- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об усилении восприятия арабских граждан Израиля в качестве «пятой колонны»

Государство Израиль отстояло свое существование в ходе кровопролитной Войны за Независимость 1948-1949 гг., в которой ему пришлось противостоять не только вторгшимся на его территорию армиям семи арабских государств (Египта, Судана, Сирии, Ирака, Трансиордании, Ливана и Саудовской Аравии), но и вооруженным формированиям местных арабов Палестины/Эрец-Исраэль. Не случайно поражение в этой войне до сих пор воспринимается палестинскими арабами в качестве катастрофы («Накба»). Несмотря на то, что оставшимся на территории Государства Израиль арабам было предоставлено гражданство, включая избирательное право, они с полным основанием воспринимались еврейским большинством в качестве потенциальной «пятой колонны», а потому вплоть до 1966 года арабские населенные пункты Израиля находились под военным управлением.

С тех пор прошло более полувека. Летом 2021 года впервые в истории Государства Израиль было создано правительство с участием арабской партии, умеренной исламистской РААМ. Однако, казалось бы, парадоксальным образом, именно сейчас серьезно усиливается ощущение восприятия арабских граждан Израиль в качестве «пятой колонны». При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет об арабах-мусульманах, составляющих порядка 80% всего арабского населения еврейского государства, а не о друзах или христианах, среди которых открытые проявления нелояльности к Государству Израиль единичны.  Причиной такой ситуации стали массовые беспорядки, устроенные проживающими в Государстве Израиль арабами-мусульманами в мае этого года, во время операции «Страж стен», проводившейся ЦАХАЛом против контролирующих сектор Газа боевиков ХАМАСа и «Исламского джихада». Особо тяжелые формы эти националистические беспорядки приняли в городах со смешанным населением – Лоде, Акко, Рамле, а в меньшей степени также в Иерусалиме, Яффо и Хайфе. Эти беспорядки носили характер насильственных акций солидарности с обстреливавшими израильские города ракетами исламистскими боевиками.

В течение прошедших с тех пор месяцев в Израиле продолжают активно и публично обсуждаться пути противостоянию арабскому мятежу внутри страны в ходе широкомасштабного военного конфликта – например, с Ираном и его союзниками. Именно на этом фоне следует рассматривать состоявшееся в понедельник  заседание комиссии Кнессета по иностранным делам и безопасности, в ходе которого обсуждались случаи отказа от выполнения приказа арабами-мусульманами, служащими или работающими по контракту в ЦАХАЛе, во время операции «Страж стен». Начальник управления по планированию и кадрового отдела ЦАХАЛа,  генерал-майор Амир Вадмани официально признал на этом заседании, что такие случаи действительно имели место. Он в частности сказал: «Каждый год нам удается мобилизовать (на добровольной основе – В.Ч.) мусульман (имеются в виду арабы, не сохранившие, в отличие от бедуинов, племенного деления – В.Ч.) и бедуинов, на которых не распространяется обязательная воинская повинность (мусульмане-черкесы подлежат обязательному призыву на службу в ЦАХАЛ наравне с евреями и друзами – В.Ч.). Процент случаев нарушения дисциплины и дезертирства был совершенно незначительным, они были буквально считанными. (…) События такого рода имели место главным образом на учебных базах, потому что проходившие там подготовку солдаты (арабы-мусульмане – В.Ч.), подвергались угрозам со стороны жителей своего села. Было примерно 20 таких случаев в течении всей операции «Страж стен». В транспортном центре (ЦАХАЛа, где работают по контракту граждане, в том числе арабы, – В.Ч.) были отдельные случаи отказа от выполнения приказа».

Угрозы и общественное давление на арабов-мусульман, идущих добровольцами на службу в ЦАХАЛ и в израильскую Пограничную стражу (МАГАВ), со стороны их соседей не являются чем-либо исключительным. Не случайно ЦАХАЛ позволил своим военнослужащим-арабам возвращаться в отпуск, переодевшись в гражданскую одежду.

Однако дело не только в общественном давлении на военнослужащих-арабов. Среди еврейского большинства все больше распространяется недоверие к арабам-мусульманам (в первую очередь бедуинам), служащим в ЦАХАЛе. Их нередко обвиняют в том, что они своего рода «наемники», которые идеологически никак не солидаризируются с еврейским государством. Настроения такого рода выразила на упомянутом заседании комиссии по иностранным делам и безопасности депутат Керен Барак, представляющая возглавляемую нынешним лидером оппозиции Биньямином Нетаньяху партию Ликуд, которая была во время операции «Страж стен» партией власти. Депутат Керен Барак рекомендовала в своем выступлении «не призывать арабов (в армию – В.Ч.), а если их все-таки призывают, то пусть они будут сверх штата, чтобы нам не приходилось полагаться на них. Не бывает двойной лояльности. В момент настоящего испытания арабы (-мусульмане – В.Ч.) предпочтут быть верными самим себе. С моей точки зрения, не должно быть ситуации, при которой ЦАХАЛ будет хоть в чем-то зависеть от них».

