- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о Саммите Тюркского совета в Стамбуле. Часть 11

12 ноября с.г. в районе Стамбула, на так называемом Острове демократии и свободы в Мраморном море, состоялся Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Продолжаем делать обзор этого мероприятия, которое представляется крайне важным не только для Турции, но и для значительной части постсоветского пространства, получается, включая Россию. Не будет преувеличением сказать, что 8-й по счету Саммит, теперь уже, Организации тюркских (в турецком языке – «турецких») государств, получился «историческим» и имеющим далеко идущие последствия.

Часть 10 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=81385 [1].

Напомним, что, в прошлой части нашей публикации, мы приступили к рассмотрению к совместной Декларации Восьмого саммита Организации тюркских государств, состоящей из 121 (!) пункта, под которыми подписались главы стран-членов ОТГ.

Напомним, что мы полностью процитировали раздел документа, который озаглавлен как «Сотрудничество в политических вопросах, во внешней политике и в вопросах безопасности».

Особое внимание обратили на себя внимание задача по подготовке «Стратегической дорожной карта Организации тюркских государств на 2022-2026 годы», а также единодушная поддержка странами ОТГ Азербайджана в его «Отечественной войне». Мы не раз говорили о том, что эта история успеха – один из краеугольных камней, которые Турция заложила в фундамент здания Организации тюркских государств – то самое «чувство локтя», о котором на мероприятии в Стамбуле говорил лично президент Азербайджана И. Алиев.

Разумеется, Туркменистан – одна из важнейших для ОТГ стран-потенциальных участниц. Потому что именно он обеспечивает географическую связь по коридору Восток – Запад. Так что, приветствия в адрес Туркменистана, который стал государством-наблюдателем смотрятся более чем уместными. Следующим шагом, разумеется, должны стать усилия по тому, чтобы страна стала полноценной участницей тюркского союза – и, как представляется, Туркменистан вступит в эту организацию на правах полноправного члена, причем, уже не за горами.

Неудивительным является то, что в совместной Декларации появился пункт про Кипр с упоминанием турецкой просьбы приглашать турок-киприотов для участия в последующих Саммитах мероприятия.

Тут, конечно, кипрский вопрос может рассматриваться в качестве, своего рода, лакмусовой бумаги для «подлинно партнерских отношений» в тюркском союзе. Ибо, пригласить киприотов-турок для участия в Саммитах ОТГ может рассматриваться как признание государственности Турецкой Республики Северного Кипра, на что, до сих пор, не пошла ни одна страна мира, включая и «братский» для Турции Азербайджан.

Эта ситуация сильно напоминает таковую для признание дружественными России государствами нахождения Крыма в составе РФ – когда даже самая близкая Беларусь изворачивается до последнего, лишь бы не сказать «признаю». Так же и здесь, но с тем отличием, что есть, все же, возможности пригласить наблюдателей с Северного Кипра на саммиты ОТГ, если они, допустим, они будут там представлять северо-кипрскую общину. На большее, похоже, туркам пока рассчитывать не приходится. Однако, даже и это – может рассматриваться в качестве шага в желательном для Турции направлении. Кроме того, один из Саммитов ОТГ может быть проведен на Северном Кипре или же можно организовывать визиты делегаций стран ОТГ на полуостров. В общем, в этом смысле, Турция идет параллельными курсами с Россией.

Крайне любопытно, что Северный Кипр был «аккуратно упакован» между Азербайджаном и Кыргызстаном и поддержкой в их адрес в своих территориальных спорах. Это — хороший сигнал всем участницам ОТГ, что завтра «неприятность» может случиться и у них и лучше идти на некоторые уступки и размены, поступаясь даже где-то своими интересами и рискуя (как в случае признания Северного Кипра – прим.). Тем более, что «Россия – непредсказуема», как показал Крымский процесс, а, следовательно, по поводу своих территорий «нервничать стоит всем».

Совершенно очевидно, что Венгрия становится для ОТГ «окном в Европу». В этом смысле, крайне удачным является и то, что венгры, как следует из заявлений её руководства (см. предыдущие публикации), чувствуют себя «ущемленной стороной» в Европе в плане признания величия её истории. Тут, конечно бы, европейцам следовало бы проводить более толерантную, столь свойственную им, политику. Глядишь, и не возникло бы ситуации, когда «чувство локтя» у Венгров возникло именно в ОТГ. Понятно, что для последней Венгрия – это, буквально, находка и первое, что будет сделано это организован Саммит ОТГ и Вышеградской группы. На уровне руководства стран – именно молодые страны – участницы ЕС для Турции являются более удобными партнёрами для диалога, чем «старая Европа», с кем нынешнее турецкое руководство договориться, очевидно, не может.

