- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О подготовке государственного переворота в Сомали

Вот уже более года в Федеративной Республике Сомали (ФРС) продолжается политический кризис, вызванный острой борьбой за власть в стране между сторонниками и противниками действующего президента Махамеда Абдуллахи Махамеда (Фармаджо). Следствием этого противоборства стали неоднократные отсрочки, изменения и уточнения порядка проведения парламентских выборов, вслед за которыми должны состояться и президентские выборы. В ходе первого этапа выборов, проходившего с июля по октябрь, депутатами парламентов федеральных регионов Сомали (Пунтленда, Джубаленда, Юго-Западного региона, Гальмудуга, Хиршабелле и, условно, Сомалиленда) были избраны 54 сенатора верхней палаты Федерального Парламента страны. Из них не менее половины мест заняли представители или сторонники оппозиции. Однако начавшийся в конце ноября второй этап выборов, в процессе которого комиссиям выборщиков предстоит избрать 275 депутатов нижней палаты Федерального Парламента, вызвал поначалу серьёзную озабоченность, затем и решительный протест оппозиционных сомалийских группировок, прежде всего так называемого Союза кандидатов на пост президента Сомали (Midowga Musharaaxiinta). В эту официально не зарегистрированную политическую организацию входят, большей частью, политики и крупные бизнесмены племён хавие, в том числе два бывших президента страны Шариф Шейх Ахмед и Хасан Шейх Махмуд (представители соплеменности мудулод, доминирующей в Могадишо и соседних районах). Когда на выборах, начавшихся в Могадишо, Дусамаребе и Байдабо, стали одерживать верх кандидаты от пропрезидентской партии «За мирную жизнь» (Nolol iyo Nabad), Союз кандидатов заявил о грубых и массовых нарушениях порядка проведения выборов и потребовал от премьер-министра Махамеда Хусейна Робле остановить их дальнейший ход. В числе нарушений оппозиционерами были названы случаи вмешательства федеральных и региональных властей в работу избирательных комиссий на местах, подмену выборщиков, необоснованный отказ отдельным политикам в регистрации в качестве кандидатов, отсутствие должной объективности и гласности в работе избиркомов и др. При этом в комиссию по разрешению споров в ходе выборов официально были поданы жалобы лишь три жалобы, и то с большим опозданием. В ответ премьер-министр обещал устранить допущенные в ходе выборов нарушения и дал указания главам ФР и председате-лям избиркомов обеспечить в дальнейшем чистоту и прозрачность выборов в соответствие с установленным порядком их проведения.

Однако такой ответ не устроил оппозицию. В результате серии совещаний руководящего совета Союза кандидатов, проходивших в течение двух последних недель в фешенебельном отеле «Джазира» в Могадишо, оппозицией было принято решение бойкотировать выборы, организованные премьер-министром и членами Национального консультативного совета. Поскольку, по убеждению оппозиции, президент и правительство оказались не способны, да и не стремятся, провести честные выборы, Союз кандидатов разработал и предложил реализовать так называемый «План спасения сомалийской нации», который 12 декабря был опубликован подконтрольными оппозицией СМИ. Этот план, как альтернатива «украденным выборам», предусматривает срочное создание Высшего государственного совета (ВГС), главными задачами которого станут «освобождение страны от реакционных сил» (подразумевается действующий президент и правительство), завершение разработки и принятие Конституции Сомали, проведение в стране в течение двух лет прямых всеобщих выборов по принципу «один избиратель – один голос». Заметим, что чуть больше полугода назад аналогичное предложение президента Фармаджо о проведении выборов было решительно отвергнуто оппозицией, которая устроила вооружённый мятеж в Могадишо. Также на ВГС возлагаются задачи обеспечения национального единства и территориальной целости страны, укрепления её безопасности и развития на принципах федерализма и демократии. В опубликованном Союзом кандидатов документе провозглашается основополагающая роль шариата при принятии любых законов страны.

В состав ВГС, по замыслу разработчиков документа, войдут 50 членов (или 51 член, если президент будет избран из числа кандидатов, не вошедших в ВГС), в том числе:

— руководители федеральных регионов Сомали и провинции Бенадир;

— все признанные кандидаты на пост президента Сомали (в основном члены Совета кандидатов):

— по три представителя от общественности, женских, молодёжных организаций и Высшего совета сомалийских улемов.