Еще более резок в своем выступлении был председатель Совета водителей транспортных тягачей, обслуживающих ЦАХАЛ, Габи Харуш, принимавший в 1973 году участие в Войне Судного дня (в арабский странах ее называют Октябрьской войной). Он заявил среди прочего, что из-за ненадежности служащих и работающих в ЦАХАЛе арабов-мусульман «мы не готовы (к войне – В.Ч.). Наше положение хуже, чем было во время Войны Судного дня».

В ответ на это начальник отдела логистики ЦАХАЛа, генерал-майор Пини Бен-Муяль коснулся в своем выступлении на заседании комиссии проблемы отказа от выполнения приказа гражданами, работающими в ЦАХАЛе в качестве водителей грузовиков: «Каждый человек или поставщик услуг, который начинает работать в ЦАХАЛе по договору, проходит проверку и отсев Министерства обороны. Во всем, что связано с транспортировкой боевых машин гражданскими поставщиками услуг, мы полностью выполняем задачи, поставленные нам начальником Генерального штаба. В случае если поставщик не выполнит (поставленные ему армейским командованием задачи – В.Ч.), его ожидает тяжелое наказание, установленное законом. В том, что касается операции «Страж стен», данные неверны. Если хотите, давайте закроем здесь (в зале заседаний комиссии по иностранным делам и безопасности – В.Ч.) двери, и мы покажем вам настоящие данные».

Тогда депутат Кнессета Амихай Шикли (избран по списку возглавляемой премьер-министром Нафтали Беннетом партии «Ямина», но фактически вышел из ее фракции и поддерживает Ликуд) спросил: «Имели место отклонения от принятых норм, информация о которых дошла до нас, а вы говорите, что этого не было? Был отказ от выполнения приказа и со стороны поставщика услуг, и со стороны представителей национальных меньшинств (в данном случае имеются в виду арабы-мусульмане – В.Ч.) в ЦАХАЛе, и мы спрашиваем: Это было или этого не было?».

Генерал-майор Пини Бен-Муяль уклончиво ответил на это: «Я обязан оперативному отделу ЦАХАЛа тем, что армейские подразделения в полном составе занимали свои позиции на различных участках и прибывали безо всяких задержек».

Начальник транспортного отдела Министерства обороны Ицик Леви утверждал в том же духе и по тому же поводу, что «не было никаких чрезвычайных событий и не было никакой угрозы безопасности из-за отказа выполнять приказы со стороны представителей национальных меньшинств».

Очевидно, что политики – как это видно по высказываниям депутатов Керен Барак и Амихая Шикли – намеренно подчеркивают остроту проблемы в то время, как представители армейских структур подчеркивают незначительность ее влияния на армию в целом. Представляется, что правы скорее последние, поскольку число арабов-мусульман (включая бедуинов), которые служат в ЦАХАЛе, сравнительно невелико. Однако для межэтнических отношений в Израиле даже эти сравнительно немногочисленные случаи отказа от выполнения приказов имеют значение, усиливая распространенный среди еврейского большинства стереотип в отношении арабов-мусульман как потенциальной «пятой колонны».

В заключение представляет уместным упомянуть и другом факторе, усиливающем напряженность между еврейским большинством и мусульманским арабским меньшинством. Речь идет об уголовной арабской преступности, ставшей серьезной проблемой для Израиля в целом и тесно связанной в ряде случаев с националистическим арабским террором. Особо тяжелые формы это явление приняло на юге Израиля, где уголовные банды бедуинов стали угрозой для еврейского населения. По выражению мера Беэр-Шевы Рубика Даниловича речь идет об «уголовном терроре».

В этой связи премьер-министр Израиля Нафтали Беннет в сопровождении группы министров и руководителей силовых структур совершил 7 декабря поездку по Негеву, в ходе которой встретился с главами местных еврейских муниципальных образований, которые потребовали от правительства беспощадно искоренить бедуинскую уголовную угрозу. Общее мнение выразил мэр города Арад Нисан Бен-Хаму, призвавший израильских силовиков «прийти в дом к преступникам», то есть начать активно действовать внутри бедуинских населенных пунктов, являющих рассадниками уголовной и националистической преступности. Премьер-министр Нафтали Беннет осмотрел окрестности крупнейшего бедуинского населенного пункта Негева, города Рахат (более 75 тысяч жителей) и заявил: «Мы переходим в наступление», имея в виду активизацию борьбы с бедуинской преступностью. В этой связи мэр Рахата, представитель Исламского движения Фаиз Абу-Сахибан поспешил обнародовать заявление, в котором в частности было сказано: «Отношение к нам как ко вражескому городу – чудовищно».