- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О спорах в Иордании по вопросу конституционных поправок

Король Иордании Абдалла II часто говорил, что хотел бы однажды стать конституционным монархом, и реформы, разработанные ранее в этом году, казались шагом, пусть и незначительным, в этом направлении. 30 поправок были представлены в парламент 14 ноября, и Абдалла II выразил надежду, что Иордания станет полноценной демократией  в течение десятилетия. При этом напомним, что парламент в  Иорданском Хашимитском Королевстве играет второстепенную роль.  В частности, премьер-министра всегда выбирает король, а не депутаты или избиратели. Согласно недавнему исследованию, только 37% иорданцев доверяют нынешнему парламенту. Но в конституционные поправки, разработанные королевской комиссией в этом году и представленных парламенту две недели назад, которые направлены на расширение участия парламента и на то, чтобы депутаты выбирали премьер-министра, правительство уже внесло восемь спорных поправок. Критики говорят, что эти они фактически передают больше власти королю Абдалле II , а сами поправки вызвали демонстрации протеста. Помимо поправок люди на улице протестовали и против спорного соглашения между Иорданией и Израилем об обмене электроэнергии на воду.

В чем суть конфликта? Спорные поправки правительства предусматривают создание национального совета по международным отношениям и безопасности, который будет отвечать за внешние политические дела, государственный бюджет и другие суверенные вопросы и вопросы безопасности. Совет будет возглавляться королем и включать премьер-министра, командующего армией, руководителей органов безопасности, министров внутренних дел и иностранных дел и еще двух членов, назначаемых королем. Поправки также наделяют короля исключительной ответственностью за назначение и принятие отставки нескольких высших постов в стране, от начальника полиции  и главы судебной власти, до муфтия. Иордания при Абдалле II и его правительстве находятся сейчас не в самом лучшем состоянии. Уровень безработицы и бедности находится на пике, а власть короля, похоже, была поставлена под сомнение предполагаемым заговором о государственном перевороте, в котором участвовали его сводный брат Хамза при участии Саудовской Аравии. Одно из обвинений против Хамзы, который до сих пор находится под домашним арестом, состояло в том, что он слишком сблизился с иорданскими бедуинскими племенами. Традиционно являясь основой поддержки монархии, в последнее время они чувствовали себя маргинализированными, поскольку королевский дворец сократил государственные субсидии, которые были ключевыми для поддержания лояльности в системе власти, в значительной степени зависящей от государственного покровительства бедуинских племен. Король Абдалла II  также подвергся критике за свое управление экономикой страны и растущую коррупцию. Иордания сильно зависит от западной помощи, и ее имидж был подорван в прошлом месяце после того, как обширный портфель зарубежной недвижимости короля был раскрыт в утечке «Документов Пандоры».

Муса Майтта, министр по политическим вопросам, заявил, что поправки облегчают координацию между военными и гражданскими учреждениями, особенно в эти сложные времена. «Самые последние вызовы, такие как вооруженные конфликты, войны, террористические акты и проблемы с наркотиками, оказали влияние на национальную безопасность страны, и именно поэтому была предложена эта идея», — сказал он в парламенте. Это не первый случай, когда полномочия короля расширяются. В 2016 году полномочия Абдаллы II были расширены, чтобы позволить ему назначать на различные руководящие должности без консультаций с премьер-министром или соответствующим министром. В их число входят армейское командование и руководство спецслужб, а также наследный принц. В парламенте есть некоторая оппозиция против дальнейшего расширения этих полномочий, и ожидается, что в ближайшее время будет проведено голосование по поправкам. Две трети депутатов должны проголосовать «за», чтобы они прошли. Депутат парламента Салех Армути, бывший глава Ассоциации адвокатов Иордании, заявил, что «конституция сейчас находится в отделении интенсивной терапии. Эти поправки нарушают основы демократии… создавая параллельную власть, которой является Совет национальной безопасности. Это обойдет полномочия правительства и его способность правильно управлять. Как я могу, как член парламента, привлечь короля к ответственности, поскольку он будет главой этого нового совета, который лишит правительство полномочий? Сама конституция защищает короля от любой критики или ответственности». Армути также усомнился в целесообразности шагов, которые втягивают короля в политические споры: «Этот новый совет, который возглавит король, будет определять политику, и если я не одобрю его решения, я не смогу [противостоять ему], поэтому в результате это означает, что все полномочия находятся в руках одного человека, что и является самим смыслом авторитарного правления». Мамдух Аббади, бывший заместитель премьер-министра, призвал короля и парламент отклонить поправки. Он отметил, что в иорданскую конституцию не было внесено никаких изменений с момента ее создания в 1952 году по 2011 год, когда было внесено 24 поправки. За прошедшее десятилетие было внесено 70 поправок. «Самая большая проблема с этими поправками заключается в том, что они увеличили число назначений, которые производятся исключительно королем, и это противоречит идее правления народа и необходимости избранного правительства», — сказал он.