Качество беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) китайского производства, поставляемых в ближневосточный регион неоднократно обсуждалось специалистами. Некоторые из них утверждают, что китайские беспилотники оказались экономически эффективной альтернативой американским дронам, другие указывают на высокие показатели аварийности и ненадежности этих аппаратов по сравнению с израильскими, американскими и турецкими аналогами. Несмотря на проблемы, китайские БПЛА по-прежнему пользуются популярностью на рынках вооружений стран Ближнего Востока и Северной Африки[i] [1].
Очевидная низкая стоимость китайских БПЛА делает их идеальным выбором для стран с ограниченным бюджетом. И наоборот, цена некоторых китайских БПЛА фактически приближается, а в некоторых случаях даже превышает стоимость западных аналогов[ii] [2]. Например, затраты на приобретение одного БПЛА Wing Loong II ближневосточными заказчиками составляют около 15 млн долларов США для международного клиента, что в три раза превышает цену турецкого БПЛА Bayraktar TB2.
Таким странам, как Иордания, в конечном итоге пришлось на горьком опыте из-за плохой надежности выставить на продажу весь свой парк БПЛА CH-4B менее чем через два года после закупки дронов у Китая[iii] [3]. Тот же тип показал себя немного лучше в Ираке: 8 из его 20 CH-4B разбились всего за несколько лет, в то время как 12 оставшихся в настоящее время простаивают в ангаре из-за нехватки запчастей. Алжир потерял 3 CH-4B в результате крушений в течение нескольких месяцев, а Нигерия, Марокко и Туркменистан вообще закупили турецкие БПЛА после эксплуатации китайских дронов[iv] [4].
Трудно дать точный обзор потерь китайских БПЛА, поскольку такие страны, как Туркменистан, вряд ли когда-либо объявят о потерях своих (китайских) дронов. Такая же ситуация и с Саудовской Аравией. Поэтому, многие потери остаются незамеченными. Вместе с тем, существуют несколько научно-исследовательских и разведывательных организаций, специально отслеживающих падающие на землю (сбитые) летательные аппараты, в том числе ракеты и БПЛА. Они ведут статистику поражения воздушных целей. Например, Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI, Швеция)[v] [5].
В нижеприведенном списке представлены потери БПЛА китайского производства, закупленные странами Ближнего Востока и Северной Африки. В него включены визуально подтвержденные образцы, идентифицированные сотрудниками SIPRI. Однако, фактическое количество потерянных БПЛА значительно превышает данный перечень: эксперты института, проанализировав программу продажи китайских беспилотников странам Ближнего Востока и Северной Африки, пришли к выводу, что Саудовская Аравия уже приобрела 70 китайских многоцелевых БПЛА, Египет – 60, ОАЭ – 40, Пакистан – 25, Ирак – 12 (таблица 1).
Таблица 1 – Потери БПЛА китайского производства в странах Ближнего Востока и Северной Африки (по данным SIPRI)
Страна | Тип БпЛА | Кол-во | Год утраты |
Алжир | CH-4B | 3 | (1, 2020) [6]
(2, 2020) [7] (3, 2020) [8] |
Египет | Aisheng ASN-209 | 1 | (1, 2021) [9] |
Ирак | CH-4B | 8 | (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 2015-2020) [10] |
Ливия | Sea Cavalry SD-60 | 1 | (1, 2019) [11] |
Chilong CL-4 | 2 | (1, 2019) [12]
(2, 2019) [13] |
|
Chilong CL-11 | 1 | (1, 2019) [14] | |
ОАЭ | Wing Loong | 2 | (1, 2016) [15]
(2, 2019) [16] |
Wing Loong I | 4 | (1, 2020) [17]
(2, 2020) [18] (3, 2020) [19] (4, 2020) [20] |
|
Wing Loong II | 6 | (1, 2019) [21]
(2, 2019) [22] (3, 2020) [23] (4, 2020) [24] (5, 2020) [25] (6, 2020) [26] |
|
Пакистан | Wing Loong I | 1 | (1, 2016) [27] |
Саудовская Аравия | Wing Loong I | 2 | (1, 2019) [28]
(2, 2021) [29] |
Wing Loong II | 1 | (1, 2021) [30] | |
CH-4B | 9 | (1, 2018) [31]
(2, 2018) [32] (3, 2018) [33] (4, 2019) [34] (5, 2020) [35] (6, 2020) [36] (7, 2021) [37] (8, 2021) [38] (9, 2021) [39] |
|
Судан | DB-2 | 2 | (1, 2014) [40]
(2, 2016) [41] |
Сотрудники SIPRI считают, что закупка китайских беспилотников заказчиками из стран Ближнего Востока стала возможной в связи с двумя схожими по времени факторами: стремлением стран ближневосточного региона модернизировать свои вооруженные силы и возросшей готовностью Китая продавать разработанные им оборонные технологии, в первую очередь БПЛА. Аналитики института отмечают, что китайские БПЛА обычно уступают аналогам из США, России и Израиля, поскольку они менее продвинутые, летают с меньшей скоростью и на меньшей высоте. Основными их преимуществами является намного более низкая цена, а также большая продолжительность полета.
В заключение стоит отметить, что в докладе Королевского института объединенных служб RUSI «Вооруженные беспилотники на Ближнем Востоке»[vi] [42] сделан следующий вывод: национальный престиж и статус являются главной причиной, по которой страны региона приобретают вооружения в Китае. Несмотря на то, что технологии США в этой сфере остаются лучшими, крайне избирательная политика Вашингтона по поставке вооружений позволила Китаю заполнить пробел на рынке. Авторы доклада сообщают, что ОАЭ приобрели китайские беспилотники из соображений престижа, а затем убедили США предоставить им более совершенные технологии. В настоящее время ОАЭ продолжают использовать парк беспилотников Wing Loong 1 китайского производства, которые применяются против целей в Йемене и Ливии.
Вместе с тем, китайские компании продолжают участвовать в выставках вооружений, демонстрируя свои новые разработки БПЛА[vii] [43]. Например, на авиасалоне Dubai Airshow 2021, открывшемся 14 ноября в ОАЭ, среди выставленных на авиасалоне БПЛА, разработанных независимо китайскими предприятиями, особое внимание посетителей и покупателей привлек беспилотный вертолет CR500, который на треть короче полноразмерных беспилотных вертолетов, так как у него отсутствует рулевой винт. Особая конструкция обеспечивает большую маневренность в полете и гибкость в управлении в условиях сверхвысоких температур, а также облегчает его хранение и транспортировку.
[i] [44] https://www.oryxspioenkop.com/2021/11/tracking-worldwide-losses-of-chinese.html
[ii] [45] https://www.forbes.com/sites/dominicdudley/2018/12/17/china-fueling-drones-arms-race-middle-east/?sh=36bc2d884bb4
[iii] [46] https://nationalinterest.org/blog/buzz/chinese-drones-are-going-war-all-over-middle-east-and-africa-74246
[iv] [47] https://www.globaldefensecorp.com/2021/03/11/chinese-ch-4b-drones-keep-crashing-in-algeria-for-technical-fault/
[v] [48] https://www.sipri.org/sites/default/files/2019-12/1912_arms_flows_to_south_east_asia_wezeman.pdf
[vi] [49] https://drones.rusi.org/countries/united-arab-emirates/
[vii] [50] https://www.popsci.com/chinese-made-drone-crashes-in-pakistan/