- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Курдский узел в Сирии

Курды являются самым большим народом без государства.  Им удалось получить автономию в Ираке [i] [1] и относительно недавно курдское национальное движение сопротивления в хаосе войны сумело создать самоуправляемую территорию на северо-востоке Сирии[ii] [2], что вызвало ярко негативную реакцию у Турции, много лет воюющую с силами курдского сопротивления у себя в стране[iii] [3]. Неудивительно, что создание Рожавы (автономного курдского региона в Сирии) привело к открытым военным действиям Турции против сил курдского сопротивления (Силы народной самообороны/YPG). В сирийском конфликете возможности сторон в этом противостоянии долгое время были сильно ограничены благодаря их союзникам ( протурецкая Сирийская национальная армия и ограниченный контингент американских военных долгое время тренировавших и руководивших силами курдского сопротивления и самообороны в Сирии[iv] [4]).

Ситуация изменилась 9 октября 2019 года. В этот день турецкая армия и СНА вошли в Рожаву[v] [5].  Это вторжение сопровождалось заявлением Белого дома о том, что американский контингент в Сирии не будет сопротивляться турецкому вторжению и будет вскоре полностью выведен из страны. Это было воспринято сирийскими курдами как предательство со стороны их американских союзников[vi] [6].

Этот, на первый взгляд неожиданный, шаг администрации Дональда Трампа прекрасно вписывается в непоследовательную и ситуативную политику США в Сирии на протяжении последних 10 лет. Понимая необходимость борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) и не желая направлять в Сирию большой воинский контингент администрация Барака Обамы колебалась между поисками союзников для борьбы с ИГ и идеологической установкой на уничтожение режима Башара Асада, последнего оплота баасизма на Ближнем Востоке[vii] [7]. Результатом этих метаний, унаследованных администрациями Дональда Трампа и Джо Байдена стала ограниченная контртеррористическая операция направленная исключительно на борьбу с ИГи опиравшаяся  на силы курдского сопротивления. Выбор курдов как основных союзников США был сделан исходя из трёх факторов:

  1. Союзник должен быть противником режима Башара Асада.
  2. Союзник должен быть противником ИГ.
  3. Союзник должен иметь свои вооружённые формирования и контролировать территорию, достаточную для размещения американских инструкторов и подразделений JSOC (американский аналог российских Сил специальных операций).

США не удосужились оценить эффект от их временного союза с сирийскими курдами на отношения последних с Дамаском и Анкарой[viii] [8]. В результате непродуманных действий США, турецкая военная операция «Мирная весна» привела к полному хаосу в до той поры самом спокойном регионе Сирии. Эта операция также похоронила все надежды на создание автономии сирийских курдов и надолго отодвинула решение курдского вопроса в Турции.

Запутанная сеть

Решение о выводе американских военнослужащих из Сирии не было неожиданным само по себе, поскольку оно вписывалось в предвыборные обещания президента Д.Трампа. Вывод американского контингента из Сирии виделся хорошим компромиссом между ястребами, которые при всех президентах стремятся расширить американское военное присутствие в мире и реалистами, для которых сокращение более чем 200 000 американской группировки за пределами США видится как одна из основных мер стабилизации американской экономической системы. Вывод около 2000 военнослужащих из Сирии таким образом представлялся вполне приемлемым компромиссом[ix] [9] . В администрации Трампа также посчитали, что миссия военнослужащих США в Рожаве завершена, курдские силы прошли необходимую подготовку, географическое расположение Рожавы делает ее неуязвимой для окружающих ее стран (Турция, Ирак и Сирия). Защита Рожавы требует значительной внешней помощи[x] [10]. По оценкам военных аналитиков сил YPG хватит для эффективной обороны Рожавы при условии снабжения их необходимой военной техникой и боеприпасами[xi] [11]. С точки зрения плановиков Пентагона вывод 2000 военных советников при условии продолжения снабжения не отразился на общем балансе сил в регионе и американских интересах.

