- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О конференции по политике и безопасности Института стратегии и политики (IPS) Университета Райхмана. Часть 2

Институт стратегии и политики (Institute for Policy and Strategy, IPS) при Университете Райхмана в Герцлии 23 ноября с.г. провел конференцию на тему «Какая стратегия нужна Израилю?», в ходе которой эксперты и политики попытались определить оптимальное поведение Израиля в условиях «безопасности и политического спокойствия сегодня, и растущих угроз с разных направлений завтра»[i] [1].

Бретт Макгерк, координатор Совета национальной безопасности Белого дома по Ближнему Востоку и Северной Африке (которого президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал «режиссером террористических организаций», а Амос Гилад отметил как того, кто «внес огромный вклад в разгром ИГ в обеспечении национальной безопасности США»), сказал, что США «полностью привержены безопасности Израиля». Но когда А.Гилад спросил его о том, что именно в Америке имеют в виду под военной угрозой в случае провала переговоров с Ираном по возвращению к ядерной сделке, он ответил уклончиво и привел высказывание президента США Джо Байдена: «Мы готовы использовать другие варианты, если дипломатия потерпит неудачу, но на данный момент мы по-прежнему твердо привержены дипломатическому курсу». «Никто в администрации Байдена не питает иллюзий по поводу Ирана», – добавил Макгерк. «Иран не друг. Это противник… Конечно, деэскалация работает только в том случае, если у вас есть сдерживающий потенциал. Таким образом, мы привержены тому, чтобы все наши партнеры на Ближнем Востоке имели возможность защищать себя, продвигаясь по пути деэскалации». Признав дестабилизирующие действия Ирана на Ближнем Востоке, он также признал, что международные санкции против Тегерана «не работают в полной мере». По его словам, в то время как Трампа занимал максималистскую позицию в отношении Ирана, администрация Байдена работает над тем, чтобы «вернуться к основам» и сосредоточиться на «разумной политике, разумном управлении государством»[ii] [2].

Генерал (в отставке) Джозеф Вотел, бывший командующий Центральным командованием вооруженных сил Соединенных Штатов (2016-2019), отметил, что недавний перевод Израиля из ведения Европейского командования ВС США в CENTCOM является позитивным шагом. Это объясняется стремлением США  выстроить систему безопасности в регионе путем нормализации отношений между еврейским государством и странами Персидского залива перед лицом иранской угрозы.

Боаз Ганор, основатель и исполнительный директор Института борьбы с терроризмом (Institute for Counter Terrorism, ICT) при Университете Райхмана, попросил Вотеля прокомментировать существующие мнения по поводу уменьшения роли США на Ближнем Востоке на протяжении последнего десятилетия. В частности, точку зрения, согласно которой агрессивное поведение Ирана – атака по саудовским нефтеперерабатывающим предприятиям, сбитый американский дрон – так и осталось без ответа со стороны США; а заявленный Вашингтоном успех в борьбе с ИГ в Ираке и Сирии на самом деле является результатом деятельности «оси зла» в лице России и Ирана.

По словам Вотеля, несмотря на то, что Америка сконцентрирована на Китае, это не означает, что нужно отвернуться от Ближнего Востока. У США ряд интересов в этом регионе, которые никуда не делись и которые нужно продолжать отстаивать. Это прежде всего стратегическая для США задача сдерживания Ирана и недопущение приобретения им ядерного оружия, обеспечение того, что нестабильная ситуация в Сирии не перекинется на союзников США и не навредит их интересам.

Американский генерал заявил, что «сдерживание авантюризма Ирана в регионе и предотвращение получения им ядерного оружия отвечает интересам национальной безопасности Соединенных Штатов». Он подчеркнул, что США намерены «прекратить нестабильность в регионе» и обеспечить безопасность еврейского государства. Он признал обеспокоенность Израиля по поводу сдержанной политики США в отношении Ирана, но настаивал на наличии «устойчивых взаимных интересов».

Что касается переговорного процесса с Ираном и зависимость его успеха от демонстрации Ирану военных возможностей, Вотел сказал: «Нам нужно посмотреть, как будут проходить переговоры, как мы будем продвигаться вперед в этой конкретной области». «Возможность продемонстрировать и применить военный потенциал и нашу способность вернуть силы в регион является важным инструментом для наших дипломатов и гражданского руководства по мере продвижения вперед». «Жизненно важно, чтобы мы продолжали это делать. Мы действительно должны регулярно демонстрировать нашу способность приводить людей в регион [и демонстрировать], что мы можем защитить наши интересы», – добавил он.

Вотел поддерживает проведение переговоров с Ираном: «Как военный офицер, я действительно считаю, что у нас должен быть способ вести диалог с нашими противниками, когда мы работаем над решением напряженных вопросов безопасности». Он привел в пример Сирию, где «борьба США с ИГ» велась в очень важном и тесном взаимодействии с Россией, что свидетельствует о наличие каналов связи для решения стратегических вопросов безопасности.

Б.Ганор спросил у Вотеля, какой совет он мог бы дать израильскому руководству в контексте иранской угрозы и дискуссий по поводу того, что пора бомбить иранские ядерные объекты. По мнению американского генерала, Израилю следует поддерживать тот уровень возможностей, который он в настоящее время демонстрирует в противостоянии угрозам на его границах, на что он имеет право. Он полагает, что в этом отношении «Авраамовы соглашения» предоставляют Израилю огромные возможности, т.к. нормализация прокладывает путь договоренностям в области безопасности. В частности, США, Израиль и региональные страны-партнеры проводят морские учения и планируют совместные маневры своих ВВС. Такое взаимодействие обеспечивает лидерство Америки в  регионе и мощь перед лицом Ирана. Б.Ганор поддержал его в этом подтверждении необходимости создания регионального аналога НАТО для противодействия иранской угрозе[iii] [3].

