- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Соглашение о военном сотрудничестве между Израилем и Марокко

24 ноября министр обороны Израиля Биньямин (Бени) Ганц, прибывший в Марокко с официальным визитом, подписал в Рабате соглашение о военном сотрудничестве между Государством Израиль и Королевством Марокко. Это первый прецедент открытого соглашения в сфере безопасности между двумя государствами, негласное сотрудничество между которыми существует уже достаточно давно.

Еще в 1986 году тогдашний министр иностранных дел Израиля Шимон Перес посетил Марокко, где встретился с королем Хасаном II. Однако официально дипломатические отношения между двумя странами были установлены лишь в 1995 году, после подписания Норвежских соглашений между Израилем и ООП. С 90-х годов активно развивается торговля между Израилем и Марокко. Марокко импортирует из еврейского государства, прежде всего, сельскохозяйственную технику, а также компьютерное оборудование и программное обеспечение. В 2000 году, в связи с так называемой интифадой аль-Акса Марокко — под давлением других арабских государств — разорвало дипломатические отношения с Израилем. Тем не менее, двусторонние торговые связи сохранились, хотя официально их объем уменьшился. Более того, Марокко проложило принимать израильских туристов (от 30 тысяч до 45 тысяч человек в год), преимущественно, но не только еврейских репатриантов из Марокко и их родившихся в Израиле детей.

В декабре 2020 году при посредничестве американской администрации президента Дональда Трампа было подписано соглашение о восстановлении дипломатических отношений между Государством Израиль и Королевством Марокко. Одновременно были подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве в сферах водного хозяйства, здравоохранения и торговли. В июле 2021 года начались прямые авиарейсы между Марокко и Израилем, а в августе, во время визита в Марокко министра иностранных дел Израиля Яира Лапида было объявлена о повышении уровня дипломатических отношений между двумя странами до уровня посольств.

Двустороннее сотрудничество между Израилем и Марокко в сфере безопасности существовало и раньше, однако информация о нем редко попадала в СМИ. Известно, что в апреле 2020 года  Марокко закупило в Израиле беспилотные разведывательные летательные аппараты IAI Heron (в Израиле известен под названиями «Махац-1» и «Шоваль» на сумму 50 млн  долларов США. Известно также, что в июле 2021 года между Марокко и Израилем было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в сфере кибернетической защиты. Официальный визит министра обороны еврейского государства в Марокко сам по себе стал символом перехода двусторонних отношений на качественно новый уровень. Подписание же договора о сотрудничества в сфере безопасности придало ему реально осязаемую форму.

В связи подписанием этого соглашения начальник военно-политического отдела Министерства обороны Израиля Зогар Плати заявил на пресс-конференции  для израильских журналистов, сопровождающих министра обороны Бени Ганца в его визите в Марокко: «Мы подписали договор о стратегическом союзе тех, кто знает, что они делают. (…) Мы являемся свидетелями беспрецедентного события, ставшего одной из вершин соглашений Авраама (речь идет о достигнутых в прошлом году при посредничестве американской администрации президента Дональда Трампа соглашения о нормализации отношений между Израилем и рядом арабских государств, прежде всего, ОАЭ и Бахрейном. Называются так, поскольку, согласно, как Библии, так и Корану, и евреи, и арабы являются потомками праотца Авраама/Ибрагима – В.Ч.). (…) Самолет с военной делегацией, включающей офицеров в форме и министра обороны, который открыто приземляется в Марракеше и который встречает вся военная и политическая верхушка Марокко – министр иностранных дел, министр обороны, начальник внешней разведки, начальник генерального штаба армии. Это событие, подобного которому мы не видели в прошлом. Я горжусь возглавляемым мною военно-политическим отделом, работа которого привела к планированию и осуществлению этого визита. Это волнующее событие, имеющее долгосрочное значение для наших интересов в (Ближневосточном – В.Ч.) регионе и для в частности для соглашений Авраама. Надо дать заслуженный кредит поколениям сотрудников служб безопасности и других учреждений, которые построили существующие здесь инфраструктуры. (…) У Израиля есть моральный долг по отношению к Марокко, которое на протяжении многих лет принимало евреев, защищало их и защищало их традиции. Это основа. (…) Марокко борется против терроризма на нескольких фронтах на протяжении многих лет. Это государство, которое боролось против «Аль-Каиды» и организаций, связанных со Всемирным джихадом. (…) Соглашение, которое мы подписали с Марокко, даст нам возможность сотрудничать в проведении учений и в обмене информацией. (…) Это соглашение даст нам возможность помочь им в том, что им нужно от нас, естественно, с учетом наших интересов в (Ближневосточном – В.Ч.) регионе. (…) Израиль заинтересован в расширении сотрудничества в (Ближневосточном – В.Ч.) регионе, в том числе в сфере безопасности. (…) Это позволит углубить направления сотрудничества, положенные в основу соглашений Авраама».

Пожелавший остаться анонимным  высокопоставленный представитель Министерства обороны Израиля заявил по тому же поводу: «Отношения с Марокко основываются не на продаже вооружений, а на укреплении наших связей в регионе и построении долгосрочных связей, которые станут краеугольным камне в обеспечении безопасности Израиля. (…) Израиль не полагается ни на какое другое государство, кроме себя, в том, что касается обеспечения его безопасности, но всякий союз может помочь нам в обмене информацией и потенциалами, а также в построении наших связей в регионе. (…) Отношения Марокко с Соединенными Штатами крепки, а связь с Израилем – это еще один элемент, который может помочь им».

В заключение представляется уместным упомянуть о том, что, в отличие от большинства арабских государств, в Марокко сохранилась организованная еврейская община численностью немногим более 2 тысяч человек. Она сосредоточена главным образом в Касабланке. Министр обороны Израиля Бени Ганц встретился в ходе своего визита с лидерами местной еврейской общины. Подавляющее большинство марокканских евреев репатриировалось в Израиль в 50-х–60-х годах. Численность израильтян марокканского происхождения оценивается сейчас почти в полмиллиона человек. Вторая по величине община марокканских евреев (около 40 тысяч человек) проживает сейчас во Франции.