- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция Бахрейна на новые иранские заявления

Бахрейн выразил протест по поводу повторяющихся заявлений официальных иранских лиц о том, что Королевство Бахрейн не может рассматриваться как «суверенное и независимое государство, потому что оно должно вновь войти в состав Ирана». Министр иностранных дел Бахрейна шейх Халед бен Ахмед бен Мухаммед Аль Халифа вызвал посла Исламской республики Иран (ИРИ) в Манаме и выразил ему протест по поводу подобных заявлений, затрагивающих независимость и суверенитет его страны. На этот раз речь идет, по словам главы бахрейнского внешнеполитического ведомства, о «возмущении в связи с заявлениями, в которых утверждается, что Бахрейн всегда рассматривался Ираном как его четырнадцатая провинция», сделанными Али Акбаром Натег Нури – председателем следственного комитета при канцелярии «вождя иранской революции». Такого рода заявления были сделаны им в выступлении в связи с тридцатилетней годовщиной исламской революции в Иране, когда было подчеркнуто, что Бахрейн «действительно был провинцией Ирана, а его представитель заседал в Национальном совещательном совете (Меджлис аш-шура аль-ватаний)».

Эта проблема широко обсуждалась в бахрейнских средствах массовой информации, где высказывалось возмущение по поводу того, что иранские власти ничего не делают для того, чтобы прекратить подобные выступления. Они ограничиваются лишь уверениями в том, что эти взгляды не отражают официальной точки зрения. Однако тот факт, что на этот раз с порочащими Бахрейн заявлениями выступил представитель кругов близких к «вождю иранской революции», которого нельзя не считать официальным лицом, меняет картину происшедшего.

В выступлениях бахрейнской прессы подчеркивалось, что, хотя во время официальных встреч с представителями Королевства Бахрейн иранские власти отрицают, что они поддерживают точку зрения тех, кто считает Бахрейн частью Ирана, тем не менее, иранские высшие должностные лица допускают подобные высказывания. Необходимо подчеркнуть, что Натег Нури не только занимает сегодня ответственный пост, но и является лидером консервативного движения своей страны. В прошлом он был спикером иранского парламента, а в 1997 г. выставлял свою кандидатуру на выборах президента страны, во время которых потерпел сокрушительное поражение в борьбе с Мохаммедом Хатами, который тогда и был избран.

Министр иностранных дел Бахрейна во время его встречи с иранским послом в Манаме выразил ему возмущение правительства и народа Бахрейна последними заявлениями, прозвучавшими в Иране. Он подчеркнул, что они противоречат отношениям добрососедства, которые связывают две страны, Уставу ООН, принципам международного права и международным законом, которые призывают к взаимному уважению государств.

Во время встречи министра иностранных дел Королевства Бахрейн с послом ИРИ в Манаме, иранский посол заверил, что «заявления, с которыми выступил Али Акбар Натег Нури, никоим образом не затрагивают суверенитет Бахрейна и его независимость». Иранский посол подчеркнул, что отношения между ИРИ и Королевством Бахрейн основываются на взаимном уважении, и что официальные лица ИРИ «никому не позволят ущемлять суверенитет Бахрейна».

Бахрейнские парламентарии обратились в министерство иностранных дел за разъяснениями в отношении того, какие меры были им приняты ранее по поводу подобных же заявлений со стороны Ирана. В министерстве им сообщили, что 4 февраля текущего года министерство направило запрос иранскому посольству в Манаме с требованием разъяснить позицию его страны в связи, в частности, с заявлениями, с которыми выступил один из депутатов иранского парламента, представляющий провинцию Элам. Он заявил, о том, что Бахрейн является частью Ирана, и подчеркнул неблаговидную роль ООН, которая та сыграла в деле предоставления Бахрейну независимости. Он заявил, что «Бахрейн на протяжении более 40 лет представлял собой часть иранской территории, и он был оторван от нее путем фальсифицированного референдума». Он также сказал, что «если сегодня провести всенародный референдум в Бахрейне, то подавляющее большинство его жителей выступит в поддержку присоединения Бахрейна к его исконной родине Ирану».

Министр иностранных дел Бахрейна подчеркнул, что «подобные заявления носят провокационный характер и не служат интересам развития двусторонних отношений между двумя соседними странами, интересам их народов и интересам укрепления безопасности и стабильности в регионе. Они не соответствуют тем предложениям, которые выдвигает Бахрейн с целью укрепления отношений с Ираном и их развития». Министр также отметил, что «Бахрейн и Иран прилагают усилия к развитию отношений в различных областях, и что подобные заявления не изменят этого направления их политики».

