- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Чего ждут в Израиле от переговоров в Вене?

Продолжающиеся в Вене переговоры по иранской атомной проблеме вновь «буксуют», не решив на сегодня ни одной из возложенных на них надежд. Глава Госдепартамента США Энтони Блинкен был вынужден на днях заявить, что если нынешний этап  дипломатической работы не достигнет результатов, «мы будем вынуждены применить другие возможности воздействия в отношение Ирана». В целом, США транслируют пессимизм относительно достижения поставленных целей, и на этом фоне Израиль готовит себя к тому, чтобы реализовать самый жесткий сценарий противодействия развитию иранской атомной программы. Популярная израильская ежедневная газета «Исраэль гайом» выразила 12 декабря эту мысль следующим заголовком: « Если Иран прорвется к атомной бомбе, мы будем действовать». Речь идет о возможном военном противостоянии, и каким бы апокалиптическим не казался такой сценарий, его не следует снимать с повестки дня и относиться к нему нужно со всей возможной серьезностью. Именно с этим связаны усилия руководителей израильских силовых структур, пытающихся заручиться поддержкой США и других стран Запада в недопущении вхождения Ирана в ядерный клуб. В США с этой целью побывал глава «Моссада» – службы внешней разведки Израиля Давид Барнеа, где он предоставил американскому руководству новые факты о реальном продвижении ИРИ на атомном направлении. Выступая несколько дней назад на церемонии награждения лучших сотрудников этой структуры, Д.Барнеа сказал, что за время его каденции на этом посту (обычно это срок до 5 лет – В.М.) Исламская Республика не выйдет на обладание этим видом неконвенционального оружия. Он полагает, что этого вообще не случится.

А чего же добивается Исламская Республика Иран?  Нынешнее иранское правительство неоднократно за последнее время на всех уровнях – и нового президента Эбрахима Раиси, и главы МИДа Амира Абдоллахияна, командиров силового блока, заявляло, что главная и единственная цель нынешнего дипломатического  раунда – полное снятие  санкций, непомерным грузом давящих на Иран со всех сторон и не дающих стране реализовывать программы развития на всех возможных направлениях. Но никаких реальных успехов с переговорного «фронта» не поступает. В этом плане представляет интерес субботнее заявление  пресс-секретаря иранского МИДа  С.Хатибзаде, объявившего, что в скором времени иранское правительство опубликует «хорошую новость» для мирового сообщества. Несомненно, это будет касаться продвижения иранской атомной программы. Об этом же не раз говорил глава иранских переговорщиков Али Багери Кани. На сегодня, правда, можно констатировать, что ничего определенного о прогрессе на венских переговорах сказать невозможно. Причем,  иранские переговорщики пытаются представить венский процесс в оптимистичном ракурсе, однако, из слов противостоящих ИРИ европейской тройки и США видно, что они отнюдь не разделяют иранские оценки, и их настроение можно описать как находящееся на пороге полной безнадежности. Все громче озвучивается мнение о том, что  нынешняя переговорная команда ИРИ отходит от тех договоренностей, что были достигнуты на первых шести раундах, проходивших в марте-июне, то есть, при президенте Х.Роухани.  Ничего реально нового и способного стать предметом переговорного процесса   не создано, и происходит то, что на фарси передается словом «вакткоши» — «бессмысленная трата времени».  Между тем, это происходит параллельно визиту и переговорам в Вашингтон израильского министра обороны Бени Ганца, который уже успел вернуться домой.  Каковы  осязаемые результаты его поездки и до какой степени  израильские силовики, представившие лидерам США полную картину сегодняшнего положение в иранском продвижению по пути  в ядерный клуб, сумели убедить Белый дом в необходимости жесткий действий на иранском направлении?  Другими словами,  вынужден ли будет Израиль в одиночку прибегнуть к решительных действиям в направление нейтрализации угроз, которые несет иранская атомная программы, понимая под этим все, что специалисты называют ее военным компонентом.  Сочтет ли Израиль целесообразным действовать без поддержки извне? Имеются ли другие возможность достичь поставленных целей, не прибегая к силовым акциям?

