- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О текущей социально-экономической ситуации в Ливане

Социально-экономическая ситуация в Ливане в конце 2021 года остается крайне напряженной. Выпущенный в сентябре доклад Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии констатировал, что с 2019 года уровень многомерной бедности в стране вырос на 42%. Многомерная бедность, как известно, охватывает различные аспекты жизни населения, которые не поддаются оценке с помощью стоимостных показателей: здоровье, образование, условия жизни, личная безопасность, доступ к публичным услугам. Эксперты ООН определили, что сегодня 82% ливанцев пребывают в состоянии многомерной бедности.

Наибольшую тревогу вызывает ситуация с национальными продовольственными системами – от производства до переработки, ритейла и рынков. В частности, в ноябре с.г. эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) включили Ливан в список из девяти азиатских стран, которые находятся в зоне риска с точки зрения продовольственной безопасности и под угрозой прекращения поставок продовольствия на национальном уровне для удовлетворения нужд населения. В этом списке Ливан оказался наряду с преимущественно странами, охваченными активными и полуактивными вооруженными конфликтами – Афганистаном, Cирией, Йеменом, где возникают препятствия в первую очередь для физического доступа населения к продовольствию. В Ливане же главная причина продовольственных рисков – сложнейший финансово-экономический кризис в стране.

В ноябре-декабре с.г. складываются явные признаки того, что в последующие месяцы социально-экономическая ситуация продолжит ухудшаться в обозримом будущем. По сравнению с доковидным периодом доля домашних хозяйств, лишенных доступа к услугам здравоохранения в Ливане увеличилась с 9% до рекордных 33%. Это эквивалентно 400 тысяч домашних хозяйств. В начале 2022 года в Ливане будет высок риск отмены различных социальных субсидий и выплат с учетом дальнейшей деградации финансовой ситуации в стране. Тем более что 55% населения не охвачены даже самым базовым тарифом медицинского страхования.  По опросам ООН, более половины домашних хозяйств в Ливане (52%) не могут позволить себе приобретение медицинских препаратов и лекарств. C 2019 года эта цифра увеличилась вдвое и сегодня составляет 630 тысяч домашних хозяйств.

Уровень безработицы в Ливане вырост не так сильно – он составляет сегодня 13%. Однако проблема глубже – в последние несколько лет Ливан лишился большой доли квалифицированных, профессиональных кадров – врачей, преподавателей и инженеров. Утечка мозгов ведет к тому, что предложение на рынке услуг по этим важнейшим направлениям резко сократилось и потеряло в качестве, что ведет к росту цен на профессиональные услуги в сферах образования, здравоохранения, коммунального хозяйства, строительства и пр.

Сфера энергетики – одна из наиболее пострадавших в результате растущего социально-экономического кризиса. До политического кризиса 2019 года электроэнергия в стране распределялась неравномерно – в зависимости от инфраструктуры и других обстоятельств одни регионы имели лучший доступ к услугам электроэнергии, чем другие. Сегодня все без исключения регионы Ливана испытывают серьезные перебои с доступом к электричеству, вплоть до многочасовых отключения электричества, доходящих до 22 часов в день. По данным экспертов ООН, на конец 2021 года 54% домашних хозяйств в Ливане не имеют доступа к централизованной подаче электроэнергии. При этом альтернативные варианты получения электроэнергии за счет частных генераторов стоят очень дорого и не по карману большинству населения страны.

Рост потребительских цен – еще один драйвер социально-экономического кризиса в Ливане. Инфляция за период пандемии выросла на 281%. Это повлияло и на рост показателей бедности (определяется по уровню дохода) с 25% до 74% населения в период с 2019 по 2021 гг.

Наконец, в серьезном кризисе пребывает система образования Ливана – один из важнейших компонентов многомерной бедности. Среди студентов высших учебных заведений этот показатель равен 63%, что ниже среднего значения по стране. Однако в группе студентов с низкими баллами за обучение показатель многомерной бедности достигает 90%.

Наконец, социально-экономический кризис в Ливане бьет сильнее всего по наиболее уязвимым группам населения, включая старшее поколение. Доля старшего населения, находящегося в ситуации многомерной бедности, выросла с 44% в 2019 году до 80% в 2021 году.

Резюмируя, череда глубоких политических и экономических кризисов в Ливане за последние два года, и наложившийся на них негативный эффект пандемии фактически привели к сильнейшему расслоению в стране и ликвидации среднего класса как такого. Для преодоления последствий социально-экономического кризиса и минимизации новых рисков в 2022 году правительству необходимо обеспечить консолидацию и солидарность всего ливанского общества, и создать благоприятную политическую среду. Крайне важно также восстановить доверие международных инвесторов.

Назначенному в сентябре 2021 года новому правительству во главе с премьер-министром Наджибом Микати это пока не очень удается — ни внутри страны, ни на внешнем фронте. Внутри страны деятельность сформированного Н.Микати на коалиционной основе кабинета министров оказалась отчасти парализованной с самого начала после его формирования. Это вызвано ростом противоречий между суннитами и шиитскими силами во главе с «Хизбаллой», которая саботирует работу всего кабинета через своих министров в правительстве и собственно самого Н.Микати. Суть конфликта – препятствование шиитами начатого расследования в отношении взрыва в порту Бейрута в августе 2020 году, которое они считают предвзятым и контролируемым со стороны западных стран.

Этот внутренний конфликт сковывает действия правительства также и на внешнем фронте и не позволяет восстановить доверие среди инвесторов и доноров от которых могла бы поступить значительная финансовая поддержка. Ситуация усугубилась еще и после того, как в октябре с.г. разразился дипломатический кризис между Ливаном и монархиями Персидского залива во главе с Саудовской Аравии, что окончательно лишило Ливан возможностей получения важной финансовой помощи из этих стран. Кризис возник из-за неосторожных высказываний министра информации Ливана Джорджа Кордахи в поддержку хоуситов в Йемене, причем озвученных еще до его назначения на пост министра в августе с.г. В начале декабря Кордахи был вынужден уйти в отставку, однако ситуация пока так и не налажена  — Саудовская Аравия и ряд ее союзников (Бахрейн, ОАЭ, Кувейт) отозвали своих послов из Ливана и стали бойкотировать импорт ливанской плодоовощной продукции, что стало дополнительным ударом по местной экономике. Одновременно, CША, Франция, Германия и другие западные страны главным условием для размораживания инвестиционной помощи ставят либерализацию экономики и проведение реформ под эгидой МВФ.

Однако все же главным драйвером преодоления социально-экономического кризиса могло бы стать создание механизмов социальной защиты и преодоления бедности в стране, что позволило бы привлечь и внешнее финансирование. Проведенное ООН моделирование показало, что если наиболее богатая прослойка ливанцев будет ежегодно перечислять на эти цели не более 2% своего дохода, это позволило бы решить в корне проблему бедности в стране.