Поддержка YPG американцами с самого начала вызвала резко негативную реакцию президента Турции  Р.Т.Эрдогана, считающего всех курдов террористами[xii] [12]. США долго колебались между поддержкой недавно приобретённого союзника без государства который поставлял им живую силу для борьбы с ИГ и поддержкой Турции, своего союзника по НАТО, который с 2011 года пытался свергнуть режим Башара Асада. Эти колебания в конце концов закончились в пользу Турции. Трамп был готов отдать приказ о выводе ещё в октябре 2017 года после захвата курдскими силами г. Ракка, провозглашённой ИГ временной столицей халифата.     В тот момент Трампа от этого отговорили старшие должностные лица его администрации. С приходом Дж.Болтона на пост помощника по национальной безопасности и Майка Помпео на пост госсекретаря  сопротивление решению о выводе американского контингента усилилось.  Они оба полагали, что поддержка сирийских курдов является неотъемлемой частью политики максимального давления на Иран и необходима для блокировки его усилий по созданию наземного коридора от иранской границы к Средиземному морю и лишение Дамаска, союзника Тегерана, нефти и зерновых культур необходимых для восстановления страны[xiii] [13].

Эта точка зрения не учитывала степень недовольства Турции возникновением курдской автономии на ее границе управляемой курдской Партией демократического союза (PYD), являющейся сирийским отделением Рабочей партии Курдистана (PKK). PKK много десятилетий является основным внутренним врагом каждого правительства Турции и признана террористической организацией в США. Турция не без оснований предполагает, что курдская автономия в Сирии послужит катализатором радикализации турецких курдов[xiv] [14]. Поэтому Турция стремится создать 300-километровую буферную зону (так называемый «мирный коридор») вдоль своей границы с Северной Сирией от Африна до сирийско-иракской границы. Эту зону предполагается заселить арабами-суннитами и вытеснить оттуда курдское население. Турция начала проводить эту политику в октябре  2015 года с атак на приграничные курдские поселения на сирийской территории.  Эта политика уже привела к увеличению потока курдских беженцев в Европу, в том числе и через белорусско-польскую границу[xv] [15].

Несмотря на многочисленные сигналы от  президента Р.Т.Эрдогана Вашингтону о глубине своей обеспокоенности курдской проблемой, и администрация Обамы и администрация Трампа не озаботились выработкой последовательной политики которая бы сочетала необходимость союза с курдами в Рожаве и позицию Анкары. Это заставило Эрдогана искать решения, беспокоящей его курдской проблемы в России[xvi] [16]. Москва, следуя своей политики модератора национального примирения в Сирии пригласила курдских представителей к участию в процессе мирного урегулирования и договорилась с Турцией о зонах безопасности в Рожаве. Одновременно напряженность между курдами и их американскими союзниками стала нарастать после отказа YPG покинуть г. Манбидж после того как курды отбили его у ИГ. Этот отказ привёл к боестолкновениям между курдскими силами с и турецкой армией, вторгшейся в Сирию в ходе операции «Щит Евфрата» (август 2016 – март 2017).   Несмотря на то, что перемирие было достигнуто достаточно быстро, напряженность в регионе не уменьшилась вследствие продолжавшейся поддержки администрацией Трампа сил курдской самообороны и ТЕV-DEM[xvii] [17]‘овской администрации Рожавы перед наступлением на Ракку.[xviii] [18] Кроме того, достаточно напряженные переговоры в результате которых американцы вынудили курдов уступить Джараблус туркам после того как ИГ покинуло этот город добавили напряжённости в отношения курдов с их американскими союзниками. Курды полностью проигнорировали требования американцев не препятствовать туркам в занятии г.Аль-Баб, бои за который прекратились только после вмешательства России и открытого размещения американских военнослужащих на позициях вокруг Манбиджа.

