- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Франция и события в Чаде и Судане

Заинтересованность Франции в нефти из Судана и Чада и уране из стран Сахеля, и в первую очередь — сильная зависимость энергетики страны от поставок урана, во многом определяет внешнюю политику Парижа по отношению к Судану и Чаду в условиях, когда правящие в этих странах режимы фактически находятся в состоянии войны между собой, обвиняя друг друга в поддержке повстанческих движений. В политическом плане Париж рассматривает Чад как краеугольный камень, на котором базируется его африканская политика в целом.

Официально Францию и Чад связывает соглашение «об оказании тыловой поддержки» чадской армии и обмене разведывательной информацией. По данным СМИ, еще со времени предоставления Чаду независимости существует также некое «тайное соглашение по поддержанию порядка», рассматриваемое в обеих столицах как гарантия сохранения существующего в Чаде режима. В частности, согласно этому документу Франция может вмешиваться в дела в Чаде, но не имеет никаких обязательств делать это. Запрос о помощи должен делать глава Чада, если страна окажется «в особо сложной ситуации». Третье положение определяет, что командование местными войсками переходит к французскому офицеру сразу после подключения французских войск.

По сложившемуся порядку вещей, французские военные по линии Департамента военной помощи и обучения /ДВПО/ находятся в качестве советников на всех ступеньках иерархии чадской армии и по сути представляют собой параллельное командование. Это позволяет Франции в случае необходимости менять с использованием своих спецслужб руководителей на местах, как это ранее случилось с Хиссеном Хабре и Идрисом Деби, либо защищать их несмотря на то, что оба имеют репутацию диктаторов. Так, в частности, случилось весной 2006г., когда небольшое подразделение ДВПО спасло Деби во время попытки покушения на него. Утверждается, что в настоящее время функция физической защиты больше не выполняется, хотя как обстоит дело на самом деле — неизвестно.

19 января 8 повстанческих движений, действующих на территории Чада, после пяти месяцев переговоров объявили о прекращении междоусобицы и создании Союза сил сопротивления /ССС/. Заявленная цель ССС — «освобождение чадского народа» вооруженным путем. Подписание соглашения о создании ССС произошло в населенном пункте Хаджер Марфаин на чадско-суданской границе, что в очередной раз дало повод Нджамене обвинить Хартум во вмешательстве в свои внутренние дела, и более того, в организации встречи «восьмерки». Более того, в правительственном коммюнике утверждалось, что эта встреча прошла не на границе двух стран, а в Хартуме, который тем самым нарушил договоренности, ранее заключавшиеся в Дакаре, Асмэре, Триполи и Нджамене. В каждой из этих договоренностей Чад и Судан брали на себя обязательства не финансировать повстанческие движения, действующие на территории друг друга.

Предшественником ССС был Национальный альянс /НА/ генерала Махамата Нури. Именно формирования НА в феврале 2008г. предприняли неудавшееся нападение на Нджамену. Тогда, накануне решающего штурма, когда судьба режима висела на волоске, именно противоречия между полевыми командирами относительно распределения власти после близкой победы сделали ее недосягаемой. Впрочем, руководитель ССС еще не назначен, что, как представляется, является следствием продолжения межклановой борьбы между участниками Союза — Союз сил за демократию и развитие /ССДР/ генерала Нури, Фронт за спасение республики /ФСР/, Объединение сил за изменения /ОСИ/ Тимана Эрдими, Союз сил за изменения и демократию /ССИД/ Хиссена Ахамата эль-Хаджа, ССДР — фундаментальный /ССДР-Ф/, Демократический революционный совет /ДРС/, Народный фронт за национальное возрождение /НФНВ/ и Демократический союз за изменения /ДСИ/.

Заранее было договорено, что глава ССС должен быть назначен на основе консенсуса. Считалось, что достичь его будет сложно, поскольку речь шла прежде всего об этнических противоречиях. Так, генерал Нури является выходцем из народности горан, равно как и бывший президент Хиссен Хабре. Вечный оппонент Нури — Эрдими — является выходцем из народности загава — так же как президент Идрис Деби /пришел к власти в 1990г./. Эти прогнозы не сбылись. Уже 23 января стало известно, что Тиман Эрдими возглавил ССС. Причем его кандидатуру предложил генерал Нури.

