- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О реакции в Израиле на возобновление переговоров по иранской ядерной программе

Спустя более пяти месяцев после приостановки 29 ноября в Вене возобновились переговоры по ядерной программе Ирана.

Ядерная сделка была подписана в 2015 году. В ней, помимо Ирана, участвовали Россия, США, Великобритания, Германия, Китай и Франция. Соглашение предусматривало ограничение ядерной программы Ирана взамен на снятие с Тегерана международных санкций.

В 2018 году экс-президент США Дональд Трамп вышел из сделки и возобновил односторонние санкции в отношении Ирана. Это вызвало критику со стороны остальных участников соглашения. Тегеран в ответ объявил о поэтапном сокращении своих обязательств и вновь приступил к ядерным разработкам.

Нынешний президент США Джо Байден не раз обещал вернуться в соглашение. Для этого ему необходимо отменить антииранские санкции. Вашингтон готов пойти на это, но США хотят, чтобы сначала Иран отказался от ядерных разработок. В свою очередь, Тегеран хочет, чтобы сначала США сняли ограничения.

Накануне глава израильского правительства Нафтали Беннет заявил: «Израиль встревожен готовностью отменить часть санкций и допустить поступление миллионов долларов в Иран взамен на недостаточные ограничения развития иранской ядерной программы».

Так же в преддверии переговоров, как сообщает международный обозреватель новостного сайта Walla Барак Равид, Израиль передал Соединенным Штатам и европейским странам разведданные о том, что Иран предпринял ряд технических шагов по подготовке к обогащению урана до 90% процентов. Такой уровень необходим для производства ядерного оружия. По израильской информации Иран сможет осуществить задуманное всего за несколько недель.

В данный момент Иран обогащает уран до уровня 60%, что намного превышает уровень, допустимой условиями СВПД. Обогащение его до 90 % станет беспрецедентным шагом. Уран, обогащенный до такого уровня, не имеет гражданского применения и предназначен исключительно для производства атомной бомбы.

Израиль также передал США оценку израильских разведслужб, что в ближайшие недели Иран задействует лояльных ему боевиков в Ираке, Сирии и Йемене для совершения атак на американские цели на Ближнем Востоке, чтобы оказать давление на США во время переговоров.

Министр обороны Израиля Бени Ганц 25 ноября, в ходе своего официального визита в Марокко, в своем выступления заявил, что, с точки зрения Израиля «хорошим будет лишь то соглашение, которое ликвидирует недочеты существующего документа относительно ядерного наращивания, разработки оружия и роли Ирана в регионе».

Заявления Бени Ганца прозвучали на фоне публичных разногласий между Вашингтоном и Иерусалимом относительно возобновления непрямых переговоров по ядерной сделке с Ираном.

Политический обозреватель издания «Гаарец» Йоси Мельман пишет о том, нынешняя ситуация по Ирану далека от того, чтобы быть благоприятной для Израиля. «Израиль вскоре может оказаться в полной зависимости от доброй воли Ирана. Израильские политические и военные лидеры, а также руководство спецслужб должны прийти в себя и заняться поиском нестандартных решений иранской проблемы. Именно это должно стать главной задачей руководителя Моссада Давида Барнеа».

Он отмечает, что перед подписанием ядерной сделки в июле 2015 года США, с помощью предоставленных Израилем данных, оказали жесткое давление на любую компанию или страну, уличенную в торговых связях с Ираном. Это были так называемые вторичные санкции. В то время почти все страны мира, включая Китай, избегали торговли с Ираном, опасаясь, что это нанесет удар по их экономическим отношениям с США. Но после того, как США в 2018 году вышли из ядерной сделки, Вашингтон прекратил применять вторичные санкции. Это касается и бывшего президента Дональда Трампа, и его преемника Джо Байдена.

«Таким образом, уже на протяжении нескольких лет США игнорируют нарушение санкций со стороны Ирана. Бывший постоянный представитель США в ООН Никки  Хэйли, входящая в Совет директоров UANI, призывает Белый дом просто выполнить собственные решения и вновь ввести санкции против Китая и других стран, покупающих иранскую нефть», — пишет автор.

По мнению Мельмана у Байдена другие внешнеполитические приоритеты, не связанные с иранской ядерной программой и проблемами Израиля. В этой ситуации Иран может позволить себе ужесточить тон. Поэтому он продолжает обогащение урана с помощью усовершенствованных центрифуг, которые работают быстрее и качественнее, чем предыдущие.

Ведущий политический обозреватель издания «Едиот ахронот» Нахум Барнеа считает, что Израилю не следует ожидать хороших новостей от возобновившихся переговоров с Ираном. Соответственно правительство Израиля должно быть готово к любому варианту развития событий и понимать, что Иран может стать ядерным уже во время его работы.

«Никто в Израиле не предполагает всерьез, что иранские аятоллы действительно планируют сбросить ядерную бомбу на здание тель-авивского генштаба. Дело не в этом. Но каждое правительство Израиля должно иметь в виду, что «ядерное ружье», висящее на стене на данном этапе, может выстрелить в будущем. Америка может давать нам далеко идущие гарантии, но в конце концов непосредственная угроза направлена исключительно против нас. Поэтому будет логичным приложить усилия и средства для сдерживания, обороны, а также для возможной атаки — если предупредительные действия Израиля будут возможными и плата за них будет приемлемой»,— пишет автор.

Он отмечает, что американская делегация возобновляет ядерные переговоры «в пессимистичном расположении духа». Там предполагают, что Тегеран не заинтересован на данном этапе в соглашении: его целью является тянуть время. «Возможно, что там сумеют достичь частичного соглашения, которое временно заморозит обогащение урана взамен на отмену большей части санкций. Среди членов делегации есть споры вокруг подобного сценария, который никто не считает оптимальным».

Так же Барнеа отмечает, что правительство Израиля отвергнет любое соглашение с Ираном: ведь это не только не снимет угрозу, но и освободит иранские деньги, которые можно будет использовать для других военных целей.

Однако, если раньше во главе правительства стоял Биньямин Нетаньяху, который играл ва-банк, хоть эта стратегия себя не оправдала и вёл «мировую войну» против предыдущего ядерного соглашения, пожертвовав при этом исторически сложившейся поддержкой обеих американских партий, сейчас ситуация в корне иная. «Сегодня в Иерусалиме есть другое правительство, и Иран достигнет ядерного потенциала уже во время его работы»,— заключает эксперт.