- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О финансовой ситуации в Судане после военного переворота

Ожидаемой реакцией на военный переворот 25 октября с.г. в Судане стали решения ведущих западных доноров и финансовых институтов о замораживании обещанных ранее в этом году многомиллиардных кредитов и грантов на восстановление суданской экономики.

Всемирный банк 27 октября, то есть практически сразу же после ареста военными А.Хамдока и ключевых членов кабинета министров, заявил о том, что ставит на паузу оказание экономической помощи Судану и прекращает реализацию всех новых, запланированных ранее операций и проектов в стране. Речь идет о заморзке текущего портфеля содействия стоимостью 2 млрд долларов.

Аналогично, зависла подписанная в июне с.г. на 12 месяцев программа финансовой помощи по линии Международного валютного фонда (МВФ). Это стало возможным после Парижского саммита по Судану в мае 2021 года, который разблокировал помощь МВФ. В частности, в рамках сотрудничества с МВФ планировалась реализация проекта полноценного освобождения страны от долгового бремени. Это было намечено в рамках подключения Судана к совместной программе Всемирного банка и МВФ по снятию долгового бремени с бедных стран с наибольшими долговыми обязательствами (HIPC – Heavily Indebted Poor Countries). В рамках этой инициативы МВФ должен был снять Судан с долговой иглы, поскольку ряд ведущих стран-доноров обязались выплатить 1.4 млрд в виде кредитов для того, чтобы обнулить долги Хартума перед фондом.

Наряду с международными финансовыми институтами, о своих решениях приостановить экономическое и инвестиционное сотрудничество с Суданом сообщил Вашингтон. В частности, США заморозили до лучших времен пакет чрезвычайной помощи Судану на общую сумму в 700 млн долларов.  Более того, Вашингтон заявил, что временно прекращает оказание всей экономической поддержки, обещанной в прошлом году для помощи Судану в «демократическом транзите».

Африканский союз также приостановил членство Судана в этой влиятельной региональной организации,  аргументируя свое решение тем, что не возобновит сотрудничества с Суданом пока там не будет назначено правительство гражданских технократов. Напрямую на сокращение потоков финансовой помощи это не повлияет, но большие репутационные издержки Судану обеспечены.

Таким образом, весь достигнутый в первой половине 2021 года прогресс на треке финансово-экономического восстановления Судана после событий 25 октября 2021 года оказался сведен на нет. Вышеозначенные жесткие решения ведущих финансовых институтов и США могут стать серьезным рычагом для подрыва достигнутых недавно с большими усилиями первых экономических побед, включая продвижение технократическим правительством реформ. Болезненных, но необходимых для финансовой стабилизации, нацеленных на реинтеграцию Судана в глобальную финансовую систему спустя декаду изоляции страны при автократическом режиме президента Омара аль-Башира. Больше 30% всего пакета помощи Судану должны были составить гранты, которые сейчас будут свернуты. На кону 1.8 млрд долларов США  — именно такая сумма была мобилизована на Берлинской конференции по Судану. Крупнейшими спонсорами тогда стали США и Европейский союз – каждый из них пообещал выделить более 350 млн долларов на поддержку Судана. На порядок скромнее в своей поддержке были страны Персидского залива: Cаудовская Аравия обещала выделить 10 млн долларов, ОАЭ – 50 млн.

На фоне недавнего разрыва всех финансовых и экономических контактов с западными донорами и финансовыми институтами, военная верхушка Судана стремительно ищет новые источники экономической поддержки. Главная альтернативная ставка делается на богатые арабские страны Персидского залива, особенно ОАЭ и Саудовскую Аравию. Лидер военного переворота 25 октября Абдель Фаттах аль-Бурхан встречался с послами обеих стран в Хартуме в последние недели, в попытке договориться о наращивании финансовой и экономической помощи от этих двух стран. Ситуация осложняется еще и тем, что новые власти Хартума отозвали своих послов из Евросоюза, Китая, CША, Франции и Катара, что лишает суданские власти важных прямых контактов с ведущими игроками, в руках которых ключи к важнейшим решениям по финансово-экономическому восстановлению страны.

Чтобы вновь разморозить многомиллиардные кредиты и гранты, Cудану придется искать точки соприкосновения с Евросоюзом и США. Руководствуясь этой задачей и идя на уступки западным партнерам, военные в Хартуме в итоге согласились на частичную передачу власти в руки гражданских институтов и 11 ноября сформировали новый Суверенный совет (в него вошли 8 военных представителей и 6 гражданских лиц). Несмотря на это, уровень недоверия к военным со стороны ведущих западных стран во главе с США остается высоким, а без его преодоления будет сложно ожидать быстрой разморозки кредитов и грантов.

Другим вариантом нормализации социально-экономического положения в Судане являлся бы однозначный кивок в сторону Китая, являющегося сегодня крупнейшим торговым партнером Хартума. Китай изначально  не осуждал военный переворот, и в целом намерен играть более активную позицию в Африке. Подключение Судана  к глобальной инициативе «Один пояс, один путь» еще теснее связало Судан с Китаем в финансовом плане. Судан получил от Китая около 6.4 млрд долларов как результат инвестирования в эту инициативу. Теперь эти долги значатся на балансе Судана. Интересы Китая в плане инвестиций в суданскую экономику опираются на три cектора: нефтедобыча, сельское хозяйство и другие природные ресурсы. Также Китай намерен помочь Судану с дорогостоящими инфраструктурными проектами.

Таким образом, c изменением после переворота от 25 октября статуса-кво относительно намеченных в середине этого года финансово-экономических алгоритмов по оказанию помощи Судану, Китай остается чуть ли не единственным альтернативным инвестиционным вариантом для Хартума, чтобы удержать на плаву в ближайшие месяцы стагнирующую национальную экономику.