Мы не раз говорили и писали о том, что Турция стремится быть, своего рода, гарантором безопасности для стран Центральной Азии в связи с событиями, развернувшимися в Афганистане. Отсюда следуют и эти заявления президента Р.Т.Эрдогана о том, что между Турции и Афганистаном, в вопросе религии, «нет принципиальных различий» и попытки, если не создать, то, во всяком случае, имитировать «особый диалог» между собой и талибами. Чтобы рассматриваться во внешнем мире в качестве «точки входа» в Афганистан и возможного переговорщика на перспективу, в том числе, и в странах-участницах ОТГ.

Тема так называемой «исламофобии» — это, разумеется, то, с чем Турция идет на каждую площадку, где она участвует даже в качестве зрителя, не говоря уже о случаях, где она – один из организаторов. Этот вопрос за последние годы заметно «прибавил в узнаваемости», чтобы приблизиться к критической массе, за которой исламофобия, как явление, станет уже признанной в мире проблемой, с которой начнется глобальная борьба. Пока же Турция продолжает свои усилия и включает соответствующие положения в документы, подобные Декларации Саммита ОТГ.

И, наконец, формулировка, которая должна нас в этом разделе интересовать особо. Цитируем:

«Поручили продолжить консультации по вопросам безопасности в рамках Организации тюркских государств на регулярной основе между соответствующими властями государств-членов для обеспечения тесной координации и сотрудничества по вопросам безопасности, представляющим общий интерес».

Эта фраза может рассматриваться как (возможный) предвестник превращения ОТГ в военно-политических блок. Пока же здесь идет речь о консультациях, которые, впрочем, при наличии практических результатов деятельности, могут способствовать дальнейшему сближению стран ОТГ. Подчеркнем, что Нагорно-Карабахская война стала драйвером для нынешнего сближения между Турцией и Азербайджаном (в этом смысле, надо отдать должное прозорливости турецкого руководства, которое, даже под давлением США, не пошло на односторонний «сепаратный мир» с Арменией, поставив решение проблемы Нагорного Карабаха во главу угла – И.С.). Аналогичным образом, можно сказать, что дальнейшее военно-политическое сближение стран ОТГ будет, в немалой степени, зависеть от внешних вызовов и угроз.

Следующий раздел документа озаглавлен как «Экономическое и отраслевое сотрудничество».

Цитируем документ. Итак, «Стороны:

«22. Сохраняют приверженность цели создания благоприятных условий между государствами-членами путем принятия необходимых мер для содействия взаимной торговле и инвестициям и поручают соответствующим органам выполнять решения, принятые на 10-м совещании министров экономики, состоявшемся 10 сентября 2021 года в Баку и совместном заседании министров экономики / торговли и глав таможенных администраций, которое состоится онлайн 6 мая 2020 года.

