- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О визите Бени Ганца в США и оценках в Израиле переговоров с Ираном. Часть 2

Министр обороны Израиля Бени Ганц 9 декабря с.г. в Вашингтоне встретился с министром обороны США Ллойдом Остином и госсекретарем Энтони Блинкеном; дал брифинг, в ходе которого «открыл присутствующим глаза» на распространение иранской агрессии на Ближнем Востоке, размещение иранских военных, их оружие, включая беспилотные летательные аппараты; «представил миру» базу в Кашане и пр. Еще он выступил с речью на конгрессе Израильско-американского совета (IAC) в Майами, где израильское правительство было представлено также министром репатриации и интеграции Пниной Тамано-Шата и министром по делам диаспоры Нахманом Шаем.

Визит Б.Ганца для решения конкретных задач был запланирован на фоне ряда событий и является продолжением дипломатических, военно-политических и информационных усилий израильского руководства по противодействию, в чем уверены в Израиле, намерениям Ирана создать ядерное оружие с целью господства в регионе и уничтожения еврейского государства.

Б.Ганц заявил, что Иран наращивает свои возможности на западе страны, «чтобы атаковать государства и силы на Ближнем Востоке в целом и Израиль в частности. Мы готовимся к любой такой попытке и сделаем все необходимое для защиты наших граждан и имущества».

В заявлении канцелярии министра говорится, что он подробно доложил американским официальным лицам об использовании Ираном ударных дронов для атак по своим противникам не только посредством прокси, но и с иранской территории. Так, в 2018 г. иранцы, «вероятно, пытались предоставить такой дрон, вооруженный тротилом, палестинским террористическим группировкам на Западном берегу». После встречи с Л.Остином Б.Ганц сказал, что Иран «не просто угроза нашей физической безопасности», но «конкретная угроза нашему [израильскому и американскому] образу жизни и нашим общим ценностям». «В своем стремлении стать гегемоном Иран намеревается уничтожить все следы свободы, человеческого достоинства и мира на Ближнем Востоке и за его пределами. Ядерная программа – средство достижения его гегемонистских целей», – добавил он.

На встрече с Э.Блинкеном Б.Ганц обсудил укрепление связей между Израилем и странами, подписавшими «Авраамовы соглашения» в прошлом году, а также привлечение к процессу нормализации отношений новых стран региона.

Согласно представителю американской стороны, речь шла об  Иране, безопасности Израиля. Помимо этого Э.Блинкен «подтвердил уверенность администрации в том, что израильтяне и палестинцы заслуживают того, чтобы жить в безопасности, процветании и демократии, а также в равной степени пользоваться свободами»[i] [1].

В этот же день с госсекретарем США по телефону переговорил министр иностранных дел Израиля Яир Лапид, который призвал оставить в силе санкции в отношении Ирана после переговоров о восстановлении соглашения 2015 г. По его словам, «деньги, которые получают иранцы, появятся у нас на пороге в виде террора и ракет». Он предупредил, что в случае освобождения Ирана от санкций будет подорвана региональная стабильность[ii] [2].

Накануне Э.Блинкен заявил: «Соединенные Штаты привержены продвижению демократии и [повышению] ответственности тех, кто нарушает права человека во всем мире. Соединенные Штаты будут использовать весь имеющийся у них набор инструментов, чтобы выявить и пресечь нарушения прав человека». Казначейство и Госдепартамент ввели санкции против правительственных чиновников и организаций, участвовавших в репрессиях протестующих и политических активистов, а также против тюрем, в которых активисты содержатся в жестоких условиях[iii] [3].

Визит министра обороны Израиля в США состоялся в тот день, когда в Вене возобновились переговоры по ядерному соглашению с Ираном (Совместному всеобъемлющему плану действий, СВПД от 2015 г.). Перерыв в несколько дней в ходе седьмого раунда переговорного процесса был вызван тем, что Тегеран выдвинул многочисленные требования, которые остальные участники сочли неприемлемыми. Европейские дипломаты призвали иранцев вернуться с «реалистичными предложениями».

Подписантами сделки являются Иран, Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай. США косвенно участвуют в продолжающихся переговорах, поскольку вышли из СВПД в 2018 г. при предыдущем президенте США Дональде Трампе. Действующий президент Джо Байден стремится возобновить действие соглашения, против чего выступает израильское военно-политическое руководство.

