- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К открытию в Сомалиленде международного аэропорта Бербера

20 ноября правительством непризнанной Республики Сомалиленд было официально объявлено открытие международного аэропорта Бербера, который более трёх лет был закрыт в связи с проведением его реконструкции. В ходе реконструкции аэропорта, выполненной компанией TISL (ОАЭ) при финансовой поддержке Фонда Абу-Даби, полностью обновлено покрытие и подсветка взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек и стоянок для самолётов, построено 12 ангаров-укрытий (способных вмещать боевые самолёты), отремонтированы и оснащены современным оборудованием диспетчерская вышка, пассажирский и грузовой терминалы, завершена установка проволочного ограждения длиной до 30 км, отремонтирована асфальтированная дорога от аэропорта до города. Участвовавший в церемонии открытия аэропорта президент Сомалиленда Муса Бихи Абди выразил благодарность правительству ОАЭ за помощь Сомалиленду и отметил важность возобновления работы аэропорта Бербера для экономики республики и развития торговых связей всего региона Африканского Рога.

Напомним, что аэродром в Бербере с самой большой в Африке ВПП (более 4 км) был построен ещё в начале 1970-х годов при помощи СССР для использования его как гражданской, так и военной авиацией. В 1980-х гг., после смены внешне-политического курса сомалийского руководства, аэродром стал использоваться США в интересах своей стратегической авиации и как резервная посадочная полоса для космических кораблей по программе «Спейс Шаттл». После распада сомалийского государства и провозглашения Республики Сомалиленд аэропорт Берберы задействовался весьма ограниченно, в основном для регионального авиасообщения. В марте 2017 г. правительством Сомалиленда во главе с Ахмедом «Силаньё» был заключён договор с правительством ОАЭ о передаче аэропорта в аренду сроком на 25 лет для его использования в качестве авиабазы ВВС ОАЭ. Взамен Эмираты обязались в течение трёх лет построить в Бербере новый гражданский аэропорт, осуществить ряд проектов по развитию социальной инфраструктуры города и провести реконструкцию шоссе Бербера – Харгейса – Уаджале (город на границе с Эфиопией). Во исполение этого договора в апреле того же года был заключен контракт с компанией Divers Marine Contracting (штаб-квартира – в Шардже) стоимостью 90 млн долл. США на проведение строительных работ по оборудованию авиабазы. Однако уже в декабре новый президент Сомалиленда Муса Бихи Абди, по неофициальным данным, приостановил действие договора с ОАЭ и потребовал пересмотра его отдельных положений.      В итоге проведённых переговоров по этому вопросу было решено отказаться от плана строительства в Бербере нового аэропорта и ограничиться реконструкцией старого аэропорта, который мог бы задействоваться как гражданской, так и военной авиацией (в случае необходимости).

Модернизация и открытие аэропорта Бербера стали важным шагом на пути реализации крупного международного проекта по развитию транспортной инфраструктуры региона — «Берберский коридор». Этот проект, разработанный ещё два десятилетия тому назад, предусматривает строительство скоростной автомагистрали между Берберой и Аддис-Абебой протяжённостью 937 км, проведение масштабной реконструкции морского порта в Бербере и создание там свободной экономической зоны (BEZ) по образу зоны Джебель-Али (JAFZA) в порту Дубай. Проект финансируется  в основном Фондом Абу-Даби (ОАЭ), а также Евросоюзом и Великобританией. До сих пор реализация проекта осуществлялась с перерывами из-за финансовых, политических и организационных трудностей. Если эфиопский участок магистрали  протяжённостью 696 км в основном построен, то на сомалилендском участке (241 км от Уаджале до Берберы) работы были начаты только в марте 2019 г. и должны были завершиться к сентябрю 2021 года, однако пока они далеки от окончания. Кроме того с целью сокращения стоимости проекта и его скорейшего завершения было принято решение сократить число дорожных полос на трассе с 4 до 2.