Неудивительно, что в таких условиях Р.Т.Эрдоган воспринял нерешительность и колебания Вашингтона как лицензию на ещё одно прямое и крупномасштабное вторжение в Северную Сирию (операция «Оливковая ветвь», январь-март 2018 г.) для захвата Манбиджа. Кульминацией этой операции стала «дорожная карта» для Манбиджа предусматривавшая вывод сил YPG из города, который должен был перейти под защиту турецкой армии, бравшейся предотвратить любую попытку возврата города под контроль ИГ[xix] [19]. Курды прекрасно осведомлены о связях Турции с ИГ, ведь большинство пунктов приема сирийской нефти находится на той части сирийско-турецкой границы, которая находится в Сирийском Курдистане. Неудивительно, что «дорожная карта» провалилась и Анкара продолжала давить на Вашингтон, чтобы тот отказался продолжать поддерживать и усиливать автономию Рожавы. Кульминацией этих усилий стало согласие Трампа в телефонном разговоре с Эрдоганом 18 декабря 2018 года на вывод американских военнослужащих из Сирии. Трамп в совсем твите на следующий день сообщил о выводе и о том что причиной вывода стала победа над ИГ[xx] [20].

Это заявление было такой же неожиданностью для советников Трампа как и его решение в октябре 2017 года. Также как и в 2017 году советникам удалось уговорить Трампа пересмотреть своё решение, оставив в Сирии несколько сотен американских военнослужащих. Это оказались самым плохим решением и привело к отставке министра обороны Джеймса Мэттиса. Кроме того, курды отвернулись от США, справедливо полагая, что уход американцев развяжет руки Турции и ИГ[xxi] [21]. Эта попытка умиротворения Турции путём согласия на совместные патрули и буферную зону было воспринято Эрдоганом как индульгенция на вторжение и этническую чистку Рожавы.[xxii] [22] В телефонном разговоре с Эрдоганом 6 октября 2019 года Трамп согласился на ввод турецкой армии в Рожаву и вывод оставшихся американских военнослужащих из Сирии.

В отсутствии Дж.Болтона, у Трампа не осталось ни одного лоббиста американской поддержки сирийских курдов. По словам хорошо осведомленного источника в Пентагоне[xxiii] [23]  Трамп не хотел обострения отношений с Россией в Сирии в то время когда другие «хорошо информированные» источники предупреждали Трампа о неизбежном вторжении России в Украину и необходимости заручиться поддержкой Турции в российско-украинском конфликте. В оправдание этого решения Джеймс Джеффри, спецпредставитель США по Сирии заявил на сенатских слушаниях, что союз с сирийскими курдами всегда был «временным, тактическим и ситуативным» и администрация не предлагала гарантий и/или бессрочной защиты курдам против Турции, России или режима Асада.[xxiv] [24]

Сирийские курды и Россия[xxv] [25]

Сирийские курды считают отношения с Россией важным фактором их выживания в Сирии. DFNS[xxvi] [26] установила отношения с Россией в 2012 году. DFNS понимает, что интересы России в Сирии разнообразны, и полагает, что отношения с курдами важны для России как один из факторов сдерживания Турции. DFNS также убеждена, что Россия не заинтересована в продолжении сотрудничества сирийских курдов с американцами[xxvii] [27].

Купировав попытки Турции свергнуть режим Башара Асада в начальный период своего участия в сирийском конфликте, Россия использует ограниченное сотрудничество с сирийскими курдами для сдерживания военных операций Турции на северо-востоке Сирии. Курды  убеждены, что сохранение курдской автономии в составе Сирии отвечает интересам России и поможет восстановлению страны. Используя турецкие страхи связанные с развитием курдского самоуправления в Рожаве, Россия умело ограничивает турецкие операции в Сирии, чем очень раздражает Эрдогана[xxviii] [28], вынужденного считаться с интересами России в этом регионе.

У России очень непростые отношения с Турцией, которые можно описать как бесконечный компромисс. Как часть компромисса с Турцией в Сирии, Россия не стала возражать против занятия турецкими войсками Джараблуса, Аль-Баба и Аазаза в обмен на прекращение турецкой помощи террористическим группам в Идлибе и Алеппо. Этот компромисс отрезал Африн от Кобани, что облегчило давление турок на сирийских курдов. Однако одновременно с этим, Россия разместила наблюдательные посты вокруг Африна сдерживающие как турок так и курдские силы.