В свое время Эрдими занимал пост директора кабинета Идриса Деби, а также возглавлял компанию «Котон-Чад». Его брат-близнец Том также занимал высокопоставленный пост при режиме Деби в 90-х годах ХХ-го столетия, и в частности, отвечал за добычу нефти. Тиман Эрдими порвал с Деби — своим дядей — в 1996г. Загава, к которым относится Эрдими, проживают также в суданской провинции Дарфур. И есть очень большая вероятность того, что 54-летний Эрдими не является фаворитом Аль-Башира.

В связи с образованием ССС есть мнение, что угроза международного уголовного преследования, которая висит над президентом Судана Омаром аль-Баширом — главным финансистом чадских повстанцев — может подтолкнуть его к решению бросить их на новый штурм Нджамены. В этих условиях Франция через свои каналы влияния может попытаться воздействовать на некоторых полевых командиров, и в частности, Эрдими с тем, чтобы они не пошли на это. С другой стороны, по оценке французских офицеров из Eufor, после предыдущего наступления повстанцев на Нджамену Идрис Деби не терял времени даром. Он сумел приобрести авиационные вооружения и другую новую технику и провел реорганизацию своей армии, используя средства от добычи нефти.

29 января Хартум в свою очередь обвинил Нджамену в том, что чадские войска пересекли границу страны с тем, чтобы оказать тыловую поддержку повстанцам, действующим в Дарфуре, и в частности, отрядам Движения за справедливость и равенство /ДСР/, которые в течение предыдущей недели вели ожесточенные бои суданскими правительственными войсками в районе Мухаджирии. При этом Судан обвинил Францию в том, что она своим «молчанием» поддерживает власти Чада. Эти обвинения из Хартума были в очередной раз опровергнуты Нджаменой. «Правительство Чада категорически отвергает какое-либо вмешательство во внутренние дела Судана и выражает удивление тем. что Хартум пытается установить связь между Чадом и событиями в Судане, главные участники которых давно определены», — утверждалось в правительственном коммюнике.

2 февраля командование Миссии ООН — Африканский Союз в Дарфуре ЮНАМИД объявила, что вопреки требованию Хартума «голубые каски» не покинут район Мухаджирии, где они охраняют свыше 10 тысяч вынужденно перемещенных лиц. Судя по всему, это требование Хартум выдвинул для того, чтобы убрать ненужных ему свидетелей в лице «голубых касок» перед массированным применением силы. В тот же день суданские ВВС подвергли бомбардировке позиции ДСР, которое с середины января контролирует этот город в южной части Дарфура. До этого в той же зоне отмечались ожесточенные бои между ДСР и Суданской освободительной армии Минни Минави — единственной из повстанческих группировок в Дарфуре, которая подписала мирное соглашение с Хартумом.

В настоящее время в составе ЮНАМИД имеется 15 тысяч «голубых касок» — 60 проц. от штатной численности.

3 февраля Хартум заявил, что восстановит силой контроль над Мухаджирией. Тем самым он отверг предложение ДСР уйти из города при выполнении определенных условий. Главное из них — суданская армия не должна входить в город после того, как его оставят формирования ДСР во главе с Халилем Ибрагимом. Уже 4 февраля Хартум заявил, что его солдаты вошли в город, ранее оставленный повстанцами по призыву генсека ООН Пан Ги Муна.

Военное присутствие Франции в регионе

По состоянию на январь с.г. в рамках операции «Ястреб» на территории Чада находились 1150 французских военных. Еще 1850 военнослужащих входят в состав европейского контингента Eufor /3,3 тыс.человек/, развернутого в Чаде и ЦАР. В составе развернутого при Eufor батальона армейской авиации действует российская вертолетная группа.

14 января с.г. Совет Безопасности ООН по инициативе Франции принял решение по истечении мандата Eufor 15 марта с.г. заменить 3,3 тыс.европейских миротворцев на 5,2 тыс. «голубых касок». Операция ООН будет решать те же задачи, что европейские миротворцы — обеспечивать безопасность полицейской миссии ООН Minurcat, содействовать работе гуманитарных организаций, а также защищать беженцев из суданской провинции Дарфур на востоке Чада и северо-востоке ЦАР, равно как перемещенных лиц в Чаде и ЦАР. «Голубые каски» будут подчиняться командованию Minurcat.

28 января Франция объявила о планах вывода до лета с.г. из состава Eufor «по меньшей мере 1 тыс. военнослужащих». Представляется, что этот шаг стал возможен в связи с упомянутым выше решением СБ ООН от 14 января. До сих пор неясно, что будет с российской вертолетной группой — покинет ли она регион вместе с Eufor или останется в составе миссии ООН. Сами французы рассматривали миссию Eufor как переходную, призванную обеспечить развертывание миссии ООН.