- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К попыткам США создать новый четырехсторонний блок на Ближнем Востоке

Спешный вывод американских войск из Афганистана, больше похожий на бегство, вызвал дискуссии о дальнейшей политической и военно-стратегической линии США на Ближнем Востоке. Многие эксперты считают, что Вашингтон намерен переложить часть ответственности на своих региональных союзников. В Восточной Азии и Тихоокеанском регионе примерами такого блокового строительства являются коалиции AUKUS (США, Австралия, Великобритания) и Quad (Quadrilateral Security Dialogue, Четырехсторонний диалог по безопасности) в составе США, Австралии, Японии и Индии с Тайванем и Вьетнамом в качестве «членов-призраков». Оба эти блока направлены против КНР, имеют явную военно-морскую подоплеку и призваны блокировать морскую активность Китая. В настоящее время КНР, будучи крупнейшей в экономическом отношении державой планеты, не контролирует морские торговые пути. Китай пребывает в своего рода «запертом состоянии», так как Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря, будучи запертыми американскими военными базами, не дают китайцам выхода в мировой океан.

На Ближнем Востоке аналогом  AUKUS и  Quad может стать Quad-2 в составе США, Израиля, ОАЭ и Индии. 15 октября президент США Джозеф Байден объявил о создании этого нового блока. Если в задачу   Quad-1 входит возможная блокада Малаккского пролива, через который проходит значительная часть китайского импорта нефти, то целью нового Quad-2, вероятно, станет блокада Баб эль-Мандебского пролива.

В настоящее время как Индия, так и ОАЭ поддерживают с Израилем активные партнерские отношения. В сентябре 2020 года между ОАЭ и Израилем были подписаны так называемые «Соглашения Авраама», в результате которых между двумя государствами был установлены дипломатические отношения. Впрочем, отношения в сфере безопасности и кибербезопасности между Абу-Даби и Иерусалимом существуют уже давно. Вслед за официальным признанием ряд арабских СМИ распространили информацию о том, что ОАЭ готовы вложить в израильский high-tech около 10 млрд долларов. Между Израилем и Индией многие годы развивается экономическое, военное и военно-техническое сотрудничество. Особенно активно индийско-израильское сотрудничество стало развиваться после прихода к власти в Индии в мае 2014 года ультранационалистической «Бхаратия джаната парти» во главе с Нарендрой Моди. Во время визита Н.Моди в Израиль в июле 2017 года стороны договорились о том, чтобы поднять двусторонние отношения до уровня стратегического партнерства. Во время ответного визита премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Нью-Дели в январе 2018 года были подписаны соглашения о сотрудничестве в сферах ВТС, водоснабжения, сельского хозяйства, здравоохранения и авиации. В 2014-2019 годах индийский импорт вооружений из Израиля увеличился на 175%. При этом особый упор был сделан на инициативе Made in India, предусматривающей обмен технологиями и производство оборонной продукции на индийской территории по лицензии. Основными направлениями ВТС являются ракетное оружие, системы ПВО и беспилотники (БПЛА).

Наиболее дорогостоящей израильской военной продукцией, поставляемой в Индию, являются морские патрульные суда и системы воздушной разведки, контроля и обнаружения (AWACS). Израиль также является крупнейшим поставщиком в Индию легкого стрелкового оружия, такого как автоматы «Тавор» и снайперские винтовки «Галиль». Одновременно израильские промышленники осуществляют апгрейд советских систем вооружений, находящихся в арсеналах индийской армии. Например, компания Israel Aerospace Industries (IAI) подписала с индийскими ВВС контракт на модернизацию военных самолетов МиГ-21. В сентябре 2014 года было подписано соглашение о покупке Индией противоракетных систем «Барак-1» для кораблей индийских ВМС. В декабре 2015 года India’s Defense Research and Development Organization (DRDO) начала совместно с IAI разработку и производство ракет класса «земля-воздух» и большого радиуса действия «Барак-8». Компания Bharat Electronics Limited (BEL) заключила в мае 2017 года соглашение с IAI на суму в 630 млн долларов на разработку подобных ракет для ВМС Индии. В марте 2020 года Индия проявила интерес к приобретению двух систем AWACS на сумму в 1,1 млрд долларов. В конце 1990-х годов США наложили вето на поставку Израилем этих систем Китаю. В феврале 2019 года после воздушных сражений с ВВС Пакистана в Балакоте командование ВВС Индии выразило намерение оснастить самолеты Су-30 МКИ ракетами «воздух-воздух», не входящими в сферу видимости beyond-visual-range air-to-air missile (BVRAAM) I-Derby ER. Самолеты будут оснащаться этими боеприпасами вместо  морально устаревших ракет российского производства «Вымпел» Р-77. По результатам военной кампании в Балакоте было также одобрено приобретение 240 управляемых противотанковых ракет среднего радиуса действия производства израильской компании «Рафаэль» и 12 пусковых установок к ним.