Россия также пытается найти компромисс между DFNS и правительством Башара Асада. Руководство DFNS неоднократно заявляло о готовности заключить стратегическое соглашение с Дамаском, чтобы сделать Сирию демократичной и федеральной. Представители DFNS и правительства Сирии несколько раз встречались при посредничестве России. В DFNS приветствовали готовность Дамаска дать курдам культурную автономию, но считали, что этого недостаточно для создания прочного демократического режима в Северной Сирии. Курды считают, что неожиданное заявление министра иностранных дел САР Валида Муалима 2017 года  о готовности рассмотреть вопрос о предоставлении сирийским курдам самоуправления было результатом усилий России по внутрисирийскому урегулированию[xxix] [29].  Это предложение хоть и было положительно воспринято DFNS но по мнению ее руководства требует дальнейшей проработки чтобы не расколоть арабское и курдское население Северной Сирии[xxx] [30].

DFNS считает свои отношения с Россией важными по нескольким аспектам. Несомненно, что позиция и действия Москвы сдерживают атаки Турции на подконтрольные  курдам территории. Курды также считают что Россия их поддерживает в стремлении к автономии и переговорах о ней с Дамаском, что значительно усиливает переговорную позицию DFNS. Курды также считают, что Россия не хочет усиления их связей с США, но понимают, что обе стороны заинтересованы в поддержание отношений в контексте их сирийской политики.

Победители и проигравшие

Непродуманный вывод американского контингента из Сирии, полное отсутствие координации вывода с курдскими властями создали множество проблем как для курдов так и для Москвы и Дамаска. Вынужденная эмиграция большого количества курдов, военные преступления турецкой армии и СНА привлекли внимание международных СМИ. В результате несколько стран-членов НАТО ввели эмбарго на поставки вооружений и военной техники в Турцию и даже администрация Трампа поддалась давлению и ввела дополнительные санкции против Анкары. Чтобы спасти ситуацию Трамп «слил» своё знаменитое письмо президенту Турции «не будь крутышкой», после чего Эрдоган и Пенс объявили о перемирии в Сирийском Курдистане[xxxi] [31].

Это было больше упражнение по сохранению репутации, чем реальное перемирие. Его срок истёк уже 22 октября, когда Эрдоган встретился с президентом РФ В. Путиным. В результате Турция не получила ни Кобани ни Манбидж, в обмен на уход курдов из 15-мильного мирного коридора и турецкого анклава Тель Абьяд и организацию совместного российско-турецкого патрулирования между Камышлы и Кобани [xxxii] [32].

Похоже Россия оказалась основным выгодоприобретателем турецкого вторжения. Трамп под давлением лоббистов и Конгресса был вынужден оставить небольшой контингент американской армии в Сирии передислоцировав его в провинцию Дейр-эр-Зор для «охраны» нефтяных месторождений[xxxiii] [33] Этот шаг был расценён и Дамаском, и курдами как прямая поддержка США Турции, протурецкой СНА, ИГ и других оппозиционных группировок, что ещё больше подорвало их репутацию в регионе.  Местные игроки вынуждены были обратиться к России, прочно занявшей позицию арбитра как во внутрисирийском конфликте, так и в отношениях Турции и Сирии. На какое то время эта ситуация позволила значительно продвинуть переговоры в Астане, кульминацией которого стала трехсторонняя (Россия-Иран-Турция) встреча в апреле 2020 года для обсуждения способов окончания конфликта[xxxiv] [34].

Прекращение курдско-американского сотрудничества стало небольшой победой для Дамаска. Правительство восстановило контроль над двумя стратегически важных города Манбидж и Тагба, для курдов Башар Асад превратился из тирана в спасителя.

