- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Министры иностранных дел Совета сотрудничества: совещание в Эр-Рияде

Состоявшееся 22 февраля 2009 г. совещание министров иностранных дел стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) в саудовской столице, работой которого руководил министр иностранных дел Султаната Оман Юсеф бен Алави бен Абдалла, было ознаменовано двумя важными для развития региональной ситуации решениями. Речь шла о процессе предстоящего восстановления Газы, с одной стороны, и о совместном ответе стран, входящих в эту региональную организацию, на прозвучавшие в начале февраля текущего года новые иранские заявления, отрицающие суверенный статус и независимость одного из членов ССАГЗ – Королевства Бахрейн, с другой.

Итак, вопрос о восстановлении Газы.

Принятое совещанием в этой связи заявление гласило: «Имея в виду значительный ущерб, нанесенный израильской армией сектору Газа, и последовавшую за агрессией гуманитарную катастрофу, а также учитывая стремление государств-членов Совета сотрудничества в восстановлении того, что было разрушено израильской военной машиной», министры иностранных дел государств, входящих в ССАГЗ, «обсудили ту роль, которую в этой связи могут сыграть их страны, всегда стоявшие на стороне палестинского народа». Однако цитировавшаяся преамбула всего лишь предваряла описание практических шагов, которые будут предприняты государствами Совета сотрудничества в преддверии открывающегося 2 марта 2009 г. в египетском Шарм-аш-Шейхе международного совещания по вопросам, связанным с восстановлением сектора Газа.

Эти шаги, как отмечалось в цитируемом заявлении, включают, «во-первых, создание Программы восстановления Газы, членство в которой открыто для всех арабских стран, в интересах выбора, осуществления и контроля над осуществлением проектов будущего восстановления, финансируемого участниками Программы». Этой Программой, как подчеркивалось в заявлении, «будет руководить комиссия в составе арабских стран, членов Программы», а финансирование начинаний в Газе будет осуществляться Исламским банком развития Организации Исламская Конференция. Заявление министров иностранных дел ССАГЗ предполагало, что, «во-вторых, будет создано специальное бюро комиссии, которое будет действовать непосредственно в Газе, с тем, чтобы осуществлять непосредственный контроль над финансированием процесса восстановления, получением необходимых лицензий и поставкой строительных материалов». Наконец, для завершения процесса выработки Программы восстановления Газы, как подчеркивалось в цитируемом заявлении, «28 февраля 2009 г. в штаб-квартире Совета сотрудничества (расположенной в Эр-Рияде – Г.К.) состоится совещание представителей министерств финансов государств-членов организации, а также руководителей действующих в них фондов развития». В ходе этого совещания будут «определены конкретные механизмы реализации Программы».

Иными словами, к моменту открытия совещания в Шарм-аш-Шейхе страны-члены ССАГЗ будут располагать необходимыми предложениями и инструментами их реализации в том, что касается вопросов, связанных с восстановлением Газы. При этом, как очевидно вытекает из текста цитировавшегося документа, государства Совета сотрудничества далеки от мысли о том, что к сотрудничеству в деле претворения в жизнь предлагаемой ими Программы будет привлечено правящее в Газе движение ХАМАС. Более того, само осуществление этой Программы вовсе не предполагает отмену или смягчение санкций в отношении сектора. Наконец, финансовой основой предлагаемой странами ССАГЗ Программы восстановления Газы станет, как об этом в Эр-Рияде уже заявил генеральный секретарь этой организации Аль-Атыйя, «Фонд восстановления Газы, создаваемый всеми странами Залива». Кроме того, «ядром этого Фонда», по его же словам, выступят уже сделанные Саудовской Аравией и Катаром пожертвования. Если саудовское королевство пожертвовало на нужды палестинцев Газы 1млрд. долларов США, то Катар – 250 млн. долларов.

Но не менее важным вопросом, обсуждавшимся на совещании министров иностранных дел государств, входящих в ССАГЗ, стала и проблема иранских заявлений, ставящих под сомнение независимость одного из членов этой организации – Бахрейна. Как известно, к моменту проведения эр-риядского совещаний осуждение этих заявлений было высказано тремя членами Совета сотрудничества – Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Кувейтом. Однако в кампании солидарности (приобретшей и общеарабский характер) не участвовали Катар и Оман.

Принятое в саудовской столице заявление совещания министров иностранных дел в связи с иранскими заявлениями в отношении Бахрейна гласило: «Министерский совет Совета сотрудничества изучил враждебные заявления, сделанные по различным поводам и в разное время несколькими иранскими ответственными лицами, ставящими под сомнение суверенитет и независимость Королевства Бахрейн, как и представляющие собой открытое покушение на арабскую идентичность Бахрейна». Заявление подчеркнуло «возмущение и решительное осуждение такого рода заявлений вне зависимости от того, кто их высказывает». По мнению участников эр-риядского совещания министров иностранных дел Совета сотрудничества, «такого рода заявления не отвечают принципам добрососедства, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела». Более того, как отмечалось в цитируемом документе, иранские заявления раздаются «в то время, когда государства Совета сотрудничества прилагают усилия для укрепления отношений между ними и Исламской республикой Иран, стремясь укрепить доверие между обеими сторонами». Министерский совет ССАГЗ подчеркнул, что он «надеется на то, что иранское правительство осудит такого рода заявления и не допустит их повторения в будущем, поскольку прямым следствием этих заявлений становится эскалация напряженности, что не служит делу безопасности и стабильности в регионе».

К этому документу в полном объеме присоединились Катар и Оман, что, впрочем, всегда соответствовало сути их политического курса – поддержка общих решений Совета сотрудничества, но самостоятельность в проведении собственного курса, направленного на развитие двусторонних связей с тем или иным государством, что в полной мере относится и к Ирану.