Израильские СМИ дают разные ответы на этот принципиальный вопрос. Один из них принадлежит известному в стране эксперту, главе иранского департамента Института по изучению контента СМИ стран Ближнего Востока Навиду Тубиану.  В интервью израильской радиостанции «Пейамэ Эсраиль» аналитик сказал, что прежде всего мы должны помнить об обещании, данном нынешним американским  президентом  на этапе своих  предвыборных обещаний о том, что США обязательно вернутся к договору СВПД. На Востоке  переговоры в этом направлении рассматриваются как торг, а значит, цена товара, по есть возвращения к соглашению 2015 г, должна неимоверно возрасти. Иранцы, как никто другой, могут торговаться, и затягивание времени – их самое эффективное оружие. А пока идет торг, иранцы обогащают уран до запрещенного им СВПД уровня в 20% и используют запрещенные тем же документом новые продвинутые центрифуги.  Попутно, говорит Н.Тубиан, они опробовали и обогащение до 60%. То есть, на сегодня они дурачат мировое сообщество. Затягивая время, они накопят запас урана, достаточный для создания атомной бомбы. Но нельзя думать, что Дж.Байден и его команда – простофили, которые могут попасться на иранские уловки, и они отменят санкции, поверив иранцам на слово. Нет, их поведение, выразившееся в накладывании новых и новых санкций, свидетельствует об обратном. Уже сегодня видно, что новая американская администрация не даст себя обмануть. Именно поэтому никаких действий со стороны США пока не последовало. Американцы не делают ничего такого, что может быть расценено, как беспочвенные уступки.

Но если это не продвигает  достижение договоренностей, — говорит израильский аналитик-иранист Н.Тубиан, —  если это не работает на достижение главного эффекта – нейтрализовать развитие военного компонента иранской атомной программы, то нужно ввести в действие не пряник, а кнут. Конечно, есть и другие возможности воздействия на Иран со стороны США, которые покажут, что мир отслеживает каждый шаг ИРИ. «Можно арестовывать иранские танкеры, перевозящие иранскую нефть в обход санкций, аннулировать  незаконные финансовые потоки, запретить передачу Ирану его авуаров, сосредоточенных в западных банках. Однако, американцы, заявляя о том, что они очень серьезны в понимании того, как нужно последовательно и методично давить на Иран по всем возможным направлениям, пренебрегают многими очевидными акциями, способными быть достаточно чувствительными для иранской экономики». На только что завершившихся переговорах Б.Ганца во время его поездки в США, его американский коллега Ллойд Остин сказал, что в случае необходимости «мы можем ввести в действие и другие возможности».

В данном случае, отмечает Н.Тубиан,  нужно отметить два пункта.  Если переговоры провалятся, США решат прибегнуть к военной акции. Ну, а если они будут удачны? На сегодня тема исхода  переговоров стала потенциальной точкой конфронтации между США и Израилем.  В Вашингтоне уверены, как написала 10 декабря  The New York Times, что переговоры принесут победу США, которые достигнут искомого соглашения. Израильский аналитик не солидаризируется с таким выводом, полагая, что явный провал США в Афганистане дает повод для серьезных сомнений.

Что касается самого визита израильского министра обороны, который охарактеризовали в стране как судьбоносный, то Б.Ганц  вернулся домой с решением американского руководства провести в начале весны будущего года  в регионе совместные военно-воздушные маневры с участием десятков самых современных истребителей, на которых будут отрабатываться совместные удары по целям иранской атомной инфраструктуры. Но в США эту информацию не подтверждают, но и не опровергают. Однако, не означает ли это, что до весны никакого решения по иранской проблеме принято не будет? Таким образом, поездка Б.Ганца вряд ли имела те результаты, которых от нее ждали. Однако непреложным фактом является то, что она подтвердила незыблемость военно-стратегического сотрудничества на американо-израильском направлении.