- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжирские власти готовятся отменить систему государственных субсидий

Руководство АНДР намеревается ликвидировать существующую с момента достижения Алжиром независимости систему государственных субсидий на товары первой необходимости, особенно продукты питания и горючее.

Это одно из ключевых положений местного варианта социализма, действующее с момента достижения страной независимости в 1962 году позволяло держать их стоимость на низком уровне, что позволяло поддерживать наиболее уязвимых категорий алжирцев.

Но в 2021 году руководство АНДР, столкнувшееся с дефицитом финансовых средств, решило поэтапно демонтировать систему государственных субсидий, что следует из рассмотрения 17 ноября национальным парламентом «Финансового законопроекта» (проекта бюджета страны на 2021 год), внесенного туда алжирским правительством.

При этом, представляя законопроект о финансах 2022 года, премьер-министр заявил, что у него и его правительства нет намерения отказаться от государственной поддержки.

Он заверил, что «алжирское государство является социальным государством. Оно не откажется от оказания помощи неблагополучным слоям населения» и «у него никогда не было такого намерения». Доказательством тому, как он заявил, служит то, что, несмотря на экономический кризис, «в законопроекте о финансах 2022 года государство выделило 1942 млрд динаров на социальные трансферты, что эквивалентно 17 млрд долларов (в действительности по курсу менее 14 млрд долларов – авт.).

Заметим, что по данным независимых источников, реальные предполагаемые правительством АНДР траты на свой социальный сектор в 2022 году должны превысить 2 трлн динаров или 14.5 млрд долларов).

Однако как утверждает Аймен Бенабдеррахман, «Эта поддержка не приносит полной пользы тем, кто в ней нуждается. Соответственно, правительство предлагает рассмотреть новый подход к оказанию помощи нуждающимся домохозяйствам.

В результате члены Национального народного собрания (нижняя палата парламента) проголосовали за отмену «универсальных субсидий» 144 голосами «за» при 71 голосе против и 7 воздержавшихся.

Среди противников данного законопроекта заметно выделялись легальные исламисты (в первую очередь из MSP – «Движения общества за мир»). Впрочем, подобный популистский протест изначально ничего не решал в силу численного преобладания над ними депутатов, представляющих «партии власти».

Данное решение было принято после проведения в 2020 году правительственными экспертами исследования, установившего, что общее субсидирование, нацеленное на предоставление помощи неимущим, является ненужным расточительством.

Заметим, что данной статье закона вводится понятие «таргетирование» (применение целевого направления) субсидий на товары первой необходимости, которое должно быть реализовано «через программу прямых денежных переводов в пользу домохозяйств, имеющих на это право».

То есть, это означает, что власти страны планируют отказаться от поддержания низких цен и осуществления за этим контроля.

Для возмещения этих издержек наименее обеспеченным алжирцам правительственные эксперты предложили установить «порог» для получения прежних субсидий в 120 000 динаров (864 доллара) ежегодных доходов на человека.

Но из этого следует, что речь пока не идет о полном демонтаже прежней системы поддержки населения, а об ее «сужении». Однако внедрение её новой схемы поддержки неизбежно негативно повлияет на покупательную способность алжирцев. Особенно среднего класса, на который условно приходится подавляющее большинство населения АНДР и который за 2020 – 21 годы заметно ослаблен усиливающейся инфляцией и снижением стоимости национальной валюты – динара по отношению к доллару и особенно евро.

Важно напомнить, что, несмотря на усилия властей АНДР по «снижению импорта» в страну, ее зависимость от привозных товаров по-прежнему остается очень высокой в первую очередь из-за слабости местной промышленности.

Заметим, что предполагаемые изменения вызывают и особое беспокойство алжирских пенсионеров, поскольку положенная по закону 1 мая (статья 43 Закона 83-12 от 2 июля 1983 года о выходе на пенсию с поправками и дополнениями) ежегодная дифференциация пенсий по старости в 2021 году произведена не была.

Напомним, что ранее пенсии переоценивались ежегодно в зависимости от уровня инфляции в среднем от 2 до 7%.

Среди них в Алжире имеется особенно уязвимая группа граждан – это более 3 млн человек, чьи пенсии составляют менее 30 000 динар в месяц (216 долларов США), для которых даже самое незначительное уменьшение доходов будет очень болезненно. И отсутствие ожидаемых надбавок в текущем году уже сильно ударило по карману пенсионеров, а ликвидация прежних субсидий способно ввергнуть людей старшего поколения в настоящую нищету.

Как известно, окончательное решение по переоценке пенсий и пенсионных пособий принимается по указанию министра социального обеспечения алжирского правительства по предложению совета директоров Национального пенсионного фонда (CNR). Почему в текущем году этого сделано не было – алжирские власти не разъясняют. И молчание правительственных чиновников по данному поводу выглядит для пенсионеров особенно зловещим.

