- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О потерях БПЛА китайского производства в странах Ближнего Востока и Северной Африки

Качество беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) китайского производства, поставляемых в ближневосточный регион неоднократно обсуждалось специалистами. Некоторые из них утверждают, что китайские беспилотники оказались экономически эффективной альтернативой американским дронам, другие указывают на высокие показатели аварийности и ненадежности этих аппаратов по сравнению с израильскими, американскими и турецкими аналогами. Несмотря на проблемы, китайские БПЛА по-прежнему пользуются популярностью на рынках вооружений стран Ближнего Востока и Северной Африки[i] [1].

Очевидная низкая стоимость китайских БПЛА делает их идеальным выбором для стран с ограниченным бюджетом. И наоборот, цена некоторых китайских БПЛА фактически приближается, а в некоторых случаях даже превышает стоимость западных аналогов[ii] [2]. Например, затраты на приобретение одного БПЛА Wing Loong II ближневосточными заказчиками составляют около 15 млн долларов США для международного клиента, что в три раза превышает цену турецкого БПЛА Bayraktar TB2.

Таким странам, как Иордания, в конечном итоге пришлось на горьком опыте из-за плохой надежности выставить на продажу весь свой парк БПЛА CH-4B менее чем через два года после закупки дронов у Китая[iii] [3]. Тот же тип показал себя немного лучше в Ираке: 8 из его 20 CH-4B разбились всего за несколько лет, в то время как 12 оставшихся в настоящее время простаивают в ангаре из-за нехватки запчастей. Алжир потерял 3 CH-4B в результате крушений в течение нескольких месяцев, а Нигерия, Марокко и Туркменистан вообще закупили турецкие БПЛА после эксплуатации китайских дронов[iv] [4].

Трудно дать точный обзор потерь китайских БПЛА, поскольку такие страны, как Туркменистан, вряд ли когда-либо объявят о потерях своих (китайских) дронов. Такая же ситуация и с Саудовской Аравией. Поэтому, многие потери остаются незамеченными. Вместе с тем, существуют несколько научно-исследовательских и разведывательных организаций, специально отслеживающих падающие на землю (сбитые) летательные аппараты, в том числе ракеты и БПЛА. Они ведут статистику поражения воздушных целей. Например, Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI, Швеция)[v] [5].

В нижеприведенном списке представлены потери БПЛА китайского производства, закупленные странами Ближнего Востока и Северной Африки. В него включены визуально подтвержденные образцы, идентифицированные сотрудниками SIPRI. Однако, фактическое количество потерянных БПЛА значительно превышает данный перечень: эксперты института, проанализировав программу продажи китайских беспилотников странам Ближнего Востока и Северной Африки, пришли к выводу, что Саудовская Аравия уже приобрела 70 китайских многоцелевых БПЛА, Египет – 60, ОАЭ – 40, Пакистан – 25, Ирак – 12 (таблица 1).

Таблица 1 – Потери БПЛА китайского производства в странах Ближнего Востока и Северной Африки (по данным SIPRI)

Страна Тип БпЛА Кол-во Год утраты
Алжир CH-4B 3 (1, 2020) [6]

(2, 2020) [7]

(3, 2020) [8]

Египет Aisheng ASN-209 1 (1, 2021) [9]
Ирак CH-4B 8 (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 2015-2020) [10]
Ливия Sea Cavalry SD-60 1 (1, 2019) [11]
Chilong CL-4 2 (1, 2019) [12]

(2, 2019) [13]

Chilong CL-11 1 (1, 2019) [14]
ОАЭ Wing Loong 2 (1, 2016) [15]

(2, 2019) [16]

Wing Loong I 4 (1, 2020) [17]

(2, 2020) [18]

(3, 2020) [19]

(4, 2020) [20]

Wing Loong II 6 (1, 2019) [21]

(2, 2019) [22]

(3, 2020) [23]

(4, 2020) [24]

(5, 2020) [25]

(6, 2020) [26]

Пакистан Wing Loong I 1 (1, 2016) [27]
Саудовская Аравия Wing Loong I 2 (1, 2019) [28]

(2, 2021) [29]

Wing Loong II 1 (1, 2021) [30]
CH-4B 9 (1, 2018) [31]

(2, 2018) [32]

(3, 2018) [33]

(4, 2019) [34]

(5, 2020) [35]

(6, 2020) [36]

(7, 2021) [37]

(8, 2021) [38]

(9, 2021) [39]

Судан DB-2 2 (1, 2014) [40]

(2, 2016) [41]

 

 

Сотрудники SIPRI считают, что закупка китайских беспилотников заказчиками из стран Ближнего Востока стала возможной в связи с двумя схожими по времени факторами: стремлением стран ближневосточного региона модернизировать свои вооруженные силы и возросшей готовностью Китая продавать разработанные им оборонные технологии, в первую очередь БПЛА. Аналитики института отмечают, что китайские БПЛА обычно уступают аналогам из США, России и Израиля, поскольку они менее продвинутые, летают с меньшей скоростью и на меньшей высоте. Основными их преимуществами является намного более низкая цена, а также большая продолжительность полета.

В заключение стоит отметить, что в докладе Королевского института объединенных служб RUSI «Вооруженные беспилотники на Ближнем Востоке»[vi] [42] сделан следующий вывод: национальный престиж и статус являются главной причиной, по которой страны региона приобретают вооружения в Китае. Несмотря на то, что технологии США в этой сфере остаются лучшими, крайне избирательная политика Вашингтона по поставке вооружений позволила Китаю заполнить пробел на рынке. Авторы доклада сообщают, что ОАЭ приобрели китайские беспилотники из соображений престижа, а затем убедили США предоставить им более совершенные технологии. В настоящее время ОАЭ продолжают использовать парк беспилотников Wing Loong 1 китайского производства, которые применяются против целей в Йемене и Ливии.

Вместе с тем, китайские компании продолжают участвовать в выставках вооружений, демонстрируя свои новые разработки БПЛА[vii] [43]. Например, на авиасалоне Dubai Airshow 2021, открывшемся 14 ноября в ОАЭ, среди выставленных на авиасалоне БПЛА, разработанных независимо китайскими предприятиями, особое внимание посетителей и покупателей привлек беспилотный вертолет CR500, который на треть короче полноразмерных беспилотных вертолетов, так как у него отсутствует рулевой винт. Особая конструкция обеспечивает большую маневренность в полете и гибкость в управлении в условиях сверхвысоких температур, а также облегчает его хранение и транспортировку.

[i] [44] https://www.oryxspioenkop.com/2021/11/tracking-worldwide-losses-of-chinese.html

[ii] [45] https://www.forbes.com/sites/dominicdudley/2018/12/17/china-fueling-drones-arms-race-middle-east/?sh=36bc2d884bb4

[iii] [46] https://nationalinterest.org/blog/buzz/chinese-drones-are-going-war-all-over-middle-east-and-africa-74246

[iv] [47] https://www.globaldefensecorp.com/2021/03/11/chinese-ch-4b-drones-keep-crashing-in-algeria-for-technical-fault/

[v] [48] https://www.sipri.org/sites/default/files/2019-12/1912_arms_flows_to_south_east_asia_wezeman.pdf

[vi] [49] https://drones.rusi.org/countries/united-arab-emirates/

[vii] [50] https://www.popsci.com/chinese-made-drone-crashes-in-pakistan/