- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: октябрь 2021 г.

Начавшийся относительно спокойно октябрь в Судане в третьей декаде месяца буквально взорвал информационное пространство. Но сначала все по порядку.

8 октября занимающаяся суданским досье «тройка» — США, Великобритания и Норвегия – предложили манифестантам на востоке Судана прекратить блокаду автодорог, объектов Порт-Судана и его аэропорта с тем, чтобы не усугублять и без того острый экономический кризис в стране.

Напомним: с 17 сентября в Порт-Судане (провинция Красное море) начались акции местных жителей из племени беджа, представляющего 10% населения страны, потребовавших большего представительства во власти выходцев восточного региона. В частности, они блокировали работу порта, обеспечивающего функционирование экономики Судана. Единственная их уступка – они позволили работать инфраструктуре, связанной с экспортом южносуданской нефти.

Ранее, 3 октября, правительство Судана сообщило, что запасы жизненно важных медикаментов в стране близки к нулю. Оно предупредило о возможных проблемах с зерном и бензином.

В своем коммюнике «тройка» репродуцировала эти предупреждения. Она призвала к прекращению блокады и предложила «политическим лидерам Востока ответить на предложение правительства о переговорах, отдав предпочтение политическому диалогу, а не акциям, подрывающим национальную экономику».

13 октября стало очевидно, что из-за блокады работы Порт-Судана суданские импортеры перешли на взаимодействие с портами соседних стран, и в первую очередь – Египта.

20 октября организаторы намеченных на следующий день манифестаций в поддержку нахождения военных во власти и сторонников перехода к полностью гражданскому правлению призвали своих сторонников к спокойствию накануне решающего дня для переходного процесса в Судане. Таким образом подтвердился раскол в коалиции Силы за свободу и изменения (ССИ), действия которой в 2019 году вынудили военных убрать с поста президента Омара аль-Башира. Сторонники первой фракции в ССИ намеревались вывести 21 октября на улицы тысячи своих сторонников, сторонники «исторической» фракции заявили, то выведут на улицы в Хартуме и других городах страны миллион человек под лозунгами продолжения переходного процесса, призванного привести к выборам в конце 2023 года, по итогам которых должно быть сформировано гражданское правительство.

На тот день переходный процесс в стране обеспечивал Суверенный совет, в котором были представлены военные и гражданские, и переходное правительство во главе с Абдаллой Хамдоком. Против последнего выступила «военная» фракция ССИ. «Историческая» фракция выбрала для своей манифестации лозунг «Нет возвращению назад!», то есть к недавнему периоду, когда доминировали исламисты и военные. Также звучал лозунг «Аль-Бурхан, (глава Суверенного совета), уходи от власти!».

21 октября десятки тысяч сторонников «исторической» фракции ССИ, требующей возвращения гражданской власти, вышли на улицы Хартума. В тот день продолжалась явно инспирированная военными акция «военной» фракции, в течение шести дней требовавшей создания «военного правительства», а также началась отдельная манифестация. В Хартуме и в ряде других городов в тот день закрылись многие магазины, были отменены занятия в школах.

Сторонников «исторической» фракции ССИ поддержал А.Хамдок, заявивший, что у временного правительства такие же цели, как у манифестантов. Он приветствовал мирный характер манифестаций и приверженность их участников «свободе и демократии». «Их голос услышан – не будет отступления от целей революции», — сказал он, поблагодарив одновременно полицию за сдержанность.

Тем не менее в Омдурмане в тот день полиция применила слезоточивый газ против участников манифестации в поддержку гражданской власти, прошедшей у здания несуществующего парламента. Это был единственный инцидент в тот день. При этом пострадали 40 человек.

23 октября програжданская фракция ССИ в лице Ясира Армана подтвердила свою поддержку А.Хамдоку. Одновременно она предупредила о «скрытом госперевороте». Я.Арман назвал тех, кто препятствовал его пресс-конференции в здании официального информационного агентства СУНА, «сторонниками режима аль-Башира».

Что касается переворота, то Я.Арман оказался прав. Уже утром 25 октября неизвестные лица арестовали ряд суданских гражданских руководителей по местам их жительства. В стране был отключен интернет. А в Хартуме суданцы начали собираться на манифестацию в знак протеста против арестов. По ним был открыт огонь. По предварительным данным, по меньшей мере 12 человек получили ранения. Затем заговорили о 7 убитых и свыше 80 раненых.

В тот же день влиятельная Ассоциация профессионалов призвала суданцев к «неповиновению» в связи с совершенным «военным госпереворотом». Этот призыв поддержала канцелярия премьер-министра.

Позднее стало известно, что среди арестованных оказались министры и члены Суверенного совета, все — гражданские. Об этом сообщило министерство информации, оставшееся верным переходному правительству. Оно же уведомило, что аресты осуществляли военные. Среди арестованных оказался А.Хамдок. По данным министерства, он был арестован военными после того, как отказался поддержать госпереворот. Его вывезли «в неизвестное место».

25 октября Министерство информации сообщило, что солдаты взяли штурмом штаб-квартиру государственных радиостанции и телеканала в Омдурмане. Тогда же эмиссар ООН в Судане Уолкер Пертес заявил о «неприемлемости» арестов гражданских в руководстве Судана.