Директор «Моссада» Давид Барнеа считает неприемлемой «плохую сделку» с Ираном и клянется, что у иранцев «никогда» не будет ядерного оружия: «Наши глаза открыты, мы готовы и сделаем все необходимое, чтобы уменьшить угрозу»[iv] [4].

Бывший советник по национальной безопасности Меир Бен-Шаббат полагает, что Россия разделяет мнение Израиля о том, что Иран является дестабилизирующей силой на Ближнем Востоке. По его словам, позиция Москвы по Ирану ближе к израильской позиции, нежели «это преподносится широкой общественности». Выступая на конференции Института исследований национальной безопасности (INSS), посвященной 30-летию израильско-российских отношений, Бен-Шаббат, ныне ведущий научный сотрудник этого института, сказал: «Иранский вопрос, естественно, занимал много времени в наших беседах с русскими, особенно ядерный вопрос и ежедневные примеры агрессии Ирана в регионе». По его словам, «русские стремятся к региональной стабильности, особенно в Сирии. Я считаю, что они согласятся с тем, что Иран является силой, бросающей вызов этой стабильности»; «русские понимают маневры, которые Иран совершает посредством своих прокси на всем Ближнем Востоке, бросая вызов спокойствию и стремлению к стабильности»[v] [5].

Обозреватель израильской газеты Haaretz Янив Кубович отмечает, что Россия поддерживает тесные дипломатические отношения с Исламской Республикой Иран и дипломатическое решение иранской ядерной проблемы. На встрече с президентом России Владимиром Путиным в октябре этого года премьер-министр Израиля Нафтали Беннет попросил его пересмотреть свою позицию по этому поводу. Москва играет в тонкую дипломатическую игру, поддерживая дружеские отношения как с Израилем, так и с Ираном. В 2018 г. Москва заключила соглашение с Тегераном, чтобы удалить иранских боевиков от Голанских высот, учитывая опасения Израиля по поводу иранского присутствия в Сирии[vi] [6].

По мнению Йоси Мельмана, публициста и корреспондента Haaretz, освещающего вопросы стратегии и разведки, «когда в Вене возобновятся переговоры по ядерной сделке с Ираном, Израиль должен попытаться достичь соглашения с Вашингтоном, в соответствии с которым США обеспечат ему ядерный зонтик (а также союзников Израиля, таких как Саудовская Аравия, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты, если они того пожелают) и открыто признают это». Тогда как «все стороны нынешних переговоров пессимистично оценивают шансы на заключение сделки, очевидно, что у Израиля нет реальной возможности для проведения военных операций [против Ирана]. Развертывание ядерного зонтика является гарантией сдерживания перед лицом ядерной программы Ирана, и его вероятных угроз Израилю, чтобы добиться от него уступок в случае получения ядерного оружия».

Он пишет, что «заявления премьер-министра Н.Беннета, министра обороны Б.Ганца и начальника Генштаба ЦАХАЛа Авива Кохави о готовности Израиля к военному удару, и им это хорошо известно, являются пустой и бессмысленной риторикой. Это хорошо понимают все заинтересованные стороны – Иран, Россия, Китай, ЕС и США». «Это чрезвычайно сложная и практически невыполнимая миссия, которая слишком велика для ВВС Израиля». Следовательно, «десятки миллиардов шекелей тратятся на подготовку ВВС к атаке, которой не будет». Даже если каким-то чудом ядерные объекты Ирана будут полностью или частично разрушены, иранские ученые сохранят ноу-хау и планы, а их невозможно уничтожить. Вопрос, какая польза от откладывания ядерной программы Ирана всего на год или два по такой высокой цене и с таким большим количеством рисков? Более того, военная операция Израиля неизменно вызовет международное осуждение и, возможно, даже приведет к санкциям в отношении Израиля. Что еще более важно, у Ирана будет законное оправдание для восстановления и развития военной ядерной программы и быстрой сборки ядерного оружия, от чего он до сих пор воздерживался. В таком случае мир больше не сможет этому противостоять и, конечно же, не сможет ввести санкции против Ирана.

