- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об усилиях «расширенной тройки» по Афганистану

Состоявшаяся 11 ноября с.г. в Исламабаде очередная встреча «расширенной тройки» по афганскому урегулированию в составе России, CША, Китая и Пакистана продемонстрировала – при всех имеющихся разногласиях и диаметральных взглядах  — общий посыл сторон в отношении «Талибана» и его политики у руля Афганистана. Одновременно, на полях встречи в Исламабаде,  состоялись и контакты сторон с представителями Талибана».

Общий посыл «расширенной «ройки» был сформулирован в рамках 15-пунктного заявления для прессы, в котором стороны сделали основной акцент на четырех аспектах: гуманитарном содействии и обеспечении гуманитарного доступа, правочеловеческой проблематике с фокусом на защиту прав женщин, борьбе с терроризмом и наркотрафиком и внутриполитических реформах.

Гуманитарный аспект, разумеется, был доминирующей темой самих переговоров и итогового заявления. Здесь «расширенная тройка» была едина в требовании обеспечить беспрепятственный гуманитарный доступ организациям ООН, а также возобновить работу аэропортов для коммерческих рейсов, которые важны для бесперебойной поставки гуманитарных грузов. Также в гуманитарной сфере стороны призвали ООН в кратчайшие сроки начать реализацию важных гуманитарных проектов и программ развития для Афганистана, а также согласились с важностью помощи Афганистану в борьбе с пандемией коронавируса. Звучала и очевидная тревога относительно того, что углубляющийся гуманитарный кризис может привести к экономическому коллапсу и потоку беженцев.

Правочеловеческий аспект также был одним из важных на переговорах. В совместном заявлении стороны призвали «Талибан» ускорить меры по обеспечению безопасного и беспрепятственного перемещения граждан внутри страны и за ее пределы. Стороны настойчиво призвали «Талибан» обеспечить в кратчайшие сроки равный допуск женщин и детей к образованию любого уровня (среднего и высшего), что является международным обязательством Афганистана. Отдельно «расширенная тройка» акцентировала важность обеспечить права и безопасность иностранных граждан и институтов в Афганистане в соответствии с международными юридическими обязательствами Афганистана и его правительства.

В области борьбы с терроризмом и наркотрафиком в заявлении была отмечена важность сохранения территориальной целостности страны и ее полной зачистки от терроризма, что станет важным вкладом «Талибана» в региональную стабильность. Также «Талибан» призвали поддерживать и развивать дружеские и добрососедские отношения со всеми соседними странами.

Наиболее сбалансированным и осторожным были пассажи, касающиеся внутренней политики Афганистана. Здесь «расширенная тройка» лишь призвала «Талибан» «работать с афганскими партнерами» для создания инклюзивного и репрезентативного правительства, которое уважало бы права всех афганцев. Как решение этой задачи видится международным партнерам и какие конкретные шаги для этого необходимо предпринять, пока не ясно. Одновременно,  Россия, Китай, CША и Пакистан давали талибам понять, что готовы к продолжению «практического взаимодействия» c ними, чтобы стимулировать проведение «Талибаном» мягкой и умеренной политики «во имя целей стабильного и процветающего Афганистана».

В целом, приобретающие регулярный характер встречи данного формата и итоговые заявления его участников в Исламабаде внушают осторожный оптимизм. Ранее в октябре в Москве состоялась встреча такого же формата, но без участия Вашингтона. Ноябрьская встреча закладывает осторожные ожидания того,  что ведущие игроки по афганскому треку, кажется, нащупали сходящиеся сегодня общие интересы. Ясно, что по внешним заявлениям сторон сложно судить о степени внутреннего взаимопонимания. Итоговое заявление получилось довольно сбалансированным. При достаточно общем взгляде сторон на гуманитарный аспект, остальные аспекты требуют доработки и досогласования. Пассажи о давлении на «Талибан» по поводу внутренней политики и формирования инклюзивного правительства оказались довольно «беззубыми» и неконкретными. При том, что в нынешнем составе афганского правительства присутствуют исключительно представители «Талибана» и «Сети
Хаккани» и нет ни одной женщины. С другой стороны, в заявление удалось включить важный пассаж, признающий остроту финансового и банковского кризиса и проблему ликвидности в Афганистане, и даже содержится обязательство принимать меры по облечению доступа к глобальной банковской системе. При этом известно, что США заморозили государственные финансовые резервы и активы афганского правительства сразу после прихода к власти талибов в 2021 г.

Разумеется, итог ноябрьской встречи «расширенной тройки» по Афганистану — это еще не схожесть позиций и не касается стратегических интересов сторон, но на основе их заявлений для прессы и результатов переговоров в Москве и Исламабаде складываются ощущения, которые позволяют сформулировать некую единую линию и послать важный сигнал талибам, который заставит последних прислушаться и пойти навстречу хотя бы на гуманитарном фронте.