- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Солидарность арабских государств с Бахрейном

Саудовская Аравия стала первой страной, которая выразила свое возмущение по поводу провокационных заявлений официальных иранских лиц, вновь прозвучавших в начале февраля текущего года, о принадлежности Бахрейна Ирану. По мнению саудовского руководства, эти заявления представляют собой угрозу суверенитету Королевства Бахрейн. С точки зрения саудовских властей, это угроза не только независимости Бахрейна, но и его арабской идентичности. Официальное информационное агентство королевства – Саудовское агентство новостей (САН) опубликовало заявление, в котором говорилось, что саудовское королевство с большой тревогой следит за провокационными заявлениями представителей иранского истеблишмента, которые уже прозвучали неоднократно.

Эти заявления, по мнению саудовской стороны, не соответствуют историческим реалиям и носят безответственный характер. Саудовская Аравия рассматривает появление подобных заявлений как угрозу суверенитету Бахрейна – члену Совета сотрудничества арабских государств Залива, члену Лиги арабских государств и члену ООН. В заявлении САН говорилось также, что Саудовская Аравия решительным образом отвергает подобные заявления и выражает свое сожаление по поводу того, что иранское руководство допустило их появление. По мнению саудовской стороны, это создает препятствия для реализаций тех инициатив, которые выдвигались членами Совета сотрудничества и были направлены на развитие добрососедских отношений с Ираном, основываясь основаны на чувствах дружбы и взаимного уважения ради укрепления региональной стабильности и исламской солидарности.

Подобную же позицию заняли и два других члена Совета сотрудничества – Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. С их стороны прозвучали заявления, в которых притязания Ирана были подвергнуты резкому осуждению. Никакой реакции на провокационные иранские заявления не последовало со стороны двух других членов ССАГЗ – Катара и Омана. Среди различных слоев бахрейнского населения такая позиция вызвала возмущение. Председатель комитета по иностранным делам и обороне бахрейнского парламента шейх Адиль Аль-Муавада заявил, что «позиции Катара и Омана, которые не выразили свою солидарность с Бахрейном, вызвали удивление на бахрейнских улицах». Он добавил, что «бахрейнцы все же продолжают надеяться, что реакция со стороны этих стран последуют, хотя и с опозданием». Объяснить позицию Катара и Омана возможно, обратившись к истории их взаимоотношений с Ираном и Бахрейном.

Оман на протяжении длительного времени связывали особые отношения с Ираном. Эти связи сохраняются вплоть до настоящего времени, несмотря на то, что Оман всегда поддерживает общие критические высказывания в адрес иранской политики, которая содержится в документах Совета сотрудничества. Что касается Катара, то он имел длительный территориальный спор с Бахрейном, который был разрешен с помощью Международного суда в Гааге только в начале 2000-х годов. Хотя отношения двух стран урегулированы, но исторические разногласия могут сказываться и сегодня. Тем более, что Катар проявляет стремление к укреплению отношений с Ираном, в очередной раз демонстрируя самостоятельность своей внешней политики и его нежелание подчиняться Саудовской Аравии, которая в рамках Совета сотрудничества выступает за проведение жесткого курса в отношении Тегерана.

Солидарность с Бахрейном выразили многие арабские страны. Среди первых был Египет. Президент Хосни Мубарак посетил Бахрейн, с тем, чтобы выразить свое осуждение заявлениям Ирана. По информации, опубликованной агентством Франс Пресс, визит Мубарака, который продолжался всего несколько часов, стал исключительным событием. Он был продиктован необходимостью выразить солидарность Бахрейну. Этот визит подтвердил твердость позиции Египта по поддержке Бахрейна и других стран Залива, а также его ответственность перед своими арабскими друзьями.

Примеру египетского президента последовал король Иордании Абдалла II. Во время своего визита в Манаму он выразил свою солидарность с народом Бахрейна. Он провел переговоры с королем Бахрейна Хамадом бен Иса Аль Халифа о согласовании позиций по многим актуальным региональным проблемам. Стороны выразили также готовность к дальнейшему развитию двусторонних отношений. Бахрейнские официальные лица оценили визит иорданского монарха, как проявление солидарности с их страной, которая вынуждена отражать иранские притязания.