Отмечается еще одна потенциальная опасность от нанесения военного удара по Ирану: если Израилю каким-то образом удастся атаковать ядерные объекты Ирана, вместо их восстановления Тегеран может потребовать ядерного разоружения всего Ближнего Востока, то есть потребовать, чтобы Израиль демонтировал ядерное оружие, которое, по мнению всех, у него есть. Смогут ли США при таком сценарии и дальше защищать Израиль (как они это делали до сих пор на всех международных форумах, включая СБ ООН) и позволить ему сохранить свое ядерное оружие? Политические лидеры, военное командование, причастные к ядерной программе и все, кто поддерживает его дальнейшее существование, должны осознавать эту опасность. Израиль должен продолжить существующую политику двусмысленности и не объявлять миру, что это ядерная держава.

Все это означает, что у Израиля нет хороших вариантов. Он находится на историческом перекрестке. Израильский военный удар невозможен и нецелесообразен. Цель Ирана на переговорах в Вене – выиграть время для ускорения своей программы до достижения статуса порогового государства или даже создания ядерного оружия, хотя эта возможность по-прежнему сомнительная.

С другой стороны, слабость администрации Байдена и ее нежелание противостоять Ирану означают, что даже в случае подписания нового соглашения в нем будет много лазеек, которые позволят Ирану продолжить развитие ядерной программы.

Если сделка не будет заключена и санкции не будут отменены – как это сейчас прогнозируют в Вашингтоне, и что является меньшим злом для Израиля, – статус-кво сохранится, и Тегеран продолжит продвигать ядерную программу. Это тоже предвещает нестабильность в регионе.

В этих обстоятельствах Израилю необходимо набраться смелости и начать диалог с администрацией Байдена в надежде достичь соглашения, в идеале официального, по которому Вашингтон предоставит Израилю и другим союзникам в регионе (если они того пожелают) ядерный зонтик.

Это заставит Иран признать, что если он разработает ядерное оружие, то не сможет угрожать им Израилю или его соседям без встречной американской угрозы возмездия. Ядерный зонтик США позволит еврейскому государству поддерживать свою ядерную программу и нейтрализовать нарастающий страх и неуверенность. При этом, полагает Й.Мельман, соглашение о ядерном зонтике между США и Израилем должно касаться исключительно ядерной сферы, но не обычных вооружений. То есть, такая сделка не должна ограничивать его свободу военных действий. Это должно позволить Израилю продолжать принимать меры против Ирана обычными средствами, осуществляя секретные операции с целью ослабления и сдерживания ядерной программы и противодействия усилиям Тегерана по расширению своей региональной гегемонии[vii] [7].

Полковник (в отставке) Игаль Кармон, президент Ближневосточного института исследований средств массовой информации (MEMRI), в интервью «Аль-Джазире» (он владеет арабским языком) сказал, что любые военные действия Израиля против Ирана будут самообороной, и что Запад не придет на помощь Израилю, если он будет слабым. Обсуждая намерения Тегерана создать ядерное оружие, он сослался на иранского политического аналитика Эмада Абшенаса, согласно которому Иран имеет возможность собрать ядерную бомбу в течение нескольких минут или часов. Он также процитировал профессора Ферейдуна Аббаси-Дивани, бывшего главу Организации по атомной энергии Ирана, который сказал, что глава иранской ядерной программы Мохсен Фахризаде, убитый США в 2020 г., работал над изготовлением ядерной бомбы. И.Кармон сказал, что единственный способ помешать Ирану реализовать свою доктрину уничтожения Израиля – это установить новую демократическую систему в Иране. Заодно он раскритиковал «Аль-Джазиру» за игнорирование демонстраций, проходящих в настоящее время в Исламской Республике[viii] [8].

Для справки, MEMRI – это некоммерческая организация с офисом в Вашингтоне (округ Колумбия) и отделением в Иерусалиме. Институт был создан в 1998 г. Игалем Кармоном (1946 г.р., уроженцем Румынии), полковником израильской службы военной разведки АМАН, и израильско-американским неоконсервативным политическим деятелем Мейрав Вурмсер. Она замужем за американским швейцарцем Дэвидом Вурмсером, бывшим советником по Ближнему Востоку вице-президента США Дика Чейни. Ранее она была ведущим научным сотрудником в Гудзонском институте (Hudson Institute), американской «фабрике мысли». И.Кармон дослужился до звания полковника в Разведывательном корпусе ЦАХАЛа, также служил в «Моссаде».

Тема иранской угрозы – номер один (с разной степенью остроты) в Израиле, несмотря на наличие разных точек зрения у политиков, экспертов и всевозможных аналитиков, что не мешает им выносить ее на международную арену. Видимо опасаясь превращения «иранского вопроса» в исключительно «израильскую фобию», военно-политическое руководство страны подчеркивает региональный и даже глобальный характер угроз со стороны Исламской Республики. При этом стоит задача сохранить, а в идеале добиться большей поддержки политики Израиля со стороны Республиканской и Демократической партии Соединенных Штатов.