О «русском вызове» на Ближнем Востоке с позиции США рассуждал Мэтью Рожански, директор Института Кеннана при Международном центре им. Вильсона, Вашингтон (округ Колумбия), генерал-майор Амос Гилад, исполнительный директор IPS и Ксения Светлова, ведущий научный сотрудник Института политики и стратегии.

По мнению М.Рожански, недостаточно просто рассматривать действия России на Ближнем Востоке, следует учитывать более широкий контекст российско-американских отношений. По его словам, суть американской политики в отношении России, сформулированной президентом США Джо Байденом, заключается в следующем:

— если Вашингтону будет выгодно взаимодействовать с Россией, он это будет делать;

-если Россия будет угрожать, ей будут противостоять и давать отпор;

— США должны гарантировать обеспечение своих интересов и союзников.

В Сирии военные США и России договорились не провоцировать друг друга и не пересекать красные линии, чтобы избежать столкновения. С политической точки зрения наметились признанные обеими сторонами общие позиции относительно нежелательности закрепления Ирана на сирийской территории, растущих угроз безопасности Израиля, возрождения ИГ в Сирии и в других частях региона. По его словам, в Вашингтоне признают роль России на Ближнем Востоке.

По поводу американо-израильских отношений он отметил, что у США нет возможности присутствовать всегда и везде в регионе. В Америке вызов со стороны России видят в Европе, где «происходит наращивание сил на границе с Украиной. Крайнюю озабоченность Белого дома вызывает кризис на белорусско-польской и белорусско-литовской границе, а также продолжающийся энергетический кризис». Все эти факторы, говорит М.Рожански, заставляют США более фокусироваться на российской угрозе в Европе, а не на Ближнем Востоке.

Ксения Светлова задала вопрос Амосу Гиладу по поводу возможности Израиля маневрировать между США (с концентрацией их внимания на Китай и Россию) и русскими как новыми соседями Израиля (с территории Сирии). По его словам, с позиции Израиля, главной стратегической угрозой является Иран, который в случае приобретения ядерного оружия превращается в экзистенциальную угрозу. Таким образом для еврейского государства угроза исходит от действий иранцев в регионе и возможного начала распространения ядерного оружия.

А.Гилад полагает, что в Сирии Израилю повезло, т.к. на ее территории удалось установить эффективный механизм взаимодействия с русскими, которые недовольны укреплением Ирана в этой стране, поэтому демонстрируют молчаливое согласие с действиями Израиля на сирийской земле. Израильское военно-политическое руководство, в свою очередь, должно учитывать присутствие русских в Сирии и их красные линии. «Это не официальная политика России, но анализ ситуации свидетельствует о российско-израильской кооперации на основе решения определенных задач», – говорит израильский эксперт. По словам А.Гилада, «Иран стремится захватить Сирию и Голанские высоты, чтобы создать враждебный Израилю фронт». В этих условиях, визит премьер-министра Нафтали Беннета в Сочи в октябре этого года является важным свидетельством наличия тесного взаимодействия с Россией, которое необходимо продолжать.

По мнению К.Светловой, нынешний период времени характеризуется совпадением интересов не только России и Израиля, но и арабских суннитских государств, заинтересованных в предотвращении усиления Ирана в регионе. В частности, иорданский король Абдалла II и наследный принц ОАЭ Мухаммад бен Заид прилагают усилия по недопущению попадания Дамаска в зависимость от иранцев. Вопрос заключается в том, сделают ли они необходимые вложения в инфраструктуру Сирии, что на данный момент представляется маловероятным в виду дестабилизации в этой стране. Она упомянула другое «слабое звено» – Ливан, падение которого арабские страны попытаются не допустить. Но для этого им придется сотрудничать, что под большим вопросом.

М.Рожански полагает, что в ближайшее время русские будут вести себя в регионе ситуативно, используя кризисы. Он не думает, что Россия является надежным союзником для региональных акторов, т.к. она преследует конъюнктурные интересы. Тем самым Москва отличается от Вашингтона, который имеет постоянные интересы и отношения на Ближнем Востоке, в первую очередь с Израилем.

Комментарий А.Гилада заключался в следующем. Израилю необходимо продолжать координировать свои действия с Россией в Сирии в противостоянии Ирану и его прокси, но при этом, «бесспорно, поддерживать отношения с единственным союзником и столпом безопасности еврейского государства – США». Россия должна помочь предотвратить получение Ираном ядерного оружия[iv] [4].

В данном случае, видный израильский эксперт подчеркивает важность и необходимость для Израиля поддерживать взаимодействие с Россией в решении иранской проблемы на территории Сирии, тогда как политики – премьер-министр Н.Беннет и министр обороны Б.Ганц (о чем говорилось в Части 1) – отмечают исключительно роль США.

[i] [5] Security & Policy Conference: What Strategy Does Israel Need? — https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/2021/2021-conference-main.aspx?utm_source=Conference&utm_medium=ips2@idc.ac.il&utm_campaign=conference2021

[ii] [6] ‘The world won’t lift a finger’ against Iran, former Israeli national security official says // JNS. 24.11.2021 — https://www.jns.org/the-world-wont-lift-a-finger-against-iran-former-israeli-national-security-official-says/

[iii] [7] The IDF’s Integration with CENTCOM (American Central Command): An American Perspective — https://www.youtube.com/watch?v=_K6pj_MGSHY

[iv] [8] The Russian Challenge in the Middle East — https://www.youtube.com/watch?v=uak85t1B-I0