- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о готовности Израиля к прямой военной конфронтации с Ираном

Министр обороны Израиля Бени Ганц 8 декабря, направился с рабочим визитом в Вашингтон. Ожидается, что на переговорах с государственным секретарем Соединенных Штатов Энтони Блинкеном, главой Пентагона Остином Ллойдом  и другими высокопоставленными лицами Ганц поделится с американской стороной данными, показывающими, что Иран все ближе к созданию ядерного оружия.

Тем временем глава «Моссада» Давид (Деди) Барнеа  уже находится в Вашингтоне и ведет интенсивные переговоры со своими американскими коллегами. Как сообщает новостное издание Ynet, Барнеа передал спецслужбам США целый ряд актуальных данных разведки, касающихся иранской ядерной программы и причастности Ирана к международному террору.

Также в последние дни в израильских СМИ просачивается информация о том, что глава Генштаба ЦАХАЛа Авив Кохави отдал распоряжение о «разработке военной опции» против Ирана. Иными словами, можно предположить, что в армии готовятся к возможной военной атаке.

Военный обозреватель газеты «Едиот ахронот» Йоси Йегошуа задается вопросом — почему именно сейчас Израиль начинает подготовку к возможной атаке? Он пишет о том, что с 2019 года иранцы резко увеличили свои усилия в направлении создания ядерного оружия. В разведуправлении ЦАХАЛа знали об этом. «Были в курсе и глава Генштаба Авив Кохави вместе с министром обороны Бени Ганцем. Эта тема неоднократно поднималась и на заседаниях военно-политического кабинета»,— пишет эксперт.  Он уверен, что уже на том этапе нельзя было находиться в выжидательной позиции. «Верным решением было изменение планов закупки вооружения и изменение планов учений ВВС. Речь ведь идет о решениях, реализация которых занимает годы». Однако, как утверждает автор, несмотря на все публичные заявления, начало учений для «третьего круга»  угроз Израилю (а Иран находится именно в нем) произойдет только через несколько месяцев, а заказанное военное оборудование поступит лишь  через несколько лет. Эксперт пишет о том, что высокопоставленные армейские источники утверждают, что поднимали эти вопросы своевременно, однако на государственном уровне планы не утверждались из-за политического кризиса. Именно поэтому ни на одном из многочисленных заседаний правительства, проведенных с тех пор, не было отдано распоряжение ЦАХАЛу готовиться к активным действиям и не были выделены необходимые бюджеты. «Об этом прекрасно осведомлены не только американцы, помогающие нам в подготовке, но и иранцы».

По мнению Йегошуа ответственность за то, что в Израиле «проснулись» только сейчас, лежит не только на ЦАХАЛе, но и на политиках. И прежде всего на правительстве под руководством Биньямина Нетаньяху.

Экс-глава правительства Эхуд Барак на днях опубликовал статью, в которой он утверждает, что политика Израиля по отношению к Ирану уже потерпела «тотальный провал».

«Вся наша политика в противовес Ирану начиная с 2015 года – это сплошной провал, у которого есть свой архитектор и исполнитель. Провал, в основе которого – полная безалаберность и опасный самообман. Ядерное соглашение 2015 года действительно было провальным, но оно довольно быстро превратилось в сложившийся факт. Нетаньяху предпочел идти на бесполезный конфликт с Обамой и тем самым упустил бесценную возможность беспрецедентно укрепить Израиль, оснастив его средствами и возможностями, которые позволили бы самостоятельные действия против иранского атома»,— пишет бывший премьер-министр  Израиля.

Барак уверен, что  в данный момент Иран заинтересован стать государством с реальным потенциалом создания ядерного оружия гораздо больше, чем действительно создать его. Это позволит ему наслаждаться плодами собственных достижений без того, чтобы признаться в нарушении Конвенции о нераспространении ядерного оружия, под которой подписан Тегеран, и вызвать на себя новые международные санкции.

«Подобно северокорейскому, иранский режим хочет выжить и влиять на происходящее в регионе, но не планирует возвращения в каменный век. Иран, достигнув пограничной черты в обладании ядерным оружием, резко улучшит свой региональный и международный статус, обеспечив себе бесценный сдерживающий фактор от военного вмешательства с целью свержения режима аятолл. Кроме того, это предоставит ему дополнительные возможности для проведения собственной политики в регионе».

В итоге, как считает Барак, «Иран будет восприниматься в качестве государства, достигнувшего стратегического паритета с Израилем, и станет наслаждаться имиджем режима, который навязал свои желания всему миру».

Автор считает, что не факт, что в Вашингтоне или Иерусалиме существует на данный момент четкий план действий касательно Ирана. «Именно в этом заключается самый большой провал в период правления Нетаньяху».

Однако следует использовать сложившуюся ситуацию для получения максимальной выгоды для Израиля. «Сегодня необходимо идти на усиление координации с США для определения совместных планов и целей. Кроме того, необходима четкая перспектива на случай, если Иран превратится в государство «на пороге создания ядерного оружия»»,— заключает он.

Военный обозреватель издания «Гаарец» Цви Барэль пишет о том факте, что на прошлой неделе правительство Израиля решило перечислить 5 млрд шекелей из оборонного бюджета, (около 10% от общего оборонного бюджета), на подготовку ЦАХАЛа к конфронтации с Ираном.

«Современные ракеты, умные и глубинные бомбы и другие средства должны поступить в основном из США, — следовательно, Израиль не может утверждать, что действует в одиночку, если это необходимо, —  но подобная программа закупок указывает, что ЦАХАЛ на данный момент не готов должным образом к противостоянию, и миллиарды долларов, вложенные в подготовку к войне с Ираном во времена Биньямина Нетаньяху, были брошены на ветер»,— пишет автор.

«Дипломатическое выступление Израиля против США и западных держав, ведущих переговоры с Ираном, не предлагает никакой жизнеспособной альтернативной стратегии, а только источает угрозы и берет на себя обязательства, возможность реализации которых весьма сомнительна»,— продолжает Барэль. Однако, он отмечает, что это не мешает Израилю заявить, что его политика не будет зависеть от исхода переговоров с Ираном; тем более что он уже дал понять: Израиль не связан никаким соглашением и не является его частью, даже если оно и будет подписано.

Но Израилю на следует игнорировать тот факт, что на данном этапе он не имеет возможности обзавестись необходимыми средствами, необходимыми для того, чтобы напасть на Иран в одиночку.