Курды также вышли не без определенной выгоды из этой ситуации. Они получили мир на своих границах, гарантии неприкосновенности и переговоры об автономии. Это, конечно не полная независимость, но учитывая позицию Турции и Ирака это наверное максимум на что сирийские курды могут рассчитывать в ближней и среднесрочной перспективе. Совместное  российско-турецкое патрулирование трассы М4 должно дать курдскому населению дополнительные гарантии защиты.

Даже ИГ получило некоторые выгоды от вывода американских войск. Турецкое вторжение и американский вывод разрушили поддерживаемую США антитеррористическую операцию в долине Евфрата, что позволило большому количеству ИГовских заключённых бежать из курдских мест заключения (особенно много бежало из лагеря Аль-Хор, где содержалось около 70 тысяч заключённых). Даже ликвидация лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади не смогла остановить процесс возрождения ИГ в Сирии[xxxv] [35].

Турции удалось легализовать вторжение и захват сирийской территории под предлогом борьбы с терроризмом. Это конечно повысило репутацию и авторитет Эрдогана внутри страны, но по всей вероятности это временно.  Россия, являющаяся очень неудобным партерном Турции в патрулировании зон безопасности не только может помешать Эрдогану зачистить Рожаву также как он зачистил Африн, но и может в любой момент заставить его вернуть оккупированные территории Сирии, на что уже не однажды Москва намекала Анкаре ссылкой на турецко-сирийский мирный договор 1998 года  и на переговорах и в документах по установлению буферной зоны и совместного патрулирования.  Есть все признаки того, что Башар Асад готов возобновить уровень отношений существовавший  между Турцией и Сирией  до приблизительно 2009-2010 гг., когда он и Эрдоган проводили семейный отдых вместе.[xxxvi] [36]

Убийство курдской мечты?

Турецкая военная операция «Мирная весна» открыла курдам глаза. В тоже время самоустранение администрации Трампа от противодействия Анкаре не привело к улучшению американо-турецких отношений. Эти отношения продолжали ухудшаться после принятия Сенатом США резолюции о Геноциде армян  и введения дополнительных антитурецких санкций[xxxvii] [37].  ЕС практически устранился от какого либо участия в разрешении сирийского конфликта вообще и от ситуации в Рожаве в частности испугавшись того, что Эрдоган опять откроет ворота в Европу для нескольких миллионов беженцев скопившихся в Турции.[xxxviii] [38] Европейский союз отказался признать YPG террористической организацией вопреки настойчивым просьбам Эрдогана, но и не предложил никакой помощи сирийским курдам на саммите НАТО в 2019 году[xxxix] [39].

Отсутствие открытой и значительной поддержки западом по мнению руководства DFNS делает курдов заложниками очень непростых турецко-российских отношений. В этих отношениях регулярно возникают проблемы. Однако обоюдное желание использовать к выгоде каждой стороны уход США из Сирии позволило им отрегулировать проблемы возникшие в результате наступления правительственных сил в провинции Идлиб в декабре 2019 года. В ходе этой операции погибли несколько десятков турецких военнослужащих, что возмутило Эрдогана. Для предотвращения потока беженцев в Турцию с занятых правительственными войсками территории, защиты протурецких антиправительственных формирований и для мести за погибших турецких военнослужащих, в феврале 2020 года Эрдоган отдал приказ о проведении операции «Весенний щит», впервые направленной напрямую против правительственных сил. Это нарушило усилия России по организации турецко-сирийского примирения и увеличило опасность прямого российско-турецкого столкновения. Однако Р.Т.Эрдоган переломил себя и сумел договориться с президентом В.Путиным о перемирии вступившем в силу 5 марта 2020 года. Это резко снизило уровень напряженность в Идлибе[xl] [40].

Установление и сохранение контроля правительства над северной частью трассы М5 (Дамаск – Алеппо) позволило восстановить контроль над одной из двух основных транспортных артерий Сирии, соединяющей северные районы страны с иорданской границей. По соглашению о прекращении огня Турция также обязана разоружить джихадистов остающихся на территориях контролируемых Турцией, что само по себе уменьшает напряженность на западных границах Рожавы[xli] [41].

