- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о Саммите Тюркского совета в Стамбуле. Часть 4

12 ноября с.г. в районе Стамбула, на так называемом Острове демократии и свободы в Мраморном море, состоялся Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Продолжаем делать обзор этого мероприятия, которое представляется крайне важным не только для Турции, но и для значительной части постсоветского пространства, получается, включая Россию.

Часть 3 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ http://www.iimes.ru/?p=81176#more-81176.

Напомним, что в прошлой части мы приступили к рассмотрению документа, который озаглавлен как «Видение – 2040».

В частности, нами рассматривается содержание раздела, который начинается со слов:

«Чтобы направлять следующий этап приоритетов, эволюции и траектории Организации тюркоязычных государств в следующие два десятилетия, заявляем о нашей неизменной приверженности следующему».

Продолжаем список «приверженностей» членов Тюркского совета.

«- Поддерживать экономические, социальные и институциональные реформы в государствах-членах, чтобы избежать социально-экономической нестабильности, защищать человеческое достоинство и строить более процветающее сообщество тюркских стран,

— Продвигать демократическое управление как общий принцип, уважая обстоятельства каждого государства-члена, чтобы продвигаться вперед по этому пути,

— Укрепление надлежащего управления со всеми его аспектами, включая права человека, верховенство закона, инклюзивные институты, прозрачность, эффективность, подотчетность и борьбу с коррупцией для социально-экономического развития и процветания народов государств-членов,

— Содействие безопасности человека, равенству между мужчинами и женщинами, а также расширение прав и возможностей женщин и молодежи в наших обществах,

Углубление экономического сотрудничества и взаимодействия между государствами-членами путем гармонизации национальной политики экономического развития посредством регулярного диалога и обмена опытом,

Увеличение объема торговли между государствами-членами с помощью политики, направленной на повышение взаимодополняемости торговли, облегчение торговли и устранение количественных ограничений и нетарифных барьеров в торговле,

Увеличение доли национальных валют в торговле между государствами-членами для снижения зависимости от иностранных валют и защиты от внешних побочных эффектов на основе взаимных интересов,

— Преобразование государств-членов в энергичную региональную экономическую группу, связывающую восточные и западные, северные и южные торговые коридоры, способствующие региональной и глобальной экономической стабильности,

— Создание бесшовных, интегрированных, эффективных, быстрых и устойчивых мультимодальных соединений между государствами-членами путем упрощения и гармонизации таможенных и транзитных процедур для пересечения границ,

Либерализация транспортных секторов государств-членов, включая транзитный проезд, для ускорения транспортных операций с минимальными логистическими затратами и устранения нефизических барьеров для эффективных, стабильных, быстрых и бесперебойных перевозок по Транскаспийскому международному среднему коридору Восток-Запад,

— Использование существующих и перспективных региональных транспортных коридоров для общих интересов государств-членов и их интеграция в Транскаспийский международный коридор Восток-Запад, средний коридор,

— Создание внутрирегиональной цифровой связи, поддержка четвертой промышленной революции в государствах-членах и обеспечение лучшей интеграции с глобальной экономикой, основанной на знаниях, за счет использования больших данных,

Развитие использования цифровых технологий и искусственного интеллекта в различных областях для поддержки перехода к цифровой, зеленой и умной экономике и к умным городам».

— Расширение сотрудничества в области спутниковых технологий, содействие партнерству между космическими агентствами и соответствующими учреждениями, сближение национальной космической политики и повышение потенциала мирных космических технологий путем взаимного использования научного и промышленного потенциала,

— Налаживание стратегического партнерства между государствами-членами в области энергетики посредством координации их политик,

— Сдвинуть энергетическое сотрудничество между государствами-членами от чисто отношений поставщика-потребителя к более технологичному сотрудничеству с поддержкой энергетической безопасности и эффективности с упором на диверсификацию энергии и экологически чистую / зеленую энергию,

— Создать эффективную трансграничную энергосистему для удовлетворения растущего спроса на электроэнергию в государствах-членах,

— Превратить регион Организации тюркских государств в центр туризма, чтобы лучше использовать богатое культурное и историческое наследие, а также природные достопримечательности государств-членов, посредством новых совместных туристических проектов, и диверсифицировать туристические направления вдоль древнего Шелкового пути для полного раскрытия их туристического потенциала,

Поддерживать инвестиции в туристическую инфраструктуру, надстройку и сектор услуг с целью повышения качества услуг и туристических продуктов в государствах-членах,

— Поддерживать сотрудничество в области здравоохранения как приоритетный пункт повестки дня государств-членов для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения, доступа к качественным основным медицинским услугам, а также к безопасным, эффективным, качественным и доступным основным лекарствам, и вакцинам для всех,