Таким образом, большинство членов ВГС составят представители Союза кандидатов. Первое заседание этого органа должно состояться в течение недели после его провозглашения, а уже через две недели ВГС должен избрать нового президента страны. Выборы будут проходить открыто, в присутствии представителей общественности, независимых СМИ и международного сообщества. На пост президента может претендовать любой гражданин Сомали, соответствующий требованиям действующей Временной конституции.

После избрания нового президента Сомали, тот, посоветовавшись с ВГС, в течение двух недель должен назначить главу Правительства национального спасения. Президент также будет председательствовать на ежемесячных заседаниях ВГС, на которых предстоит принимать необходимые стране законы, в первую очередь закон о госбюджете на 2022 год. Срок полномочий ВГС – два года, после чего он уступит место законно избранному парламенту.

Чтобы придать своему плану видимость широкой общественной поддержки и хоть какую-то легитимность, Союз кандидатов в тот же день, 12 декабря, объявил о созыве общенациональной конференции «для определения путей выхода страны из политического кризиса и предотвращения гражданской войны». Для подготовки конференции созданы организационный комитет и комитет безопасности, что подтверждает проводимую Союзом кандидатов подготовку к вооружённой борьбе за власть. Косвенно на это указывает и тот факт, что цены на оружие на «чёрном рынке» в Могадишо за последний месяц выросли в полтора раза. Ранее в сомалийских СМИ уже звучали заявления отставных офицеров и генералов Сомалийской национальной армии и Службы безопасности из числа сторонников оппозиции об их готовности в очередной раз  сформировать армию национального спасения, в которую войдут «патриотически настроенные» отряды ополчения и части СНА. По всей видимости, речь шла об ополченцах из племён абгаль и хабар-гидир, а также подразделениях 4-й и 7-й мотопехотных бригад СНА, которые участвовали в антиправительственном мятеже в апреле этого года.

Таким образом, сомалийская оппозиция в лице ряда влиятельных политиков и безнесменов из племён хавие, не будучи уверенной в своей победе на парламентских и президентских выборах и не сумев полностью подчинить своим интересам премьер-министра Робле, по-видимому, делает ставку на свержение действующего президента силовым путём. Имея своих сторонников в правительстве, к числу которых можно отнести и нового министра внутренней безопасности Абдуллахи Махамеда Нура, лидеры оппозиции, вероятно, постараются нейтрализовать силы полиции и Службы национальной безопасности и разведки (СНБР) в Могадишо, что им частично удалось во время апрельских событий. Тем более, что в настоящее время часть верных президенту подразделений всё ещё находится в пров. Гальгудуд, куда они были переброшены из Могадишо для подавления мятежа боевиков «Ахлу Сунна валь-Джамаа». Однако следует учитывать, что за прошедшие полгода СНА, СНБР и полиция пополнились новыми, достаточно хорошо вооружёнными подразделениями, прошедшими подготовку в учебном центре «Турксом» в окрестностях Могадишо и в Турции. Кроме того, как сообщают сомалийские СМИ, на днях ожидается прибытие в Могадишо из Эритреи до 3 тыс. (?) военнослужащих СНА, проходивших там более года военную подготовку, оплаченную якобы Катаром. Поэтому ныне расклад сил в сомалийской столице, как нам представляется, заметно изменился в пользу президента Фармаджо, и в случае развязывания вооружённого конфликта в Могадишо оппозиции вряд ли удастся так быстро и легко достичь поставленной цели.

Несмотря на откровенно провокационный характер последних времени заявлений представителей оппозиции, фактически направленных на свержение действующих органов государственной власти Сомали, ни президент Фармаджо, будучи «гарантом конституции и Верховным главнокомандующим», ни глава правительства Робле пока никак публично не отреагировали на эти, на наш взгляд, противоправные действия. Впрочем, возможно ответ последует уже в ближайшие дни. Пока же премьер-министр ограничился заявлением о том, что парламентские выборы будут продолжены согласно ранее достигнутым договорённостям Национального консультативного совета. Хотя в действительности, с начала декабря ни на одном из участков выборы депутатов Народного Собрания Сомали не возобновились, а в Пунтленде, Джубаленде и Хиршабелле даже не начались. Поэтому до конца этого года выборы в Сомали уж точно не завершатся. А вот состоятся ли они вообще в ближайшие месяцы или страна в очередной раз погрузится в хаос гражданской войны, очевидно, прояснится уже в скором будущем.