Так, Б.Ганц заявил в США, что Иран – это глобальная проблема, требующая глобального решения. «Я использовал каждый случай [во время поездки в Вашингтон], чтобы подчеркнуть: Иран – это, прежде всего, самая большая угроза глобальному и региональному миру и стабильности, и только потом он представляет угрозу Израилю». «Это не должно рассматриваться как проблема Израиля или вопрос, требующий решения от Израиля. Мир столкнулся с проблемой, и мир должен ее решить», – сказал он, поясняя степень вовлеченности Израиля к подготовке действий против Ирана. По его словам, «международное сообщество под руководством США должно сплотиться и решительно противодействовать гегемонистским устремлениям и ядерной программе Ирана и восстановить стабильность во имя глобального мира».

Якоб Маджид, корреспондент The Times of Israel в США, задался вопросом, отражают ли высказывания Б.Ганца позицию всего правительства, поскольку в них прослеживаются отличия от заявлений премьер-министра Нафтали Беннета и министра иностранных дел Яира Лапида. Последние были более решительными в антииранской риторике и в советах не продолжать переговоры в Вене. В телефонном разговоре с Э.Блинкеном на прошлой неделе Н.Беннет заявил, что Иран использует «ядерный шантаж», и поэтому Вашингтон должен инициировать «немедленное прекращение переговоров». Через несколько дней Б.Ганц отметил, что у Израиля нет большего союзника, чем США, и что он верит, что администрация Байдена не позволит Ирану приобрести ядерное оружие. О наличии у него веры в США израильский министр обороны сообщил с трибуны конгресса Израильско-американского совета. Это подкрепляется тем, что и госсекретарь Э.Блинкен, и министр обороны Л.Остин «выразили свою твердую приверженность безопасности еврейского государства». «Руководство Израиля и я никогда не примем это как должное и не перестанем работать над тем, чтобы сохранить нынешнюю [американскую] двухпартийную поддержку Израиля», – сказал Б.Ганц[ix] [9].

[i] [10] Gantz: Iran building power in country’s west to attack countries, forces in Mideast // The Times of Israel. 10.12.2021. https://www.timesofisrael.com/gantz-iran-building-power-in-countrys-west-to-attack-countries-forces-in-mideast/

[ii] [11] ‘Sanctions on Iran must not be lifted,’ Lapid tells Blinken // The Times of Israel. 10.12.2021. https://www.timesofisrael.com/sanctions-on-iran-must-not-be-lifted-lapid-tells-blinken/

[iii] [12] US hits Iran with new sanctions for human rights abuses // France 24. 07.12.2021. https://www.france24.com/en/live-news/20211207-us-hits-iran-with-new-sanctions-for-human-rights-abuses

[iv] [13] Mossad chief says bad deal with Iran intolerable, vows it won’t ‘ever’ have nukes // The Times of Israel. 02.12.2021. https://www.timesofisrael.com/liveblog-december-2-2021/

[v] [14] שבת בן מאיר לשעבר ל»המל ראש עם ריאיון :רוסיה-ישראל יחסי https://www.inss.org.il/he/event/russia-israel/

[vi] [15] On Iran, Russia Is Closer to Israel Than ‘What’s Publicly Exposed,’ Former Top Official Says // Haaretz. 08.12.2021. https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-on-iran-russia-is-closer-to-israel-than-what-s-exposed-former-top-official-says-1.10450342

[vii] [16] Striking Iran’s Nuke Sites Is an Impossible Mission for Israel. Here’s What It Must Do // Haaretz. 01.12.2021. https://www.haaretz.com/israel-news/striking-iran-s-nuke-sites-is-an-impossible-mission-for-israel-here-s-what-it-must-1.10426152

[viii] [17] MEMRI President: Iran Working on Nuclear Bomb, Israeli Military Action Would Constitute Self-Defense. https://www.youtube.com/watch?v=Ser5EX3lo9Y

[ix] [18] Gantz: Iran foremost a threat to global peace and only then a threat to Israel // The Times of Israel. 11.12.2021. https://www.timesofisrael.com/gantz-iran-foremost-a-threat-to-global-peace-and-only-then-a-threat-to-israel/