— Укрепление механизмов сотрудничества в области здравоохранения в рамках Организации тюркских государств с целью реагирования на национальные, региональные и глобальные кризисы в области здравоохранения с помощью различных форм совместных действий и программ,

— Расширять сотрудничество с международными организациями, такими как ВОЗ, для согласования политики государств-членов с глобальным видением и целями в области здравоохранения,

Оптимизировать экологические проблемы во всех сферах соответствующих областях, чтобы обеспечить экономический рост государств-членов как устойчивое и экологически чистое,

Обеспечение устойчивого сельского хозяйства, самообеспеченности и продовольственной безопасности в регионе Организации тюркских государств,

Расширение сотрудничества в области сельского хозяйства путем наращивания потенциала и программ передачи технологий и партнерских отношений с упором на экологически безопасное, устойчивое и органическое сельское хозяйство,

— Поощрять эффективное сотрудничество с международными организациями в сельскохозяйственном секторе,

Продвигать тюркскую культуру, ценности, традиции, искусство и наследие во всем мире совместными усилиями организаций тюркского сотрудничества в сотрудничестве с соответствующими международными организациями,

— Достичь дальнейшей гармонизации национальной культурной, образовательной и молодежной политики,

— Создать потенциал для достижения единства в алфавите и терминологии для улучшения коммуникации между государствами-членами,

— Сделать регион Организации тюркских государств центром академических и научных исследований, обучения и инноваций.

— Создать механизм финансирования для поддержки совместных исследований и проектов по развитию научно-технического сотрудничества между странами-членами и государствами-наблюдателями.

— Сделать молодежное сотрудничество важным элементом всестороннего внутрирегионального сотрудничества посредством совместных проектов по мобильности, обмену и образованию молодежи с целью воспитания поколения, осознающего единство, братство и солидарность в тюркском мире,

— Активизировать совместные усилия для предотвращения угрозы радикализации и насильственного экстремизма молодежи,

Расширять возможности сообществ диаспор и создавать мосты между ними и странами их происхождения, чтобы защищать их идентичность и действовать сообща в вопросах, связанных с тюркским миром,

— Увеличивать совместные усилия для обеспечения активного участия, вовлечения и интеграции сообществ тюркской диаспоры в социальную, политическую, экономическую и культурную жизнь стран, в которых они проживают,

— Превратить форумы тюркской диаспоры в зонтичную платформу, проводимую на ротационной основе с более широким участием со всего мира,

— Создать Единое тюркское информационное и медийное пространство через институциональное сотрудничество между ТВ, информационными агентствами и СМИ и объединить усилия для борьбы с дезинформацией и инфляцией,

— Содействовать и поддерживать координацию и сотрудничество между организациями тюркского сотрудничества (речь идет о прочих структурах взаимодействия между странами – И.С.), чтобы расширить возможности тюркского сотрудничества и отразить его положительные результаты в регионе,

— Усилить роль и деятельность Организации тюркских государств, как ответственного и открытого к сотрудничеству регионального субъекта на национальном, региональном и международном уровнях посредством программ и мероприятий общественной дипломатии,

— Расширение сотрудничества с международными и региональными организациями, которые разделяют общие интересы, чтобы внести свой вклад в глобальное управление,

— Идти в ногу с глобальной повесткой сотрудничества посредством сотрудничества Организации тюркоязычных государств с ООН, ее органами и специализированными агентствами, а также с другими соответствующими международными организациями на основе требований региональной и глобальной ответственности,

— Совместной работать над потребностями реформирования ООН,

— Обеспечение тесного сотрудничества между государствами-членами для содействия достижению согласованных на международном уровне целей в области развития,

— Реализация совместных программ и проектов развития и помощи для удовлетворения насущных потребностей развивающихся и наименее развитых стран во всем мире,

— Развитие программ и проектов по предотвращению и реагированию на стихийные бедствия на территории организации и во всем мире, а также координировать совместные инициативы и действия по оказанию помощи в случае стихийных бедствий в пострадавших районах,

— Содействовать эффективной координации и сотрудничеству между соответствующими органами государств-членов по вопросам миграции и перемещения».