При подготовке наступления на Идлиб курдам было предложено принять в нем участие в обмен на ускорение переговоров о курдской автономии в Рожаве[xlii] [42]. Одновременно с этим США предпринимали отчаянные попытки объединить курдские организации соперничающие за лидирующие позиции в Рожаве и уговорить Турцию вступить в мирные переговоры с объединённой курдской партией[xliii] [43]. США удалось уговорить курдов объединиться под знамёнами PYD[xliv] [44], однако Турция отказалась обсуждать примирение с сирийскими курдами в любой форме, ссылаясь на сохранение статуса PYD как сирийского отделения РКК и преобладания сторонников РКК в руководящих органах курдского самоуправления. Правительство Сирии, аналитики и некоторые лидеры курдов подвергли критике соглашение об объединении как юридическое обоснование захвата американской нефтяной компанией Delta Crescent Energy LLC нефтяных месторождений находящихся в Рожаве. Эта сделка была осуждена как Дамаском, так и Анкарой, заклеймившей ее как «примитивный предлог» для сохранения американского присутствия в Сирии, а также Тегераном и Москвой осудивших эту сделку как акт воровства национального богатства Сирии[xlv] [45]. Delta Crescent Energy LLC  сумела получить разрешение OFAC (Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США) на разработку и эксплуатацию нефтяных месторождений в провинции Хасеке по заявке SY-2019-359047-1 поданной в OFAC ещё в 2019 году, несмотря на противоречивые заявления курдского руководства о существовании соглашения с американской компанией сделанных осенью 2020 года. Близкие связи акционеров Delta c Республиканской партией (один из них является донором избирательной кампании сенатора Линдси Грэма) и присутствие в числе акционеров бывших высокопоставленных сотрудников Госдепартамента позволяют предположить, что США изначально понимали что Турция не пойдёт на переговоры с курдами и задумали эту комбинацию для оправдания сохранения своего присутствия в Сирии.

Это предположение также поддерживается тем, что после подписания этого соглашения США потеряли всяческий интерес к поддержке процесса курдского самоопределения.

Выводы

Курдская автономия может быть эффективным буфером  для проникновения  исламистских радикалов в Сирию, особенно если ее действия будут координироваться с руководством Иракского Курдистана. Это отвечает интересам Москвы и Дамаска, кровно заинтересованных в успехе процесса национального примирения. Турция опасаясь радикализации турецких курдов если власть в Рожаве перейдёт к представителям PYD, которую она рассматривает как сирийской отделение РКК не заинтересована в автономии сирийских курдов и пока по ее мнению она контролирует сирийских джихадистов. Позиция США крайне непоследовательна и ограничена союзническими обязательствами с Турцией и многолетними и не особо скрываемыми связями с различными группировками исламистских радикалов. Ситуативный союз с сирийским курдами был в первую очередь направлен против режима Башара Асада, а борьба с ИГ рассматривалась США только как средство для кампании по его свержению. Стоит также отметить, что курдская автономия в Сирии при определённых условиях может быть выгодны также Израилю как буфер от проникновения ливанской «Хизбаллы» и Ирана в Сирию и Ливан (по образцу зоны безопасности в Южном Ливане установленном силами майора Саада Хаддада в 1982-1984 гг).  Таким образом, сирийские курды вновь оказались на острие ближневосточных конфликтов и вновь были преданы их союзником как только они перестали быть полезны США в их попытках дестабилизировать Сирию. Перспективы курдской автономии в Сирии напрямую зависят от успеха процесса национального примирения и разрешения внутренних курдских противоречий.