Более успешно, хотя и с отставанием от графика, идут работы по реконструкции морского порта Берберы, которые ведёт крупная международная логистическая компания Dubai Ports World (DP World, штаб-квартира – в Дубае, ОАЭ), заключившая в мае 2016 г. договор с правительством Сомалиленда о концессии порта сроком на 30 лет. В марте 2018 г. по вопросу управления портом было заключено дополнительное соглашение, к которому присоединилось правитель-ство Эфиопии, заинтересованное в диверсификации путей выхода к морю. По этому соглашению контрольный пакет акций совместной управляющей компании (51%) принадлежит DP World, 30% — правительству Сомалиленда и 19% — правительству Эфиопии. Проект развития порта Бербера стоимостью 442 млн долл. США предусматривает, в частности, расширение его территории на 25 га (а при необходимости ещё на 25 га), строительство новых причалов и контейнерного терминала, существенное обновление погрузочно-разгрузочного  оборудования. Первый этап реконструкции порта завершён в июне 2021 г. с открытием нового причала длиной 400 м и контейнерной площадки (250 тыс. м2), что в будущем позволит втрое увеличить пропускную способность порта, доведя её до 500 тыс. условных контейнеров (TIU) в год, а общий годовой грузооборот – до 4 млн. т.

Следует отметить, что порт Бербера имеет чрезвычайно важное значение для экономики Сомалиленда, поскольку обеспечивает поступление до ¾ доходов в казну за счет таможенных сборов. В настоящее время порт используется в основном для экспорта живого скота из Сомалиленда и Эфиопии в страны Аравийского полуострова (от 1 до 3 млн голов в год) и импорта различных промышленных товаров, оборудования, автомобилей, нефтепродуктов, стройматериалов, продуктов питания. В порту имеется 6 причалов, включая причал для ролкеров и нефтеналивной причал (общая длина причальных стенок – более 1000 м, глубина у причалов — от 9 до 12 м), крытый склад (5760 м2), открытые хранилища (64 тыс. м2), контейнерные площадки (330 тыс. м2), три новых портальных и восемь мобильных козловых кранов, десятки автопогруз-чиков, мини-электростанция. Рядом с портом находится нефтебаза (10 РВС общей ёмкостью 66 тыс. м3) и газовый терминал (ёмкость — 1200 МТ). В старой части порта расположена главная база береговой охраны Сомалиленда. Там же швартуются маломерные торговые и рыболовные суда.

Создание рядом с портом свободной экономической зоны Берберы находится в начальной стадии. В соответствие с соглашением между правительством Сомалиленда и DP World от 10.12.19, на первом этапе под BEZ выделяется территория площадью 4 км2 с возможностью её увеличения в будущем до 12 км2. По замыслу властей Сомалиленда, создание BEZ должно привлечь в республику иностранный капитал, создать новые рабочие места и способствовать развитию социально-экономической инфраструктуры города и всей республики.

В более отдалённой перспективе развития транспортного сообщения с Берберой – строительство железнодорожной ветки протяжённостью 310 км до станции Айшаа (Эфиопия), расположенной на действующей железной дороге, которая связывает Аддис-Абебу с Джубути. Расчётная стоимость проекта велика – 1,5 млрд долл. США, поэтому властям Эфиопии и Сомалиленда сложно будет найти необходимые источники финансирования. Тем не менее правительство Сомалиленда намерено продолжать стратегию, направленную на превращение Берберы в современный торговый хаб, способный конкурировать в Восточной Африке с портами соседнего Джибути и Момбасой (Кения).

Пока же городская инфраструктура Берберы остаётся на низком уровне развития, даже по сравнению с другими крупными городами Сомалиленда – Харгейсой, Бỳръо и Бóрамой. Из промышленных предприятий в Бербере действуют лишь авто- и судоремонтные мастерские. Многие городские здания и улицы нуждаются в ремонте и очистке от мусора; в городе очень мало зелёных насаждений; системы энерго- и водоснабжения, канализации устарели и работают с перебоями. Выработку электроэнергии обеспечивает частная маломощная электростанция с дизельными генераторами. (Впрочем, в 2021 г. начато строительство первой гибридной электростанции, использующей энергию ветра и солнца). В городе с населением около 160 тыс. чел. отсутствует муниципальный общественный транспорт, не хватает оборудованных рынков, медицинских и образовательных учреждений. Всего в районе Бербера открыты лишь две небольшие больницы, 16 фельдшерско-акушерских пунктов, 47 начальных и средних школ, одно ПТУ, один стадион. Из высших учебных заведений в городе имеются Морской университет и филиалы университетов «Голис» и «Альфа», где в общей сложности обучается до 1 тыс. студентов.