Бахрейнские власти стремятся не акцентировать внимание на подобных заявлениях Ирана с тем, чтобы еще больше не обострить региональную ситуацию. Противоречия между Ираном и соседними арабскими странами нарастают, и это может привести к нарушению региональной стабильности. На протяжении последних лет арабские государства придерживаются этой тактики. Они намеренно замалчивают или же смягчают разделяющие их позиции, выступая с заявлениями о необходимости укреплять добрососедские отношения.

В то же время такая политика правительства не встречает поддержки бахрейнского парламента. Один из его депутатов, представляющий фракцию салафитов, вновь поставил вопрос о необходимости «дать надлежащий отпор последним заявлениям некоторых официальных лиц Ирана». Он призвал положить конец попыткам возродить устремления персидских империй превратить Бахрейн и другие арабские страны в вассалов Ирана.

Обострение отношений между Ираном и Бахрейном имело место и в 2007 г., когда Хусейн Шариатмадари – главный редактор газеты «Кейхан» опубликовал в своей газете статью, в которой он написал, что «Бахрейн принадлежит Ирану». Для того, чтобы урегулировать возникший конфликт, министр иностранных дел Ирана был вынужден совершить визит в Манаму.

С обвинениями в адрес Ирана выступил и Генеральный секретарь ССАГЗ Абдель Рахман Аль-Атыйя. Он заявил, что «некоторые политики в Иране мечтают расширить свою территорию за счет других». А.Р. Аль-Атыйя подчеркнул, при этом, что «эти иранские политики живут вне истории», добавив следующее: «Как можно представить себе, что государство, обладающее полным суверенитетом, член ООН, член Лиги арабских государств и член Совета сотрудничества арабских государств Залива рассматривается в качестве части другого государства? Надо полностью игнорировать историю, географию, международные уставы и международное признание, для того, чтобы выступать поборником таких идей». Генеральный секретарь ССАГЗ призвал иранскую сторону прекратить выступать, как он подчеркнул, с «провокационными и безответственными заявлениями», если он не хочет, чтобы отношения с соседними странами не испортились, так как опасный характер подобных повторяющихся заявлений, затрагивающих суверенитет Королевства Бахрейн, может к этому привести.

Не случайно, что в поддержку Бахрейна выступил Генеральный секретарь региональной организации, политика которой направлена на стабилизацию региональной обстановки и обеспечение региональной безопасности. Хотя каждое из государств-членов этого объединения строит свои двусторонние отношения с соседними странами, в том числе и с Ираном, исходя из своих собственных национальных интересов, тем не менее, организация вырабатывает и общую позицию в отношении политики Ирана. Устремления иранской стороны к доминированию в регионе Залива, усиление его военного потенциала, и, главным образом, его ядерная программа, вызывают обеспокоенность и недовольство соседних арабских стран. Кроме того, между Ираном и одним из членов ССАГЗ – Объединенными Арабскими Эмиратами существует нерешенная территориальная проблема, что также осложняет отношения между Ираном и государствами-членами Совета сотрудничества. В этом контексте провокационные заявления, с которыми выступают представители ИРИ, конечно же, встречают отпор не только Бахрейна, но и его партнеров по ССАГЗ.

Иран ужесточает свою политику в отношении стран региона, которые занимают отличные от него позиции по кардинальным проблемам международных отношений. Если государства-члены ССАГЗ поддерживают общепризнанные принципы, выработанные мировым сообществом, прежде всего, невмешательство во внутренние дела суверенных государств, мирное решение всех конфликтных ситуаций, укрепление сотрудничества с ведущими мировыми державами в различных областях, в том числе и в сфере обеспечения региональной безопасности, то Иран занимает другие позиции. Он критикует современный мировой порядок, отказывается признать существование Израиля, не идет на выполнение требований МАГАТЭ, резко выступает против участия США и европейских государств в обеспечении региональной безопасности. Его вмешательство в дела Ирака усугубляют и без того сложную внутриполитическую ситуацию в этой стране, и вызывает недовольство соседних государств. Демарши Ирана в отношении Бахрейна необходимо рассматривать в контексте его общего внешнеполитического курса. Противоречия с Бахрейном лишь одно из проявлений политики ИРИ.