После завершения визита в Манаму, иорданский король посетил Саудовскую Аравию, где он провел переговоры с королем этой страны – Абдаллой бен Абдель Азизом. Переговоры также касались необходимости согласовывать позиции, проводить консультации и вырабатывать единую позицию по проблемам региона. Была выражена уверенность сторон в том, что необходимо прилагать совместные усилия арабских государств для отражения некоторых угроз.

В знак протеста против иранских притязаний Бахрейн прервал официальные переговоры с Ираном, которые были направлены на заключение соглашения о поставках природного газа из Ирана. По сообщениям официальной бахрейнской газеты «Аль-Айям», которые были опубликованы 18 февраля текущего года, делегация Бахрейна была отозвана из Тегерана, где должно было состояться подписание соглашения о поставках иранского газа в Бахрейн (приблизительно 28 млн. м3 в год). В то же время Национальное агентство по нефти и газу Бахрейна распространило заявление, в котором говорилось, что Бахрейн подписал соглашение с 18 иностранными компаниями, которые должны приступить к поисковым работам по разведке газа на территории Бахрейна.

Кроме того, протестуя против заявлений иранской стороны о том, что Бахрейн является частью его территории, бахрейнские власти отменили морские рейсы между портами Ирана и бахрейнским портом на острове Мухаррак. Они обосновали это необходимостью борьбы с контрабандой и нелегальной иммиграцией из Ирана в Бахрейн. Вместе с тем, бахрейнские власти и не отрицали, что прекращение морских перевозок между Ираном и Бахрейном связано с напряженностью в их отношениях, которые были вызваны заявлениями официальных иранских деятелей о том, что Бахрейн является четырнадцатой провинцией Ирана. Кроме того, было подчеркнуто, что подобные действия бахрейнские власти уже предпринимали неоднократно, и всегда они были связаны с ухудшением двусторонних отношений.

Межрегиональное сотрудничество в сфере экономики постоянно тормозится тем, что между Ираном и его арабскими соседями существуют серьезные противоречия.

После волны обвинений, которым подвергся Иран за свои безответственные заявления, он вынужден был оправдываться и заявлять о своем уважении суверенитета Бахрейна. Официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Хасан Кашкави, выступая по телевидению, заявил: «Наша позиция по Бахрейну вполне ясна. Мы неоднократно заявляли, что мы уважаем суверенитет и независимость всех соседних государств и государств региона, и, в первую очередь, Бахрейна». По его словам, «Иран не имеет никаких притязаний на какую-либо страну». Он также попытался объяснить, что высказывания Натег Нури, которые послужили причиной нового обострения отношений с Бахрейном, касались прошлого, так как он говорил о завоеваниях исламской революции в Иране в связи с ее тридцатилетним юбилеем и сравнивал их со временами шаха, когда Бахрейн был четырнадцатой провинцией Ирана. Парламент Бахрейн не принял этих объяснений. Он выступил с заявлением, в котором охарактеризовал позицию Ирана «как безответственную и неприемлемую, которая препятствует развитию сотрудничества и доверия между двумя соседними мусульманскими странами».

С осуждением позиции Ирана выступили также министры иностранных дел России и Турции. Об этом сообщил во время своей продолжительной пресс-конференции министр иностранных дел Бахрейна шейх Халед бен Ахмед Аль Халифа. Сергей Лавров в ходе своего недавнего посещения Бахрейна заявил о необходимости соблюдать международные законы, уважать суверенитет всех государств и не нарушать его. Со своей стороны, министр иностранных дел Турции Али Бабаджан подчеркнул, что Бахрейн является штаб-квартирой пятого флота США, который обеспечивает безопасность Ормузского пролива, через который осуществляются поставки нефти во многие страны мира. Это означает, по его словам, что обострение отношений между Бахрейном и Ираном может ухудшить ситуацию с обеспечением безопасности в регионе Залива.

Критика в адрес Ирана, которая прозвучала в выступлениях представителей целого ряда стран, конечно же, связана с той политикой, которую эта страна проводит сегодня, прежде всего, ее курсом на игнорирование мнения международного сообщества в отношении ее ядерной программы. Притязания на Бахрейн оказались, таким образом, еще одним дополнительным звеном, характеризующим наступательную политику Ирана.