- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские аналитики о мерах преодоления финансового кризиса в Афганистане. Часть 2

Аналитики Института мира США (USIP) считают, что в соответствии с Генеральной лицензией №15 американский Минфин должен освободить от санкций коммерческий импорт Афганистана. Продовольствие и другие товары первой необходимости, по их мнению, могут и должны ввозиться на коммерческой основе афганскими торговыми предприятиями, как это было в прошлом. Торговые кредиты и банковские операции для коммерческого импорта товаров не должны сдерживаться санкциями или неприятием риска со стороны иностранных банков. Еще одной необходимой мерой аналитики считают предоставление Афганистану наличных денег для распределения и расходования финансовой помощи. Прекращение притока долларов и замораживание валютных резервов наряду с дефицитом банкнот в национальной валюте означает, что снятие средств с банковских счетов строго ограничено и может осуществляться только в афгани – даже со счетов, деноминированных в долларах. Таким образом, по мнению экспертов, ограничение ликвидности необходимо смягчить. Гарантия того, чтобы финансовая помощь напрямую доходила до уязвимых групп афганского населения, которые будут тратить ее на предметы первой необходимости, поможет ограничить накопление денежных средств и бегство капитала.

Согласно аналитикам USIP, международным финансовым организациям следует рассмотреть следующие варианты смягчения кризиса ликвидности:

– выдача небольших сумм валютных резервов Центральному банку Афганистана для предоставления афганским частным банкам или высвобождение резервов напрямую для одного или нескольких из одобренных банков;

– обналичивание денежных средств ООН и другими международными организациями и доставка в Афганистан долларов для депонирования в афганских банках и последующего распределения, оплаты товаров и осуществления других расходов в рамках программы финансовой поддержки;

– использование неформальной финансово-расчетной системы «хавала», хотя это вызывает опасения с точки зрения противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД / ФТ), а объем ликвидности, которая может быть мобилизована, в этом случае ограничен;

– ввод в оборот большего объема банкнот национальной валюты, которые могут быть напечатаны в другой стране и доставлены в Афганистан;

– использование мобильных счетов и электронных денег, которые могут циркулировать без конвертации в наличные (они должны быть приняты предприятиями и торговцами, а затем «погашены» средствами донорской помощи).

Помимо непосредственно финансовых мер аналитики отмечают необходимость поддержания ключевой инфраструктуры для оказания гуманитарной помощи. Это включает в себя городское электроснабжение, зависящее от импорта электроэнергии из соседних стран, и хорошо функционирующую сеть мобильной связи. Уровень поддержки необходимо увеличить, чтобы удовлетворить растущие потребности людей, которые станут актуальными в наступающую зиму.

Управляемый Всемирным банком Целевой фонд реконструкции Афганистана – это готовый и доказавший свою эффективность инструмент для мобилизации больших объемов помощи. Его можно перепрофилировать, чтобы обойти правительство радикального исламистского движения «Талибана» (запрещено в РФ), избавив Всемирный банк от необходимости изобретать колесо с новыми целевыми фондами.

Вместе с тем многоаспектного подхода потребует сохранение на плаву афганского частного сектора. Участникам процесса реконструкции необходимо сосредоточиться на открытии финансовых каналов и обеспечении того, чтобы возникающие в результате санкций трудности не препятствовали импорту и экспорту, а также внутренней торговле.

Еще одним ключевым моментом является предотвращение краха афганской банковской системы. Направление помощи через афганские банки и облегчение денежных переводов физических лиц будет полезной, но недостаточной мерой. Повышение ликвидности, как обсуждалось ранее, является еще одним важным инструментом. Отказ от санкций в отношении авторитетных афганских частных банков будет иметь важнейшее значение не только для оказания гуманитарной помощи, но и в более широком смысле для выживания частного сектора. Производство, занятость и торговля в частном секторе также должны быть освобождены от санкций, в частности, деятельность, включающая в себя экспорт сельскохозяйственных товаров, импорт ресурсов для афганских компаний, выплату заработной платы сотрудникам и т. д. Риск того, что такая деятельность принесет материальную выгоду «Талибану» в значительной степени перевешивается преимуществами поддержания минимальной экономической активности и ограничения дальнейшего обострения гуманитарного кризиса.

Наконец, согласно аналитикам USIP, экономический кризис в Афганистане усугубляет утрата доверия. Новое правительство должно назначить или сохранить видных технократов с опытом управления экономикой на позициях в основных ведомствах, особенно в Министерстве финансов и Центральном Банке (ЦБ) Афганистана. Имея в ЦБ компетентных специалистов, правительство могло бы изучить способы увеличения объемов оборота национальной валюты для преодоления кризиса ликвидности.

Вместе с тем афганскому Минфину необходимо составить проект нового государственного бюджета с реалистичными оценками доходов. Аналитики считают, что новым властям следует избегать чрезмерно оптимистичного бюджетирования, которым иногда занималось предыдущее правительство. Такой подход будет означать прозрачность и разумное управление в сфере макроэкономики.