  1. Поздравляют Кыргызскую Республику с успешным проведением Первого экономического форума Европейский Союз — Центральная Азия 5 ноября 2021 года в Бишкеке, как нового пути экономического сотрудничества и взаимодействия.
  2. Поручают соответствующим министерствам государств-членов завершить работу над Соглашением об учреждении Тюркского инвестиционного фонда на основе принципа равных капитальных вложений и равных прав голоса, которое должно быть подписано не позднее 1 сентября 2022 года.
  3. Поощряют разработку предложений по увеличению товарооборота между государствами-членами и государствами-наблюдателями с учетом продолжающейся реализации ограничений, связанных с COVID-19, и разработают предложения по совместным проектам по развитию деловой практики, особенно, между малым и средним бизнесом государств-членов и государств-наблюдателей во время пандемии.
  4. Поручают соответствующим органам государств-членов ускорить их работу по завершению «Документа о стратегии упрощения процедур торговли» с помощью «Рабочей группы», которая будет создана, согласились работать над созданием Тюркских торговых домов (TTД) для увеличения объема внутренней торговли, экспортного потенциала и инвестиций государств-членов и государств-наблюдателей, а также поручают соответствующим правительственным органам разработать новые инициативы для увеличения взаимодополняемости торговли и устранения количественных ограничений и нетарифных мер между государствами-членами.
  5. Приветствуют деятельность Тюркской торгово-промышленной палаты (TCCI) по укреплению сотрудничества между частным сектором в тюркском мире, включая: внеочередную встречу, организованную на тему «Новая эра социально-экономического развития в Азербайджане» 2 ноября 2020 года в Баку, гуманитарную помощь от имени Организации тюркских государств гражданскому населению города Барда, пострадавшего от атак Армении во время 44-дневной Отечественной войны, 3-ю Генеральную ассамблею TCCI и бизнес-форумы, организованные совместно с Секретариатом в Баку и в Будапеште в 2021 году. Призывают палаты-члены TCCI назначить представителей в Секретариат TCCI и приветствовали открытие Ташкентского филиала Университета TOBB экономики и технологий в Узбекистане при его поддержке.
  6. Призывают к осуществлению «Меморандума о взаимопонимании между правительственными органами государств-членов Совета сотрудничества тюркоязычных государств относительно обмена информацией и опытом в области различных типов экономических зон».
  7. Приветствуют приглашение Казахстана участвовать в особой экономической зоне «Turansez» для тюркских государств, которая будет создана в Туркестане с целью укрепления экономического сотрудничества и взаимосвязи между тюркскими государствами, в том числе через Международный средний транскаспийский коридор Восток – Запад.
  8. Обратили внимание на первую публикацию Организации тюркских государств «Инвестиционный климат и взаимодополняемость международной торговли государств-членов Тюркского совета», подготовленную в сотрудничестве с SESRIC, и поручили Секретариату подготовить предложения по новым темам для будущих публикаций.
  9. Приветствуют присоединение Узбекистана к «Меморандуму о взаимопонимании между государственными органами для малых и средних предприятий Организации тюркских государств-членов» и соглашаются укреплять сотрудничество между агентствами по развитию малого и среднего бизнеса государств-членов в рамках Организации тюркских государств.
  10. Высоко оценили организацию Первого форума молодых предпринимателей в Ташкенте 19-20 сентября 2021 года и поручили соответствующим учреждениям государств-членов продолжить организацию этого форума с целью поддержки молодых деловых людей членов и наблюдателей Организации. Рекомендовали подготовку проектов поддержки по расширению экономических прав и возможностей женщин.
  11. Поручили соответствующим министерствам государств-членов инициировать сотрудничество в области зеленых технологий и умных городов в многостороннем формате.
  12. Поручили соответствующим министерствам государств-членов укреплять многостороннее сотрудничество для устойчивого развития сельского хозяйства и стабильного снабжения продовольствием в регионе. Предложили государствам-членам и государствам-наблюдателям представить предложения о сотрудничестве в области безопасности пищевых продуктов.
  13. Призвали к расширению сотрудничества в энергетическом секторе, включая расширение сотрудничества в области возобновляемых источников энергии.
  14. Подчеркнули важность энергетической безопасности государств-членов за счет усиления взаимосвязанности энергетических проектов и рассмотрения взаимосвязи как ключевого элемента в будущих инфраструктурных проектах.
  15. Поддержали итоги Первого совещания министров энергетики Организации тюркоязычных государств, состоявшегося 24 февраля 2021 года (виртуально), и подчеркнули значительный потенциал для укрепления развития сотрудничества в области возобновляемых источников энергии, энергоэффективности, совершенствования регулирования в сфере энергетики и рыночной деятельности, и поощрения расширения возможностей установления связей между государствами-членами. Поддержали разработку предложений по сотрудничеству в области возобновляемой энергетики с экскурсиями и ознакомительными поездками.
  16. Поддержали итоги совещания по видеоконференции и Пятого совещания министров транспорта, состоявшихся соответственно 30 апреля 2020 года и 14 октября 2021 года в Будапеште. Дали указание соответствующим учреждениям государств-членов продолжать создавать благоприятные условия и упрощать административные процедуры, направленные на то, чтобы сделать Транскаспийский международный средний коридор Восток-Запад более эффективным, устойчивым и бесперебойным маршрутом.
  17. Поручили доработать «Соглашение о международных комбинированных грузовых перевозках между государствами-членами Организации тюркских государств» в качестве важного шага для облегчения транспортных операций по Транскаспийскому международному среднему коридору Восток-Запад.
  18. Отметили Зангезурский коридор как появляющуюся возможность для улучшения сообщения в рамках Транскаспийского международного среднего коридора Восток-Запад и настоятельно призвали соответствующие органы государств-членов поддержать усилия правительства Азербайджанской Республики по его скорейшей реализации.
  19. Высоко оценили солидарность государств-членов и государств-наблюдателей в обеспечении устойчивости торгово-экономических отношений во время пандемии, особенно в обеспечении бесперебойной работы транспортных коридоров, таможенно-пограничных контрольно-пропускных пунктов и логистических центров, подчеркнули волю к продолжению совместной работы для дальнейшего улучшить эти условия.
  20. Подчеркнули важность укрепления сотрудничества в гражданской авиации и призвали соответствующие органы упростить административные процедуры для операций авиакомпаний, увеличить количество рейсов в зависимости от спроса между государствами-членами и способствовать диверсификации авиатранспортных связей между государствами-членами и государствами-наблюдателями. .
  21. Приветствовали включение порта Мерсин, Universal Logistics Services (Ташкент), Ахтач (Андижан) и Термезского грузового центра (Сурхандарья) в процесс Организации портов-побратимов тюркских государств, поддерживали итоги Четвертого совещания портов-побратимов Организация тюркских государств, организованного 6 сентября 2021 года в Самсуне, и поощрили более глубокое сотрудничество между портами-побратимами Организации тюркских государств, а также сухими и морскими портами других тюркоязычных государств».