военнослужащих.

По данным китайских источников, строительство первой субмарины было начато в 2015 г., а церемония спуска на воду была проведена в 2019 г. Первая лодка будет передана ВМС ТР в 2022 г., т.е без нарушения плана-графика проведения заводских и приемо-сдаточных испытаний, которые прошли в 2020 и 2021 гг. соответственно. Согласно подписанных контрактов ВМС ТР в срок до 2027 г. примут на вооружение всего 6 лодок проекта 214TN, т.е. кораблестроительное предприятие начиная с 2022 г. будет передавать военным по одной ДЭПЛ каждый год.

Китайские специалисты указывают, что за счет применения более прочной стали марки HY100 немецким и турецкими конструкторам удалось обеспечить возможность погружения ДЭПЛ на глубину до 400 м.

По оценкам турецких источников, данные лодки должны обеспечить ВМС ТР паритет с ВМС Греции, на вооружении которых находится 4 новейших ДЭПЛ проекта 214HN и одна модернизированная лодка проекта 209. Турецкие военные воспринимают ВМС Греции как основных региональных оппонентов в возможном противостоянии за природные ресурсы шельфа Средиземного моря.

Согласно данным китайских источников, благодаря проверенной системе водородных топливных элементов ДЭПЛ проекта 214TN способны осуществлять патрулирование в подводном положении со скоростью от 2 до 6 узлов продолжительностью до трех недель.

В отношении комплекса вооружения рассматриваемых ДЭПЛ турецко-немецкой разработки известно, что он включает тяжелые торпеды американского и немецкого производства – Mk48Mod6AT и DM2A4, а также дозвуковые противокорабельные ракеты «Гарпун» (пр-во США). Применение данных образцов торпедного и ракетного вооружения обеспечат 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

По данным китайских источников, в перспективе предприятия ОПК ТР предоставят для ДЭПЛ проекта 214TN собственные разработки в области ракетного и торпедного вооружения, а именно дозвуковую противокорабельную ракету АТМАКА, которая представляет собой симбиоз из французской ММ40 Exocet и американской  AGM-84 Harpoon-II.

Рассматриваемая ПКР  имеет длину 6 м, диаметр 0,35 м, а размах крыльев достигает 1,3 м. При таких линейных размерах боеприпас имеет стартовую массу 800 кг. Масса боевой части составляет 200 (по другим данным 250) кг. Максимальная дальность пуска составляет 220 км, а скорость ПКР достигает 0,85 МАХа. Представляется возможным отметить, что ОПК КНР производит аналогичные легкие дозвуковые ПКР серии С-704/705.

Наведение ПКР АТМАКА на среднем участке полета обеспечивает инерциальный модуль, по мере приближения к району цели включается приемник системы глобального позиционирования GPS. На конечном участке полета поиск цели и ее поражение обеспечивает активная радиолокационная головная часть. Как известно, данные ПКР в модификации для надводных кораблей уже приняты на вооружение и размещены на корвета проекта АДА.

Как указывают китайские специалисты, турецкие компании ASELSAN и ROKETSAN еще в 2009 г. начали научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу над тяжелой электрической торпедой под обозначением АКЬЯ, которая проводилась совместно с научно-исследовательским центром ВМС ТР. Стоимость НИОКР составила 24 млн. евро.

Первые тесты новой торпеды были выполнены еще в 2013 г., а в 2016 и 2017 гг. турецкие специалисты активно дорабатывали компоненты и конструкцию боеприпаса с тем, чтобы обеспечить требуемые параметры, а именно дальность пуска 15 км и максимальная скорость 40 узлов. Известно, что при калибре 533 мм и длине 7 м данная торпеда имеет массу 1200 кг, из которых 350 кг приходятся на боевую часть.

Наведение торпеды обеспечивает активно-пассивная акустическая станция, которая сверяется с основной ГАС подводной лодки, что возможно благодаря проводному управлению. К настоящему моменту не удалось установить результаты 1-ого и 2-ого этапов испытаний, которые были запланированы на 2020 и 2021 гг., однако на основании отдельных сообщений представляется возможным предположить, что турецким специалистам удалось успешно выполнить программу тестов.

В дополнение к вышесказанному отметим, что в рамках национальной программы создания субмарины нового поколения под условным обозначением MILDEM начало строительства ДЭПЛ следующего поколения для ВМС ТР запланировано на 2030 г. и данный процесс рассчитан на 10 лет , т.е до 2040 г.