[46]

Приложение: Карта Рожавы и сирийских месторождений нефти

[i]  https://www.fpri.org/article/2019/07/the-kurdish-struggle-for-autonomy-from-the-1970s-to-the-present/

[ii] [47]  https://www.wsj.com/articles/how-the-kurds-gained-then-lost-a-syrian-enclave-11572012798

[iii] [48] См. Например https://blogs.lse.ac.uk/mec/2016/09/01/how-does-turkey-solve-a-problem-like-rojava/

[iv] [49] См. Например https://www.dailysabah.com/world/syrian-crisis/us-led-coalition-trained-400-ypg-terrorists-in-ne-syria

[v] [50] Metin Gurcan, «Turkey has multiphase game plan for Syria operation,» Al-Monitor(Washington, D.C.), Oct. 10, 2019 [51]; Voice of America (VOA), Sept. 11, 2019 [52].

[vi] [53] См например Press, Oct. 7, 2019 [54]; Steven A. Cook, «There’s Always a Next Time [55] to Betray the Kurds,» Foreign PolicyOct. 11, 2019 [55]; Peter Wehner, «Trump Betrayed the Kurds [56]. He Couldn’t Help Himself,» The AtlanticOct. 15, 2019 [56]; Amberin Zaman, «Who Betrayed Syria’s Kurds? [57]» Al-Monitor, Oct. 21, 2019

[vii] [58] https://foreignpolicy.com/2018/03/07/baathism-caused-the-chaos-in-iraq-and-syria/

[viii] [59] Aaron Stein, «The Roadmap to Nowhere [60]: Manbij, Turkey and America’s Dilemma in Syria,» War on the Rocks, 29 June 2018

[ix] [61] The Washington PostJune 21, 2020 [62]The Guardian (London), 24 November 2018

[x] [63] Bryan R. Gibson, «The Secret Origins of the U.S. Kurdish Relationship [64] Explain Today’s Disaster,'» Foreign Policy, 14 Oct, 2019

[xi] [65] https://web.archive.org/web/20180103141502/http://kurdstrat.com/2015/07/08/global-support-for-peshmerga-forces/

[xii] [66] https://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-39944167

[xiii] [67] Operation Inherent Resolve: Lead Inspector General Report to the United States Congress, July 1, 2019-October 25, 2019,» U.S. Department of Defense, Washington, D.C., Nov. 19, 2019 [68], p. 27; Lara Seligman, «How the Iran Hawks Botched Trump’s Syria, Withdrawal [69],» Foreign Policy, 30 Oct., 2019

[xiv] [70] Can Acun and Bünyamin Keskin, «The PKK’s Branch in Northern Syria [71]: PYD-YPG,» SETA Ankara, 2017

[xv] [72] Asli Aydintașbaș, «A New Gaza: Turkey’s Border Policy in Northern Syria [73],» European Council for Foreign Relations, London, 2020; Spyridon Plakoudas, «The Syrian Kurds and the Democratic Union Party: The Outsider in the Syrian War,» Mediterranean Quarterly, Mar. 2017, pp. 111-2

[xvi] [74]Максим Сучков, “Россия и и Турция: Гибкие Соперники» Московский Карнеги Центр, 20 марта 2020 г.

[xvii] [75] Сокращённое название объединённой администрации Ракки состоящей из представителей PKK, PYD, ENKS (представляющей в основном иракских курдов ориентирующихся на клан Барзани), доброго десятка местных муниципалитетов и общественных организаций

[xviii] [76] Kilic Bugra Kanat and Jackson Hanon, «The Manbij Roadmap and the Future of U.S.-Turkey Relations,» Middle East Policy Council, Washington, D.C., Fall 2018, pp 113-123

[xix] [77] Patrick Cockburn, War in the Age of Trump: The Defeat of ISIS, the Fall of the Kurds, the Conflict with Iran (London: Verso, 2020), p. 26

[xx] [78] Цит. по the Guardian, 20 декабря 2018 г.

[xxi] [79] The New York Times. 20 December 2018

[xxii] [80] The New York Times, 9 August 2019

[xxiii] [81] Fox News,  9 October 2019

[xxiv] [82] The Wall Street Journal, 18 October 2019

[xxv] [83] Раздел отражает точку зрения курдов на их отношения с РФ и на интересы РФ в Сирии. Это не обязательно совпадает с официальной позицией РФ.

