- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О росте военных бюджетов Алжира и Марокко на 2022 год на фоне их межгосударственного противостояния

По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), на фоне дестабилизации военно-политической обстановки в Северной Африке страны Магриба увеличивают оборонные расходы. Так, в 2022 финансовом году оборонные расходы Королевства Марокко вырастут на 12%, а Алжира ― на 7,8%. Марокканское информационное агентство Morocco World News утверждает марокканское правительство, приступившее к исполнению своих обязанностей только
в октябре 2021 года, планирует выделить на оборону в 2022 году 4,8 млрд евро ― на 11,76% больше, чем в 2021 году. При этом в 2020 году официальный Рабат еще больше увеличивал военные расходы ― на 30%
по сравнению с 2019 годом. Необходимо отметить, что по суммам, указанным в оборонных статьях бюджета, Королевство Марокко в 2022 году побьет рекорд и впервые преодолеет барьер в 50 млрд дирхамов (около 5,5 млрд долл.). Заявления о повышении расходов на оборону происходят одновременно с резким ростом напряженности в отношениях с соседним Алжиром, который с ноября текущего года прекратил поставку газа через Марокко по магистральному газопроводу «Магриб-Европа» (Pedro Duran Farell pipeline), построенному для прокачки газа в Испанию и Португалию. Рабат ищет мирное решение проблемы, вызванной угрозой газовой блокады,   например, за счет реверса газа из Испании. Таким образом, даже не прибегая к «бряцанью оружием» официальный Рабат сможет по факту продолжить генерацию электроэнергии, которую он на 10% производит из алжирского газа.

Показательным является рост экспорта вооружений их США в Марокко. Статистические данные, предоставленные изданием Le Nouvel Afrik со ссылкой на Министерство торговли США, демонстрируют что Вашингтон продал Рабату вооружения на сумму, которая в 2021 году  оказалась более чем в 2 раза больше, чем в 2020 году. С 4 млрд долл. в 2020 году объем экспорта вырос до 8,5 млрд долл.). Кроме того, в Марокко продолжают работать над реализацией долгосрочного плана по созданию национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Le Nouvel Afrik со ссылкой на неназванные источники утверждает, что по некоторым показателям мощности марокканского оборонно-промышленного комплекса уже превосходя мощности ОПК Алжира, однако из источника не становится ясно, по каким показателям производилось данное измерение.
В соответствии с планами модернизации национальных вооруженных сил, официальный Рабат также планирует увеличить количество военнослужащих в сухопутных войсках до 200 тыс. человек, что сделает численность СВ Королевства Марокко вдвое превосходящей численность армии Алжира. Необходимо отметить, что Рабат развивает собственный ОПК при поддержке Испании, несмотря на ряд нерешенных проблем с этой страной. Официальный Рабат обратился за поддержкой к Мадриду в вопросах создания мощностей по производству боеприпасов и автомобильной техники.

Алжир объявил об увеличении своего военного бюджета на 2022 год на 700 млн долл. практически одновременно с западным соседом. Траты на оборону Алжира в следующем году могут составить до 9,7 млрд долл.

Достоверно известно, что начиная с 2013 года Алжир и Марокко, претендующие на роль лидера в Магрибе, активно переоснащают Национальную народную армию (ННА) и Королевские вооруженные силы (КВС) соответственно. По мнению экспертов издания Le Nouvel Afrik, гонка вооружений между странами обусловлена рядом обстоятельств, главное из которых – многолетняя неурегулированность западносахарского конфликта, в котором Марокко противостоит сепаратистскому Фронту ПОЛИСАРИО,
а Алжир принимает на своей территории и оказывает поддержку «сахарским сепаратистам». Обе страны не скрывают, что их военные приготовления нацелены в первую очередь друг против друга, и лишь затем на обеспечение безопасности в Западном Средиземноморье, борьбу с международным терроризмом и др.

В материалах СИПРИ отмечается, что несмотря на сложную социально-экономическую обстановку в каждой из двух стран, и Алжир, и Марокко, затратили колоссальные суммы на закупку и модернизацию вооружений. При этом Алжир остался покупателем преимущественно российского оружия (Алжир является одним из крупнейших партнеров России в сфере военно-технического сотрудничества), Марокко приобретает его главным образом на Западе.

Le Nouvel Afrik  отмечает, что значительная часть закупок для ННА определяется ее статусом постоянно воюющей армии, активно участвовавшей в противостоянии международному терроризму. Вместе с тем, Алжир, располагающий одной из самых современных и мощных армий в Северной Африке (в сравнительном рейтинге специализированного издания Global Fire Power за 2021 год Алжир занимает 27-е, а Марокко – 53-е место), отказался участвовать в саудовской коалиции в Йемене под предлогом того, что такие операции вне национальной территории запрещены конституцией страны. Ранее он также отказался от участия в боевых действиях против джихадистских группировок на территории Мали и Ливии.

В целом о военном бюджете Алжира известно, что только в 2015 году алжирское правительство израсходовало около 13 млрд долл. на закупки новых вооружений и военной техники, что представляло собой более 40% от общей суммы, которую направили африканские страны на данные цели.

В свою очередь, КВС Марокко, как и ННА Алжира находятся в достаточно высокой степени готовности в связи с  боевым действиям против формирований сепаратистов.

В целом, очевидно, что в регионе Северной Африки в перспективе до 2025 года продолжится гонка вооружений между Алжиром и Марокко. При этом, несмотря на большую разницу в численности личного состава вооруженных сил в пользу Марокко, нетрудно предугадать, что победителем из гонки вооружений выйдет именно Алжир, учитывая уровень развития нефтегазодобывающего комплекса данного государства. Тем не менее вооруженный конфликт между двумя странами представляется маловероятным, поскольку ни одна из них не заинтересована
в трансформации латентной проблемы из-за сахарских провинций Марокко
в локальную или полномасштабную войну.