Правда, в 2014 г. сомалийской компанией Somcable в Бербере был построен новый коммутационный центр, через который Сомалиленд теперь подключен к оптиковолоконному кабелю, проложенному по дну моря из Джибути. Таким образом, тысячи абонентов в Сомалиленде получили доступ к широкополосным каналам связи и скоростному Интернету.

В окрестностях Берберы самым крупным промышленным предприятием раньше был цементный завод, который до гражданской войны работал на местном сырье (в пров. Сахиль имеются значительные запасы гипса). Многие годы завод простаивал и в 2017 г. был передан частным сомалийским компаниям «Дахабшил груп» и «Бербера груп» для проведения его реконструкции и вывода на проектную мощность (600 мт/сут.) Однако к 2021 г. завод так и не был введён в строй.

Кроме того в районе Бербера действуют несколько рыболовецких кооперативов, объединяющих более сотни частных рыбацких хозяйств. (Как известно, воды Аденского залива богаты ценными промысловыми породами рыб и другими биоресурсами). Однако развитие морского промысла осложняется нехваткой  хладокомбинатов и рефрижераторов, что обусловлено высокой стоимостью электроэнергии в Сомали и Сомалиленде (до 80 центов за 1 кВт ч). В настоящее время в Бербере работает единственный  хдадокомбинат, и его мощность явно недостаточна.

Правительством Сомалиленда и муниципалитетом Берберы  планируется также развивать в пров. Сахиль и туристическую отрасль. В 2021 г. введена в строй новая автостанция для междугородних автобусов. При содействии Евросоюза в окрестностях Берберы начато строительство морского курорта Баталале, однако из-за пандемии COVID-19 работы приостановлены.

Помимо неразвитой социально-экономической инфраструктуры Берберы потенциальных иностранных инвесторов, очевидно, отпугивает и ряд политических факторов, таких как неясность государственного статуса Сомалиленда и политическая нестабильность в соседних государствах, прежде всего в Эфиопии.

Несмотря на то, что уже на протяжении 30 лет Сомалиленд на деле доказывает свою государственную состоятельность, пока ни одно государство официально не признало его независимость. Правительство Федеральной Республики Сомали по-прежнему считает Сомалиленд неотъемлемой частью своей территории и опротестовывает все договора, заключаемые Харгейсой с другими государствами и иностранными компаниями без ведома Могадишо. Тем не менее власти Сомалиленда, не имея официальных дипломатических отношений с другими государствами, самостоятельно поддерживают неформальные политические и экономические связи с рядом иностранных правительств и международных организаций. На сегодняшний день представительства Сомалиленда открыты в 24 государствах. Наиболее тесные контакты на правительственном уровне Харгейса поддерживает с Эфиопией, Джибути, ОАЭ, Кенией и Тайванем. Ограниченную финансово-экономическую помощь Сомалиленду (в пределах 100 млн долл. США) оказывают Великобритания, Дания, Нидерланды и Норвегия через Фонд развития Сомалиленда. В октябре с.г. о своём намерении подключиться к финансированию проекта «Берберский коридор» объявила британская правительственная инвестиционная компания CDC Group.

Таким образом, несмотря на существующие инвестиционные риски и организационные сложности, проект «Берберский коридор» остаётся достаточно привлекательным как с экономической, так и с политической точки зрения, поскольку участие в нём может позволить в  перспективе занять привилегированное положение в сфере региональной экономики и торговли со странами Африканского Рога. В этой связи открытие международного аэропорта Бербера, на наш взгляд, предоставляет крупному иностранному капиталу новые возможности для будущих инвестиций в развитие этого стратегически важного, но мало освоенного региона.