Ведь, по их данным, в последние годы реальная инфляция была гораздо выше официального уровня и ее не покрывали даже самые высокие ежегодные надбавки в 7%, поскольку в действительности ее уровень стабильно превышает 10% в год. В качестве подтверждения своей версии они предлагают сравнить цены в минувшем и нынешнем году.

Между тем, возвращаясь к планируемому созданию нового механизма оказания помощи населению, можно предположить, что власти, опасаясь усиления протестов оппозиции, стремятся пересмотреть политику субсидий постепенно. Что было продемонстрировано депутатами, принимавшими бюджет 2022 года.

С одной стороны, они не отменили субсидии полностью, но, с другой стороны, решили адресно их сузить, выдвинув правительству ряд условий для своего одобрения данного законопроекта. Даже представители проправительственных фракций парламента запросили у премьер-министра и министра финансов Аймена Бенабдеррахмана соответствующих разъяснений.

Тот предложил им «найти компромисс». Так, согласно замыслу правительства, механизм предлагаемой им помощи предполагается к внедрению после пересмотра и корректировки цен на ранее субсидируемые властями продукты.

Он должен быть создан и проработан представителями министерств, экспертами-экономистами и представителями профсоюзов.

По плану правительства должен быть установлен дополнительный перечень продуктов, и на этом основании разработаны целевые категории домохозяйств, критерии для получения такой компенсации, как и сами способы перевода денежных средств.

Заметим, что тревоги наименее обеспеченных алжирцев понять можно – ведь предполагаемый механизм будет очень громоздким и он будет реагировать на быстрое повышение цен крайне медленно в силу традиционной неповоротливости алжирской бюрократии. Соответственно, его решения по увеличению таких выплат явно не поспеют за стремительно увеличивающимся ростом стоимости товаров и услуг.

Также противники «целевого субсидирования» считают, что это не отражает истинные потребности нуждающихся в том числе относительно их проблем со здоровьем.

Поэтому его отмена может и окончательно разрушить алжирский средний класс, пропорционально увеличив численность нуждающихся алжирцев, и правительству придется тратить на их поддержку все больше средств.

С другой стороны, рядовые алжирцы опасаются того, что реальная помощь будет выделяться очень немногим, «не желающим работать» или «отдельным инвалидам», тогда как подобная поддержка требуется сегодня как минимум половине, а то и 60% граждан страны.

Также критики изменений указывают, что значительная часть объема выделяемого властями социального пакета почти на 2 трлн динар «предназначены для конкретных немногочисленных категорий граждан», а рядовые алжирцы вновь рискуют в результате таких новаций алжирских властей ухудшить свое положение.

Заметим, что даже в самые тяжелые кризисные времена в конце 1980-х и 1990-х годах, когда денег в казне было критически мало из-за начавшейся политической смуты и гражданской войны и понижения стоимости на мировом рынке углеводородов, алжирское руководство не пускало под нож систему сохранения низкой стоимости цен и услуг.

По мнению независимых алжирских экспертов, отмена государственных субсидий планируется в связи с тем, что по итогам пятилетки 2020 – 2024 годов при существующем объеме государственных трат совокупный дефицит национального бюджета вырастет до критической отметки в 120 млрд долларов. Что уже не позволит сохранить алжирский «социализм».

Они указывают: «Правительство даже позволяет себе создать иллюзию, что у него есть Фонд регулирования доходов (FRR), поскольку финансовые законы на ближайшие три года разрабатываются с дефицитом в размере порядка 86 млрд долларов. Оно по-прежнему полагается на гипотетическое повышение цен на нефтяной баррель, чтобы частично восполнить этот дефицит, но при этом ссылается на другие очень запутанные инструменты, которые на самом деле являются просто денежным финансированием со стороны Банка Алжира, в том числе за счет денежных эмиссий».

И сейчас алжирское руководство начинает задумываться о сокращении своего государственного бюджета, хотя на практике оно продолжает его раздувать в том числе на чиновничий и силовой аппараты.

Заметим, что нынешняя система государственных субсидий в АНДР является настоящим анахронизмом. Однако сейчас, в момент галопирующего роста цен в этой стране резкая ее отмена может причинить гораздо больше вреда, чем пользы, и способствовать дальнейшему росту протестной активности.

Можно предположить, что частные торговцы в случае освобождения от государственного контроля попытаются наверстать недополучение выгоды в условиях действующих ограничений на импорт иностранных товаров еще более резкой наценкой. И на этот вызов планируемая к созданию алжирская система оказания государственной помощи бедным явно не сможет адекватно отреагировать и компенсировать возникающие издержки рядовым гражданам.

И дело не только и не столько в нехватке средств, сколько в сложности предполагаемого механизма помощи, для получения, а главное своевременной переоценки которой придется долго согласовывать решение представителей целого ряда бюрократических инстанций.