Одним из практических результатов Quad-2 является военное сотрудничество ОАЭ с Израилем в Йемене. В ряде арабских СМИ появились сообщения об организации Израилем и ОАЭ совместного пункта электронной разведки на острове Сокотра, контролирующем вход в Баб эль-Мандебский пролив. Архипелаг Сокотра состоит из четырех островов, из которых сам о. Сокотра с населением 60 тысяч человек является самым большим. До образования НДРЙ остров входил в состав Султаната Махра. В 2018 году ОАЭ оккупировали Сокотру, несмотря на протесты со стороны просаудовского правительства Абд Раббо Мансура Хади. Эта база может отслеживать движение кораблей ВМС КНР, китайских торговых кораблей, направляющихся в Европу, а также осуществлять разведку военной и гражданской инфраструктуры Пакистана. Израильские СМИ сообщили о том, что военная база ОАЭ на Сокотре вызвала живейший интерес со стороны  спецслужб Израиля. Индийский аналитик и в прошлом высокопоставленный дипломат Мекулангара Бхадракумар (в прошлом посол Индии в Узбекистане, Турции и Кувейте) пишет по этому поводу: «В реальности эта база является американо-израильским проектом. США осуществляют усилия по подрыву Китайско-пакистанского экономического коридора, соединяющего Кашгар в Синьцзяне с пакистанском портом Гвадар». В мае 2020года израильский сайт Debka File сообщил о том, что ОАЭ намерены построить новую базу ВВС на острове вулканического происхождения Перим у побережья Йемена. Данная база будет включать в себя «средства контроля танкеров нефти и коммерческого судоходства от южной оконечности Красного моря до Суэцкого канала».

Проблеме военного присутствия ОАЭ в Йемене посвятил несколько статей Брюс Райдель, в прошлом высокопоставленный сотрудник ЦРУ, резидент в Саудовской Аравии и Йемене, занимавший при президентах Билле Клинтоне, Джордже Буше-младшем и Бараке Обаме посты директора по делам Персидского залива и Южной Азии в Совете национальной безопасности США и координатора по делам Ближнего Востока в Национальном совете разведки. В настоящее время Райдель является старшим научным сотрудником Центра ближневосточных исследований Сабан Института Брукингса и профессором Школы перспективных международных исследований Джона Хопкинса. В одной из статей он пишет о том, что КСА и ОАЭ «обосновались в стратегических районах Йемена и не отдадут своих завоеваний без значительного международного давления». При этом ОАЭ оккупируют стратегические острова Йемена, а КСА сосредоточилось на провинции Махра. В этой пограничной с Оманом провинции они создали 20 баз и опорных пунктов. Такой интерес вызван проектами строительства нефтепровода из саудовской провинции Шаркийя к побережью Индийского океана в Махре. Такой трубопровод позволит КСА обезопасить нефтяной экспорт, пустив его в обход Ормузского пролива. Сам Райдель категорически возражает против подобных сценариев.  Он пишет: «Соединенные Штаты не должны быть стороной, участвующей в расчленении Йемена. Еще не поздно выставить условие, что в случае подписания соглашения о прекращения огня Саудовская Аравия и ОАЭ немедленно эвакуируют свои войска из Махры, Майуна и Сокотры и передают их под суверенитет правительства Йемена».

Сомнительно, однако, что если военное присутствие на острове Сокотра является частью американской стратегии сдерживания Китая, то Вашингтон воздействует на Саудовскую Аравию, ОАЭ и Израиль, чтобы они оставили Йемен в покое. Одновременно военное и разведывательное присутствие ОАЭ и Израиля на Сокотре направлено против Ирана. Посол Йемена в Иране (представляющий движение хоуситов) в недавнем интервью газете Tehran Times подчеркнул, что «за интервенционистскими действиями Саудовской Аравии и ОАЭ стоят США и Великобритания».

Посол Бхадракумар предостерегает индийские правящие круги от участия в подобных альянсах. Он пишет о том, что возможная деятельность Индии в рамках Quad-2 может существенно осложнить отношения этой страны с Ираном. Эти отношения уже существенно пострадали по причине участия Индии, когда-то поддерживавшей с ИРИ отношения взаимовыгодного партнерства в антииранских санкциях. Еще одним результатом этой коалиции Бхадракумар прогнозирует дальнейшее укрепление военного партнерства между Индией и США. Он отмечает: «Как показываю последние события в Судане, в районе Красного моря и Африканского Рога разворачивается грязная политическая игра. Для Израиля эта большая игра представляет идеальный шанс вклиниться в арабскую политику. Однако Индия должна быть осторожнее. Не в интересах Индии задевать интересы многих государств в регионе и за его пределами: Ирана, Китая, Пакистана, Турции, Катара и даже России».