- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О гуманитарной ситуации в Южном Судане

Осенью 2021 года Южный Судан оказался в эпицентре третьего с 2019 года сильнейшего наводнения, вызванного климатическими катаклизмами и подрывающего социально-экономическую стабильность страны наряду с продолжающимся внутренним конфликтом. Известно, что Южный Судан по классификации ООН входит в пятерку наиболее уязвимых от климатических изменений стран мира.

По оценкам ООН, по состоянию на 15 ноября с.г. пострадавшими от наводнения в стране оказались как минимум 810 тысяч человек, что обострило гуманитарные нужды и особенно ситуацию с обеспечением продовольственной безопасности. По географическому охвату наводнение затронуло почти половину страны – как минимум 33 из 78 регионов. Наиболее остро последствия наводнения ощущаются в таких провинциях как Джонглей, Юнити и Верхний Нил, где в среднем наводнение затронуло не менее 75% населения.

Климатические катаклизмы оказывают растущее негативное воздействие на общую гуманитарную ситуацию – сегодня в гуманитарной помощи нуждаются не менее 8.3 млн граждан Южного Судана, что составляет 75% населения страны. Наряду с этим, в 2021 году острое недоедание испытывает 1.4 млн детей в возрасте младше 5 лет. Под воздействием наводнения власти и ООН вынуждены закрывать крупнейшие и густонаселенные лагеря беженцев. Буквально накануне была свернута деятельность одного из крупнейших лагерей Альгана в провинции Белый Нил, который был открыт только в феврале с.г.

Еще более негативное воздействие климатические катаклизмы оказывают на рост насилия и гражданского конфликта. В упомянутых выше трех наиболее пострадавших от наводнений провинциях – Джонглей, Юнити и Верхний Нил – активизировались вооруженные конфликты, особенно среди молодежи. Фиксируются частые случаи физического насилия, в том числе сексуального, а также эксплуатации детей. Закрытие школ и других культурно-образовательных учреждений, и общее отсутствие занятости среди молодежи провоцирует такое насилие.

Наконец, такие спровоцированные наводнением факторы как отсутствие продовольствия, зараженная вода, отсутствие санитарно-гигиенических средств создают идеальные условия для распространения различных болезней, в том числе малярии, тифа и пневмонии, не говоря уже о коронавирусе, уровень вакцинации от которого остается одним из самых низких в мире.

Гуманитарное реагирование мирового сообщества на ситуацию в Южном Судане в целом осуществляется,  но пока оно неадекватно имеющимся и неизменно растущим гуманитарным и экономическим потребностям. На сегодня из 810 тысяч пострадавших от наводнения гуманитарную помощь в том или ином виде получило только 310 тысяч человек. Требуются значительные финансовые и человеческие ресурсы, чтобы охватить помощью всех пострадавших. В секторе продовольственной безопасности главная проблема – дефицит продовольствия на складах для срочного охвата 800 тысяч пострадавших от наводнения – в ноябре продовольственную помощь получило только 450 тысяч из них. Также ООН была вынуждена сократить рационы питания, направляемые внутренне переселенным лицам и беженцам. Таким образом, сегодня обострение продовольственной ситуации по масштабам сегодня напоминает т.н. «тощий», межурожайный сезон с марта по август, когда традиционно наблюдается сезонный дефицит продовольствия.

В секторе здравоохранения более 2 млн человек сегодня не имеют доступа к базовым здравоохранительным услугам. Большая часть этой категории – уязвимые дети, беременные женщины и кормящие матери. По оценкам ООН, более 50% охваченных наводнением провинций Южного Судана представляют потенциальную угрозу как очаги распространения холеры. В секторе питания неспособность гуманитарных организаций обеспечить своевременно важным терапевтическим питанием представителей уязвимых групп населения создают риски для 270-300 тысяч девочек младше 5 лет, кормящих матерей и беременных женщин. В образовательном секторе непосредственно в результате наводнения доступа к школам лишилось почти 70 тысяч детей, и порядка 111 школ были закрыты и эвакуированы. Сложной остается санитарно-эпидемическая ситуация, особенно для 100 тысяч новых вынужденно переселенных лиц.

При этом, климатические прогнозы неутешительные: по экспертным оценкам, сильные ливни и наводнения продолжатся в стране до конца 2021 года. Это означает, что гуманитарному сообществу понадобится удвоить усилия по оказанию срочного содействия Южному Судану, чтобы избежать гуманитарной и экономической катастрофы. Гуманитарные проблемы напрямую влияют и на рост насилия и вооруженного межкланового противостояния в стране, что проявляется в том числе в форме растущих протестов и оппозиционных настроений против властей в Джубе, что ставит под угрозу устойчивость политических соглашений и договоренностей о прекращении огня, достигнутых в 2019 году. Буквально накануне президент С.Киир уволил без объяснения причин министров внутренних дел и финансов, а ранее в сентябре отправил в отставку главу внешнеполитического ведомства. Одновременно в августе была свернута деятельность крупной общественной организации Sudd, которая преимущественно состояла из представителей гражданского общества, требующих реформ и политических изменений в стране (позже в ноябре с.г. эта организация смогла возобновить свою работу). Несмотря на заявления руководства страны о приверженности мирным соглашениям и нежелании властей и оппозиционных сил возвращаться к вооруженному противостоянию, вызванный последствиями наводнения экономический шок и рост голода могут послужить своего рода спусковым крючком для новой волны внутриполитической дестабилизации. Косвенно в пользу этого сценария свидетельствует недавний новый рост насилия в зонах, подверженных наводнению, особенно в среде беженцев и внутренне переселенных лиц.