В тот же день захваченное военными гостелевидение Судана анонсировало грядущее выступление генерала Абдель Фаттаха аль-Бурхана. Оно действительно состоялось. Первым делом он сообщил, что Хартум останется приверженным международным соглашениям. Судан был одним из четырех арабских стран, нормализовавших отношения с Израилем.

Главным в его выступлении было то, что он распустил правительство и Суверенный совет и объявил чрезвычайное положение на всей территории страны «по мандату народа». Он подтвердил свою приверженность «переходу к гражданскому правлению», пообещал создать ряд государственных структур, и в частности, Верховный суд, который должен был быть создан еще несколькими месяцами ранее согласно графику переходного процесса. Генерал заявил, что сформирует новое правительство страны из «компетентных лиц».

25 октября генсек ООН Антониу Гутерриш осудил «военный переворот» в Судане и потребовал немедленного освобождения А.Хамдока.

Сразу после выступления аль-Бурхана профсоюзы, активисты выступлений 2019 года, другие продемократические организации объявили, что присоединяются к «гражданскому неповиновению» и «всеобщей забастовке», призывы к которым были сделаны канцелярией А.Хамдока с тем, чтобы выступить против «госпереворота».

25 октября США потребовали «немедленного возвращения» гражданского правительства А.Хамдока. Одновременно было объявлено о приостановке финансовой помощи в объеме 700 млн долларов, предназначавшейся на обеспечение демократического переходного процесса.

26 октября суданцы вновь вышли на манифестации против военных под лозунгом «Нет возвращению назад!». В ряде мест против них полиция применила слезоточивый газ. В тот же день министерство информации прежнего правительства сообщило, что послы Судана в трех европейских странах осудили военный переворот и провозгласили их посольства диппредставительствами «суданского народа». Речь шла о послах Судана во Франции, Бельгии и Швейцарии.

26 октября главарь хунты аль-Бурхан в ответ на требования мирового сообщества сообщить о судьбе арестованного премьера А.Хамдока объявил, что экс-премьер «находится у меня», в «добром здравии», и он «вернется к себе после завершения кризиса». В тот же день сразу после заявления аль-Бурхана бюро премьер-министра Судана призвало «путчистов» «немедленно» освободить А.Хамдока. К вечеру 26 октября военные доставили А.Хамдока и его жену к ним домой. Его дом был взят под охрану. Ему было позволено провести телефонный разговор с главой госдепа США Энтони Блинкеном. Однако он остался под полным контролем со стороны спецслужб, фактически – под домашним арестом.

Также 26 октября было объявлено о приостановке работы аэропорта Хартума до 30 октября. День спустя стало известно о возобновлении работы аэропорта 27 октября.

27 октября силы безопасности приступили к массовым арестам участников манифестаций в Хартуме и активизировали патрулирование в городе с тем, чтобы покончить с протестами против военного переворота. Тем временем Всемирный банк заявил о приостановке помощи Судану.

27 октября, второй день подряд, Совбез ООН не смог принять совместную декларацию по Судану, поскольку твердому осуждению военного переворота воспротивилась Россия. В тот же день в Нью-Йорке было объявлено, что эмиссар ООН в Судане представитель Германии У.Пертес встретился с аль-Бурханом и А.Хамдоком, последний был «не свободен в своих перемещениях».

После очередной ночи столкновений между манифестантами и силами безопасности, в которых снова были погибшие, 28 октября противники военного режима организовали в Хартуме день «мертвого города». Одновременно началась подготовка к массовой акции 30 октября. 29 октября манифестации повторились.

28 октября Совбез ООН не пошел по пути Африканского союза, твердо осудившего госпереворот в Судане. Он ограничился требованием к хунте «восстановить переходное правительство, руководимое гражданскими», а также выразил «живую озабоченность в связи с захватом власти военными».

30 октября, как и планировалось, противники хунты устроили демонстрацию силы в Хартуме и ряде других городов, не побоявшись возможного нового кровопролития. В тот день в Омдурмане были убиты 3 протестовавших, что довело число убитых с 25 октября до 12 человек.

31 октября противники хунты назвали днем «гражданского неповиновения». В тот день, когда большинство гражданских из прежнего руководства страной оставались в тюрьме, на свободу были выпущены несколько фигур режима О.аль-Башира. Гостелевидение вечером того дня сообщило, что Аль-Бурхан отправил в отставку генерального прокурора, который выдал предписание об их освобождении. Но этот жест не обманул сторонников гражданской власти, для которых это стало очередным подтверждением того, что страна вновь движется к эпохе диктатуры.

Также 31 октября стало известно, что «восточные» сняли блокаду с объектов Порт-Судана, фактически поддержав военных.

В целом,  суданские военные стали играть с огнем, когда убрали правительство А.Хамдока. Последнее благодаря своим усилиям по демократизации страны и в экономической сфере добилось своего признания мировым сообществом, отмены американских санкций, сумело заметно облегчить колоссальное долговое бремя, добиться относительной стабилизации национальной валюты, примириться с повстанцами. Теперь эти очевидные положительные результаты оказались под угрозой, и Судан рискует вновь оказаться в изоляции. В любом случае путч пресек надежды на проведение свободных выборов в конце 2023 года и бросил страну в пучину неизвестности.