Комментируя эту часть документа, можно сказать, что она весьма разношерстна и не слишком структурирована. Что, впрочем, объясняется тем, какое количество стран подписали эту декларацию. Это тем более указывает на высокий потенциал структуры, которая оказалась в состоянии достичь формальной, письменной договоренности по такому количеству вопросов, среди которых, не поленимся перечислить:

Демократические реформы, надлежащее управление, права человека, гармонизация экономической политики, рост объема торговли, переход на национальные валюты во взаимной торговле, либерализация таможенных процедур, гармонизация и реализация совместных проектов в сфере транспорта, создание единой системы цифровой связи, цифровизация экономики, политика в сфере космоса и спутников, координация в сфере энергетики, наращивание общих туристических усилий, рост сотрудничества в сфере здравоохранения, сотрудничество в сфере сельского хозяйства и продовольственной безопасности, гармонизация «мягкой силы» включая работу с зарубежными диаспорами, достижение единства в алфавите (!), создание механизма финансирования, формирование единого информационного пространства, совместная работа в третьих странах, включая развивающиеся страны.

Последнее, но, возможно, следовало бы поставить и на первое место – тесное сотрудничество с ООН и содействие кардинальной реформе ООН.

В контексте последнего, уместно вспомнить про известный турецкий слоган «Мир – больше пяти (постоянных членов СБ ООН – И.С.)» и осознать, что Турция, по этому вопросу, ищет себе союзников из числа стран-участниц Организации тюркских государств.

Переходим к части «Видения – 2040», которое структурировано уже по разделам. Первый раздел озаглавлен, как «Сотрудничество в сфере политики и безопасности».

Он, в свою очередь, разбивается на два подраздела: «Политика» и «Безопасность».

В политическом разделе документа отмечается, в частности, следующее. Это «следующее» начинается со слов о том, что страны – участницы Организации тюркских государств договорились проинструктировать свои «соответствующие институты о нижеследующем». Цитируем:

«Укреплять регулярный механизм многосторонних политических консультаций между государствами-членами по вопросам международной и региональной внешней политики, представляющим общий интерес,

Повышать синергию между национальными учреждениями и другими заинтересованными сторонами для достижения целей Организации тюркских государств и укреплять потенциал для использования тюркского сотрудничества,

Поддерживать региональные программы среди государств-членов с привлечением соответствующих партнеров в отношении повышения профессиональных навыков государственных структур в области надлежащего управления и предоставления государственных услуг, укрепления верховенства закона, судебных систем и правовой инфраструктуры, и институционального потенциала в государствах-членах,

Обеспечивать эффективность сотрудничества и координации с организациями тюркского сотрудничества, такими как ТЮРКСОЙ, Тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия, ТЮРКПА, для развития сотрудничества в культурной, академической и парламентской сферах,

Укреплять представительство Организации тюркских государств в Будапеште как центр развития многоуровневого сотрудничества с европейскими институтами, включая Вышеградскую группу,

Обеспечивать согласованность между повестками дня Организации тюркских государств и видных международных организаций, включая ООН, ее фонды и программы, а также специализированные учреждения и связанные с ними инициативы, такие как UNDP, UNOSSC, UNAOC, UNWTO, UNESCO, WHO, UNECE, UNFPA и UNEP,

Осуществлять реальные совместные проекты с международными и региональными организациями, которые разделяют общие цели, для содействия глобальному управлению».

Теперь то, что касается темы «безопасность», тем же институтам вменяется в обязанность:

«Создавать сеть для сотрудничества и обмена информацией между государствами-членами для борьбы с угрозами радикализации, насильственного экстремизма, исламофобии, ксенофобии и терроризма, а также для обеспечения безопасности границ.

Осуществлять эффективное сотрудничество и координацию между правоохранительными органами в борьбе с транснациональной организованной преступностью. включая незаконную торговлю наркотиками, нерегулируемую миграцию, торговлю людьми, незаконную торговлю оружием, торговлю органами, экономические, финансовые и киберпреступления.

Создание многосторонних каналов связи и сотрудничества в вопросах миграции для более спланированного реагирования, включая гуманитарную помощь, образование и медицинские услуги».

Вероятно, самым главным в этом разделе является то, что стороны будут создавать постоянно действующий механизм многосторонних политических консультаций по актуальным вопросам повестки дня. Опять же, у тюркских государств есть свои цели и задачи, и в этих рамках стороны договорились действовать скоординированно. Тут, конечно, можно было бы сказать, что не идет речи о единой внешней политике, а, следовательно, нельзя и говорить о том, что страны-участницы создают полноценный союз.

Однако, позволим себе, заранее не согласиться с такой точкой зрения. Дело в том, что в том же ЕС, который являет собой пример интеграции, нет единой внешней политики. Все же, политики стран, входящих в «европейскую семью народов», в значительной мере отличаются друг от друга. Но при этом ключевым моментом является наличие у европейских стран общих ценностях. Такие же общие ценности можно обнаружить и у государств Тюркского мира.