[xxvi] [84] Демократическая Федерация Северной Сирии объединяющая как военные так и гражданские организации сирийских курдов в том числе TEV-DEM, РКК, YPG, SDF самоуправления курдских поселений и их союзников в Турции и Ираке.

[xxvii] [85] Беседа автора с г-ном Ремзи Сексмусом, одним из лидеров DFNS в Африне 27 октября 2021 года.

[xxviii] [86] https://www.theguardian.com/world/2016/feb/09/ever-heightening-tension-putin-puts-turkey-in-a-corner

[xxix] [87] https://www.aljazeera.com/news/2017/9/26/syria-to-consider-granting-kurds-greater-autonomy

[xxx] [88] Беседа с г-ном Сексмусом.

[xxxi] [89] The Huffington Post (New York), 16 октября 2019 г.

[xxxii] [90] The Huffington Post (New York), 16 октября 2019 г.

[xxxiii] [91] The Guardian, 8 ноября 2019 г.

[xxxiv] [92] Charles Thépaut, «The Astana Process [93]: A Flexible but Fragile Showcase for Russia,» The Washington Institute for Near East Policy, Washington, D.C., 28 апреля 2020 г.

[xxxv] [94] ISIS Exploited Turkey’s Operation ‘Peace Spring’: Pentagon’s Report,» Duvar English(Istanbul), Nov. 20, 2019 [95]; Wojciech Michnik and Spyridon Plakoudas, «The U.S. Withdrawal and the Scramble for Syria,» Wild Blue Yonder, Jan. 2020, p. 35; Hasan Hasan, «Islamic State is back [96]and this time the west is ill-prepared to take it on,» The Guardian, 24 May, 2020. Между 2015 и концом 2020 года сообщения об убийстве Абу Бакра Аль Багдади поступали регулярно. Есть основания полагать, что первый Аль Багдади был убит ещё в 2015 году, а последующие лидеры ИГ брали это имя в конспиративных целях.

[xxxvi] [97] Michnik and Plakoudas: «The U.S. Withdrawal,» p. 35; «Operation Peace Spring: Delusion in Turkey’s Objectives, [98]» Brussels International Center for Research and Human Rights, 2020; Ali Younes, «Analysis: What does the Adana deal mean for Turkey and Syria?» Aljazeera (Doha), 23 October 2019

[xxxvii] [99] Выпуск NBC News 13 декабря 2019 года

[xxxviii] [100] https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document.html?reference=EPRS_ATA(2019)642284

[xxxix] [101] Bulent Alriza, «Erdogan and Trump at the NATO Summit: Another Display of Solidarity,» Commentary, 5 December 2019

[xl] [102] Кирилл Семёнов, «Intel: Turkish demands [103] on Idlib complicate Russia’s pursuit of compromise,» Al-MonitorFeb. 11, 2020 [103]; Gregory Waters, «The Syrian Regime’s Combat Losses [104]in Spring 2020, and What Lies Ahead,» Middle East Institute, Washington, D.C., June 2020, стр.6.

[xli] [105] Cengiz Candar, «Erdoğan’s Dance with Putin: Humiliating, but Face-Saving,» Al-Monitor, Mar. 6, 2020

[xlii] [106] Fehim Tastekin, «How Idlib’s Escalation [107] Could Affect Syria’s Kurds,» Al-MonitorFeb. 10, 2020 [107]Al-MonitorJan. 29, 2017 [108]; Stefan de Sakutin, «Will the Syrian Kurds strike a deal with Moscow? [109]» Middle East Institute, Feb. 1, 2019.

[xliii] [110] Amberin Zaman, «Turkey mum [111] as Syrian Kurds take ‘historical step’ in unity talks,» Al-Monitor, 17 June 2020

[xliv] [112] Подробности сделки по объединению хорошо описаны Давидом Поллаком, см. https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/syrias-kurds-unite-against-assad-not-opposition

[xlv] [113] https://syriauntold.com/2021/10/18/deciphering-the-competition-for-syrian-oil-part-one/