- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы участия Германии в международных миссиях после транзита власти

Коалиционное соглашение между СДПГ, СвДП и «Зелеными» содержит в себе упоминания о том, как готовящийся сменить А.Меркель кабинет министров видит перспективы участия федеральной республики в международных миссиях под эгидой ЕС и НАТО, в том числе в Африке. При этом документ сосредоточен преимущественно на теоретическом осмыслении проблемы, в то время как о конкретных операциях, о судьбе которых сегодня задается все больше вопросов, договаривающиеся стороны стремятся умолчать. Однако, как кажется, текст все же позволяет сделать предположения о курсе нового правительства ФРГ, прежде всего в Сахеле.

Политический альянс СДПГ, «Зеленых» и СвДП, развивая общую линию на укрепление и унификацию политики внутри ЕС, интегрирует данную задачу и в описание вопросов, связанных с военным присутствием за рубежом. В частности, в коалиционном соглашении отмечается, что ФРГ намерена «помочь выстроить работу» над достижением «амбициозных целей ЕС в области безопасности и обороны», а также поддерживает «более тесное сотрудничество между национальными армиями». При этом согласно документу, большое значением имеет «встраивание гражданских и военных миссий ЕС в общую политическую концепцию, которая учитывает причины конфликта, предусматривает стратегию выхода и находится под контролем парламента».

Данный раздел коалиционного соглашения вызвал чуть ли не самые серьезные возражения со стороны «Левой» партии Германии и, прежде всего, ее представителей в Европейском парламенте. В частности, как отметила вице-президент Комитета по обороне и безопасности  Европарламента Озлем Алев Демирель, новые власти ФРГ готовятся не ограничить или полностью отказаться от иностранного военного присутствия, а наоборот, «“светофор” хочет лучше и эффективнее участвовать в воинах ЕС». Проявляется это, по мнению евродепутата, как в поддержке создания сил быстрого реагирования, так и единых командных структур, что прямо или косвенно отмечено в соглашении. Таким, образом, с точки зрения германского политика курдского происхождения, Берлин готовится включиться в геополитическую борьбу ЕС, в том числе через поддержку вооруженного пути развития конфликтов. Следовательно, данный элемент коалиционного соглашения, как кажется, содержит в себе довольно серьезный потенциал для нарастания противоречий между германскими политическими силами.

Еще один удар по имиджу коалиции, особенно ее «Зеленых» представителей был нанесен разделом, касающимся использования дронов, способных нести вооружения. Ранее указанная фракция в Бундестаге неоднократно критиковала их внедрение, в том числе в контексте аренды БПЛА Heron TP у Израиля. В нынешнем же соглашении, несмотря на оговорки о применении таких беспилотников исключительно для защиты военнослужащих и при условии соблюдения норм международного права, по их эксплуатации три партии пришли к консенсусу. Впрочем, справедливости ради, стоит сказать, что удивление нынешней оппозиции данным разделом после его опубликования выглядит слегка надуманным, поскольку еще в середине ноября в СМИ стала просачиваться информация, что стороны пришли к пониманию и согласились одобрить дроны. Кроме того, в пользу высокой вероятности развития событий по такому сценарию было и то, что мнения СДПГ и СвДП здесь совпали еще ранее.

В целом указанные пункты коалиционного соглашения имеют отношение, прежде всего, к судьбе участия Бундесвера в миссии в Мали, продолжение которой ставилось под вопрос после реализации поспешной и во многом спорной стратегии выхода из Афганистана, а также координации действий в Мали в целом и Сахеле в частности между Францией и Германией, где правительство А.Меркель стремилось не брать на себя слишком большую ответственность. Данной проблематике, равно как и конфликтным регионам Ближнего Востока в рассмотренном документе посвящено лишь несколько строчек. В частности, утверждается, что ФРГ будет продолжать предпринимать меры «во имя безопасности и стабильности в рамках коалиции для Сахеля», параллельно выражая надежу, что «временное правительство Мали выполнит существующие договоренности».

Впрочем, сказанное в концепции в действительности означает довольно много. Так, «коалиция Сахеля» – французский проект, запущенный Парижем для соответствующих государств при поддержке ООН и ЕС в январе 2021 г. Суть ее состоит в системном подходе к кризису в регионе на базе четырех принципов, включающих борьбу с вооруженными террористическими группировками, укрепление военного потенциала местных игроков, поддержку политических процессов и гарантии основных прав человека, а также внешнюю помощь в целях развития. При этом ранее Германия фигурировала в этом проекте лишь частично в последнем разделе и как одно из европейских государств, подписавших политическую декларацию о создании оперативной группы «Такуба», которая, в свою очередь, должна была включиться в операцию «Бархан».

Правительство А.Меркель стремилось к тому, чтобы остаться в рамках исключительно политического участия, в то время как рассмотренные аспекты коалиционного соглашения СДПГ, СвДП и «Зеленых» содержат в себе намеки на вероятность отхода от этого курса. При этом спорными видятся мотивы данного шага формируемого О.Шольцем правительства. Как кажется, значение здесь имеет не столько укрепление своих позиций в Африке, хотя эксперты в целом ожидают нечто подобное от новой власти в Берлине, или стремление к глобальному усилению за счет присутствия в нескольких кризисных точках и координации миротворческих усилий с ООН, сколько собственно франко-германские отношения. В пользу последней версии, к примеру, говорит то, что, не дождавшись опубликования стратегии новой коалиции в Германии, президент Франции Э.Макрон провел переговоры с главой итальянского правительства М.Драги. В ходе встречи, как утверждает пресса, стороны обсудили перспективы координации их действий в Сахеле при повышении вовлеченности Рима в инициативы Парижа там и устранении существующих разногласий между ними по вопросам развития региона. Мотивировано этот общение предположительно было опасениями Э.Макрона относительно общей слабости канцлера О.Шольца в сравнении с А.Меркель и, как следствие, грядущего ослабления Германии на международной арене.